Новые требования по допуску выпускников 11-х классов к ЕГЭ по русскому языку


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Новые требования по допуску выпускников 11-х классов к ЕГЭ по русскому языку

Нормативно-правовая база

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

1.Рекомендации по организации и проведении итогового сочинения (изложения)

2. Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)

3. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

4. Бланк регистрации

По желанию :

  • освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования;
  • граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях выпускники прошлых лет.
  • (Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично).

Сроки написания итогового сочинения

  • Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря;
  • при невыполнении работы итоговое сочинение проводится в первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Повторный допуск к сдаче итогового сочинения

  • Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения в текущем году:
  • Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению неудовлетворительный результат («незачет»);
  • Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
  • Обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Права участников образовательного процесса

В целях обеспечения права на объективное оценивание итогового сочинения обучающимся предоставляется право подать в письменной форме заявление на повторную проверку сданного ими итогового сочинения комиссией из другой образовательной организации

Продолжительность написания итогового сочинения

  • Продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут ( 3 часа 55 минут)
  • В продолжительность проведения итогового сочинения не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж, заполнение обучающимися регистрационных полей и т.п.)

Продолжительность написания итогового сочинения для особой категории обучающихся

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выпускников прошлых лет, обучающихся детей-инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения увеличивается на 1, 5 часа.

При продолжительности экзамена 4 часа и более организуется питание.

Критерии оценивания итогового сочинения

Сочинение оценивается по пяти критериям.

  • Критерии №1 и №2 являются основными.
  • Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев ( №3 - №5).
  • При выставлении отметки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».
  • Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
  • Если сочинение списано из какого – либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
  • Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий №1 «Соответствие теме»

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
  • Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
  • «Незачет» ставится только при условии, если содержание сочинения не соответствует теме или в нем не прослеживается раскрытие цели , т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях ставится «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
  • Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может высказать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3.«Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
  • Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисами и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть ( во всех остальных случаях ставится «зачет»).

Критерий №4. «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
  • Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки , существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5. «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационный ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов, итого 18 ошибок на 350)

Направления, комментарии, рекомендуемые литературные произведения

«Недаром помнит вся Россия…»

  • Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.Лермонтова, особенности проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах героя Лермонтова и т.п.
  • Рекомендуются лирические произведения с различной тематикой, роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри», «Демон».

Вопросы, заданные человечеству войной

  • Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне ( с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
  • Рассказы и повести о Великой Отечественной войне, в которых война раскрывается с разных сторон ( от рассказов, созданных в 40-е - 80-е годы)

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

  • Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над этическими, социальными, экологическими и др.аспектами взаимодействий человека и природы.
  • И.А.Бунин. «Антоновские яблоки»
  • А.И.Куприн. «Олеся»
  • В.Астафьев. «Затеси», «Людочка»
  • Н.Почивалин. «На природе»

Спор поколений: вместе и врозь

  • Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о разных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
  • Л.Н.Толстой «Война и мир»
  • Д.Бикин «Третий сын»
  • И.Крамшина «Сыновий долг», «Эквивалент счастья»
  • К.Паустовский «Телеграмма»
  • В.Токарева. «Самый счастливый день»

Чем люди живы?

  • Темы данного направления предполагают размышление о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материала отечественной и мировой литературы).
  • Произведения, в которых показано влияние музыки, литературы, живописи и т. п. на нравственность человека

Требования к содержанию и построению сочинения

1. Сочинение должно соответствовать теме, которая должна быть правильно понята, полно и глубоко раскрыта. На основе знаний и точной передачи фактов должно быть дано правильное объяснение событий и поведения героев, выявлены особенности авторской точки зрения.

2. Работа должна иметь внутреннюю продуманную организацию (композицию), в основе которой положены общая идея, концепция, понимание аспектов формы и содержания произведения (произведений), предусмотренных формулировкой темы.

3. Анализ требуется вести целенаправленно и последовательно. Композиционные части нужно связывать друг с другом, стремиться к логичности переходов, соразмерности основных композиционных частей сочинения. Последнее в общем приблизительном виде может быть определено так: 10 – 15% - вступление, 75% - основная часть, 5 – 10% - заключение.

4. Все положения, мысли, высказываемые идеи следует основательно аргументировать, привлекая художественный и литературно-критический материал, важный и существенный для раскрытия разрабатываемой темы. Цитирование должно быть уместным, точным, разнообразным по способам введения цитат в текст работы.

5. Язык сочинения должен быть выразительным, ясным, богатым в лексическом отношении, но не вычурным. Стиль работы следует соотносить с темой. Изобразительные средства языка, образность может быть использована для передачи отношения к описываемому, собственной точки зрения, эмоционального восприятия текста.

6. Следует стремиться к самостоятельности и оригинальности интерпретации, избегая субъективизма и бездоказательности

Содержательные, композиционные и стилистические аспекты сочинения

ВСТУПЛЕНИЕ

  • Всегда требуется перечислить задачи работы, дать оценку темы, объяснить, как вы ее понимаете.
  • Здесь могут быть предварительно сформулированы важнейшие мысли, идеи сочинения.
  • Указывается и обосновывается материал, на котором будет раскрываться тема, если этого требует формулировка.
  • Почти всегда во вступлении уместно обращение к более общим вопросам: истории создания произведения, биографии писателя, оценке его творческого наследия, места в нем произведения.
  • Можно разъяснить смысл теоретических понятий, использованных в формулировке темы.

Основная часть

  • Важнейшее внимание уделяется тексту художественного произведения. Все прочие элементы основной части должны быть так или иначе связаны с наблюдениями над текстом, обоснованы ими, направлены на углубление понимания произведения.
  • Историко-литературный аспект, привлечение знаний о творчестве писателя в целом, указание на связи рассматриваемого текста с произведениями и художественными особенностями иных авторов, литературных направлений и групп – это может быть необходимо во многих случаях.
  • Самодостаточных теоретико-литературных наблюдений предлагаемые на экзаменах темы обычно не требуют. Поэтому теоретико-литературные понятия должны органично использоваться в ходе практической работы с произведением.
  • Думайте о необходимости композиционной стройности, стремитесь к логичности изложения и полноте охвата материала. Стройность достигается соразмерностью, очевидными и необходимыми связями между частями сочинения. Логичность означает внутреннюю непротиворечивость положений, обоснованность переходов от одной мысли к другой.

  • Полнота охвата предполагает, что затронуты все необходимые аспекты темы, указаны достаточные для е обоснования качества героя, особенности формы произведения.
  • Недопустимы неумеренный пафос, назойливое выпячивание собственной точки зрения, утверждение в качестве собственного мнения вполне очевидных, общепринятых идей, мыслей , положений (Я считаю, что Пушкин с симпатией относится к Татьяне Ларине).
  • В то же время сочинение – это творческая, а не научная работа. Излишне сухая, вовсе без эмоций речь, не только неинтересна, но даже может противоречить теме, например, когда таким образом пишется сочинение о любимом лирическом стихотворении, рассказе, писателе.
  • Стремитесь к убедительности вашей работы. Старайтесь использовать в ней разные типы речи: описание – перечисление наиболее важных сторон предмета или явления, повествование – рассказ о событиях, рассуждение – проведение определенной мысли, подготовка вывода через сопоставление предметов, понятий, явлений, идей.

Заключение

  • Обобщаются высказанные идеи, сделанные наблюдения, подводятся итоги, делается вывод о справедливости, доказанности высказанного во вступлении положения, мысли.
  • Эпиграф не обязателен. Если используется, то главное, чтобы он соответствовал теме.
  • Задача эпиграфа подчеркнуть, сделать более весомой мысль, которую необходимо обосновать в сочинении, создать необходимый эмоциональный фон для его восприятия.
  • Необходимо соблюдать хронологический принцип при употреблении в качестве эпиграфов слов известных исторических лиц. Лучше, когда в качестве эпиграфа используются слова современника писателя или человека, жившего раньше, чем тот, о котором вы пишите сочинение.
  • Высказывания наших современников в качестве эпиграфа к сочинениям о классиках обычно нежелательны.