Рабочая программа педагога по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности" 3 класс


Рассмотрено на заседании
МС
Протокол № ___ от
«__» ________ 20__ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МОУ «СОШ №2»
_________________________
«__» __________ 20__ г.
«Утверждаю»
ДиректорМОУ«СОШ № 2»
______ / _Дмитриенко И Ю
«__» __________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Азбука нравственности»
для 3 А класса
Бодровой Галины Евгеньевны
(первая категория)
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«__» __________ 20__ г.
2016/2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа кружка разработана для обучающихся 3 А класса в соответствии с
законом Российской Федерации «Об образовании» З- 273 «Об образовании в Российской
Федерации»), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. 373 «Об
утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования», Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей для обучающихся 3 А
класса МОУ сош2 г Ртищево, Саратовской Области.
В последние десятилетия условия жизни государства и личности значительно изменились.
Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса
привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». В педагогической
деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании
взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает».
Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию.
Отчуждение от жизни других и традиций своего народа, отсутствие сочувствия и
сопереживания противоречат нашей национальной культуре, в которой исторически
традиционным был приоритет духовного начала над материальным. Острота
нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных
изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач
педагогики открывать новому поколению людей мир общечеловеческих культурных и
нравственных ценностей.Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного
в младшем школьном возрасте, обрекает обучающегося, не имеющего нужных
нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.
Нравственная основа это тот стержень, на который нанизывается любое проявление
человеческой деятельности. Все это служит основанием для разработки системы духовно-
нравственного образования, позволяющего дать обучающимся необходимые этические
ориентиры, научить их самооценке, приобщить к жизни общества на основе принятых в
нем норм поведения и традиций.
Цели изучения программы: выработка основных этических понятий; усвоение
нравственных норм, правил, требований;ознакомление с культурными традициями
родного края; выработка оценочных моральных принципов, представлений;формирование
культуры нравственного поведения;выработка нравственных основ мировоззрения и
навыков самовоспитания.
Основные задачи программы:
- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах,
исторически и традиционно действующих в обществе;
- познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми,
что позволяет увидеть и осознать их проявления;
- сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения
через выбор действия и поведения;
- дать школьникам представления о критериях оценок нравственных явлений;
- помочь ребенку младшего школьного возраста сознательно вырабатывать нравственные
позиции;
- прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их
способами нравственного взросления;
- сформировать уважение к труду человека и выработка собственных трудовых навыков.
Все задачи в процессе их решения пронизанные единой сверхзадачей: понимание другого
человека, постижение его внутреннего мира, формирование представлений о самом себе.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем
школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами
поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет
возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности
нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во
внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными
взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет
сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и
развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего
школьника.
Программа«Азбука нравственности» может быть реализована учителем начальной
школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных
учащихся и педагогов дополнительного образования
Занятия кружка «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными,
строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы.
Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве
домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку
или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю
работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в
обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к
внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их
нравственной сущности.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного
развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал это высшая ценность, совершенное состояние
человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма
нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о
должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.
Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни,
духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод
нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно
быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку
реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую
роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями
(законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка
личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне
диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,
направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем
укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной,
общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-
нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов
и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной
жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненн