Структура написания сочинения-рассуждения


Структура написания сочинения-рассуждения
1 абзац
1 предложение – тема.
2 предложение – проблема.
Не рекомендуется начинать работу со слов: «В этом тексте говорится
о…» и т.д.
Как начать:
Вопросительное предложение (например: Что такое
одиночество?).
Ключевые слова (словосочетания), которые вводят в тему
(например: Одиночество… ).
Повествовательное предложение по теме (например: Очень
часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, одиноки.
Проблем в современном мире очень много. Одна из них
проблема).
Не путать тему и проблему!!!
Например, тема войны. Проблема – дружба на войне.
Тема природы. Проблема – охрана природы.
2 абзац
Комментарии проблемы (как автор раскрывает проблему). Это
может быть краткое изложение какой-то части текста.
Например: Автор на конкретных примерах показывает (2
примера из текста с комментариями). Цитаты обязательны!!!
3 абзац
Позиция автора (что он думает об этой проблеме).
Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: «Автор считает,
что «…цитата из текста…» (может быть, может не быть).
Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не
выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из
текста…».
4 абзац
ожно
разделить
на два
абзаца).
Своё отношение к проблеме:
Я полностью согласен с мнением автора…
Да, несомненно, автор прав…
Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора…
Я не согласен с мнением автора…
Я согласна с мнением автора... Я тоже считаю, чтоА
подтвердить обоснованность утверждения могу литературными
произведениями…
+ 2 аргумента (почему согласен или почему не согласен) из
жизненного опыта, из СМИ, факты истории, из произведений
художественной литературы и т.д.
5 абзац
Итог (вывод).
Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня
задуматься над этим вопросом. + Свободная форма изложения
мыслей.
Владимир Степанович Топилин
Повесть «Семь забытых перевалов»
Родился 12 февраля 1967 года в п. Чибижек Курагинского района Красноярского края
Последние сто метров Малыш бежал на последнем издыхании. Он прыгал в снегу
под гору, прилагая на передвижение последние силы. Последователи легко катились на
лыжах сзади. На границе тайги и пожарища ветровал нагромоздил несколько толстых
деревьев и, выскочив из пихтача, Малыш ткнулся грудью в хаос нагромождения, и силы
покинули его. Тяжелый стон поражения вырвался рвущимся дыханием. Вытянув голову
перед собой, уронив великолепную корону на спину, остекленевшими от ужаса глазами
Малыш ждал своей участи.
Первым из пихтача выкатился Косой. Лихо завернув лыжами, подъехал Толян.
Быстро оценив обстановку, Толян безжалостно усмехнулся, пошел к зверю:
-Допрыгался! Теперь моя очередь тебе кровь пускать.
-Подожди, не торопись. Давай лучше шмальнем, одного патрона не жалко… да и
чтобы не мучился, - предложил Косой, но Толян не остановился.
- …Я ему своим ножичком «красный галстук» пропишу…
- Смотри, Толян, чтобы рогами не саданул.
- Я со спины залезу, куда денется.
И Толян присел на круп зверя, увязшего в глубоком снегу, похлопал ладонью по
хребту, потом дотронулся до рогов:
-Да я на нем сейчас, как на мотоцикле…
Малыш не мог тронуться с места. Толик наглел, крутя голову зверя из сторону в
сторону, заламывал рога на себя или давил вперед. Сколько так могло продолжаться,
неизвестно. Только вдруг положение мгновенно изменилось. Косой не сразу понял, что
случилось. А когда вскочил, хотел помочь, было поздно.
Пока Толян артачился, Малыш утаптывал под собой в страхе смерти снег.
Почувствовав опору для прыжка, Малыш сделал попытку, прыгнул вперед. Толян, не
ожидавший такого действия, спонтанно подавшись вперед, не успев защититься, со всего
маху ткнулся лицом на рога шестилетка. Толян вытянул руки вперед, судорожно дернулся
и безвольно завалился набок. Косой за две секунды пробежал десять метров, заглянул в
лицо напарника. По лицу Толяна на рога и шею Малыша текла обильная кровь. Четвертый
отросток правого рога марала был утоплен в левом глазу человека. Сердце Толяна еще
билось, но по сути он был уже мертв.
…Защищая себя, Малыш стал невольным убийцей, а потом свидетелем
жестокости. Все это произошло по вине человека. Возможно, все еще оставаясь в плену
снега, он прощался с жизнью, ждал, что сейчас кто-то из людей выпустит в него роковую
пулю. А когда понял, что остался жив, провожая тяжелым взглядом уходящим, горестно
подумал: «На что же вы еще способны, люди?»
Образец написания сочинения
Проблем в современном мире очень много. Одна из них проблема
безжалостного отношения человека к природе. На что способны безнравственные люди?
Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека,
затрагивает В.С. Топилин в повести «Семь забытых перевалов». Следует отметить, что
данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни.
Автор на конкретных примерах показывает, что человек должен отвечать за
свои поступки. Жажда наживы, тщеславие всегда были наказуемы. По принципу
бумеранга человеку вернётся то, что он отдаёт. Величественное и израненное животное,
«уронив великолепную корону на спину, остекленевшими от ужаса глазами» ждёт своей
участи. Человек, считающий себя царём природы, не решает ускорить смерть Малыша:
«…Я ему своим ножичком «красный галстук» пропишу…». Последняя попытка Малыша
вырваться из капкана смерти стала ответом Толяну на беспринципность и жесткость:
«Четвертый отросток правого рога марала был утоплен в левом глазу человека». Защищая
себя, Малыш стал невольным убийцей, а потом свидетелем жестокости.
Автор считает, что «всё это произошло по вине человека».
Природа даёт человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную
усталость. А человек, забыв об этом, становится лишь потребителем.
Я согласна с мнением В.С. Топилина. Я тоже считаю, что безжалостное
отношение человека к природе ведёт к нравственной деградации людей. А подтвердить
обоснованность утверждения могу литературными произведениями.
В произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба» наказание неминуемо настигает
человека даже за давние злодеяния таков смысл кульминационного рассказа из первой
части цикла, давшего название всей книге. Сюжет о том, как наиболее осмотрительный и
вроде бы самый порядочный из браконьеров Игнатьич был стянут в воду гигантской
рыбой, приобретает мистико-символический смысл: оказавшись в пучине, превратившись
в пленника собственной добычи, почти прощаясь с жизнью, Игнатьич вспоминает давнее
своё преступление. Природа не прощает обиды, и за причинённое ей зло придется
заплатить сполна, потому что, убежденно и открыто заявляет писатель, «бесследно
никакое злодейство не проходит».
В повести Хемингуэя «Старик и море» рассказывается о противостоянии человека
и природы. Старый рыбак Сатьяго «борется» с огромной морской рыбой марлином. И
рыба не просто реальная рыба, в ней скрыта сила, пронизывающая весь мир. Борьба с
рыбой стала уроком для человека, который всю свою жизнь провёл на море.
Нравственные уроки природы заставили Сантьяго забыть о своём тщеславии, научили по-
другому оценивать мир природы.
Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься
над этим вопросом. Мы должны помнить, что физические, а особенно нравственные
страдания, вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или
даже уничтожить хотя бы частичку природы.