Приобщение детей к традиционной народной культуре в театральной студии


Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр г. Юрги»
Приобщение детей к традиционной народной культуре
в театральной студии
Автор:
Ахметова Лариса Васильевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «ДЮЦ г. Юрги»
Юрга 2014
Введение
Театр — это волшебный край, в котором ребёнок
радуется, играя, а в игре он познает мир.
С.И. Мерзлякова
Одним из важнейших направлений деятельности в дополнительном
образовании является изучение традиционного национального искусства
народов нашей страны и региона.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский высоко
оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание,
созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, -
имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях….» [9, C.253]. Хорошо зная народные
обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «…мудрость предков
зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как
оно является живым образцом в процессе народного развития. Речь идет о
воспитании внимательного и ответственного отношения к родному - родной
земле, родному языку, родному народу» [9, C.253].
Цель моей работы заключается в описании опыта педагогической
деятельности по приобщению детей к национальной культуре, развитию
интереса к устному народному творчеству, через театральную деятельность.
Задачи:
- рассмотреть понятия пословица, поговорка, сказка;
- познакомить с особенностями изучения устного народного творчества
с детьми в театральных студиях.
Приобщение детей к традиционной народной культуре
в театральной студии
Среда традиционной культуры - идеальная среда для воспитания и
развития ребенка. Синкретическая природа фольклора, основанная на
изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и
изобразительного рядов, оказывается чрезвычайно созвучной детским
формам самовыражения и коммуникации - специфической системе “детского
языка” [3].
Термин «приобщение» трактуется в толковых словарях как «привести в
общение с чем-нибудь, включить, присоединить», «дать возможность
включиться в какую-то деятельность, сделать участником чего-либо».
Использование данного понятия в организации педагогического процесса
отражает реализацию комплексного подхода к ознакомлению с изучаемым
материалом, его систематическому освоению, к включению детей в
различные виды совместной деятельности. В этом случае, ребенок
целенаправленно включается в воспитательный и педагогический процесс,
приобретая необходимые знания и навыки гораздо быстрее и эффективней,
чем при фрагментарном не связанном между собой использовании
фольклорного материала.
Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды,
обычаи и праздники это наши корни, а жить без них противоестественно.
Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не
может быть полноценной жизни. В опыте наших отцов и дедов есть зерна
такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки -
это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным
творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру
своего народа и показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Устное народное творчество это коллективное художественное
творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками
вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народа и
передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие
нравственные нормы и эстетические идеалы.
В дополнительном образовании ярким примером является
использование устного народного творчества на занятиях в театральных
студиях. Синтетический характер театрального искусства является
эффективным и уникальным средством художественно-эстетического
воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает
существенное место в общей системе художественно-эстетического
воспитания детей и юношества. Подготовка театральных постановок, как
правило, становится актом коллективного творчества для юных актеров.
Педагоги театрального направления ДЮЦ прилагают максимум
усилий, чтобы приобщать своих воспитанников к народной культуре.
Большое внимание уделяется фольклору. Погружение детей в традиционную
фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит
ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы
поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной
и доступной. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения,
создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одними из средств народной культуры являются пословицы и
поговорки. Пословицы и поговорки с давних времен собирались самим
народом и передавались из поколения в поколение. В устном народном
творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Знакомя, детей с поговорками и пословицами, мы
приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Через пословицы и поговорки у детей формируются основы
национального самосознания и любви к отечеству, развивается интерес к
исконно русским традициям, положительное отношение к трудовой
деятельности, понимание важности труда в жизни человека, почтительное
отношения к его результатам, закладываются основы художественной
культуры, обогащается русская речь, расширяется словарный запас.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные
жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются
положительные качества.
Обычно пословицы и поговорки рассматриваются как одинаковые
понятия, хотя между ними есть явные отличия. Поговорка отличается от
пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла, это
соединение краткости и яркости оценки или описания чего-либо.
В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не
задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как -
«Семь пятниц на неделе»; «Положить зубы на полку»; «С корабля на бал»,
«За словом в карман не лезет» - это и есть поговорки.
Практически все поговорки пришли в нашу речь из различных
литературных произведений и начали самостоятельную жизнь как
фольклорный жанр и являются «золотым запасом» русского языка.
Пословицы представляют собой краткие народные изречения
применительно к различным явлениям жизни. В образных и мудрых
изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы.
Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между
собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не
вытянешь и рыбку из пруда". Первые пословицы появились очень давно.
Складывались они простым русским народом.
Источником более поздних пословиц можно назвать различные
произведения русских и зарубежных авторов. В пословицах много материала
практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы,
едко и остроумно высмеивает народ в них своих врагов, а также пристыжает
такие отрицательные черты, как злость, зависть, жадность. Например: «На
чужой роток не накинешь платок», «Любишь кататься, люби и саночки
возить», «Добрая совесть - глаз божий».
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает
уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих
рук: «Был бы ловец, а ружье будет. На ловца и зверь бежит», «В иных руках
и горсть пыли в золото превращается»
Благодаря этому, фольклорные произведения являются богатейшим
источником познавательного и нравственного развития детей.
Тема природы является одной из значимой в воспитании детей.
Природа, не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Очеловечены образы Родины, родной природы в пословицах: «Дуб -
батюшка, Волга - матушка», «Холоден батюшка-сентябрь, да кормить
горазд», «Ржаной хлебушко – калачам дедушка».
Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те
пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе
эффект от их употребления пропадает. Практический опыт показывает, как
сложно донести до понимания детей смысл многих пословиц и поговорок,
поэтому необходимы наглядные средства. Для детей младшего дошкольного
возраста, знакомство с пословицами нужно начинать с самых простых,
сопровождая иллюстрациями, в среднем и старшем возрасте - в
интегрированной форме: как на занятиях, так и в процессе самостоятельной
деятельности детей.
Народные игры как жанр устного народного творчества являются
национальным богатством. А каждая игра может сопровождаться пословицей
или поговоркой. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство,
прекрасное.
Наряду с этим важная роль отводиться сказке. Как же театр может
обойтись без нее? Дети очень любят сказки, любят работать над ними на
сценической площадке. У народной сказки большой педагогический
потенциал. Она является средством влияния на развитие личности
(становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической
культуре, традициям, верованиям, формирование умений, навыков,
способностей и т.п.).
Являясь организатором городского фестиваля «Театральные
подмостки» более 20 лет могу отметить, что интерес к сказке у детей велик.
Номинация «Сказка» непременное присутствует в положениях о проведении
городских театральных конкурсов и фестивалей. В данной номинации
принимают участие дети от 4-х до 18 лет. И все они, независимо от возраста
любят разыгрывать сказки, принимают активное участие в театрализованных
представлениях во время проведения народных праздников в Детско-
юношеском центре.
Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически
связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории. Сказка
является отражением человеческой культуры.
Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка
приобщает детей к культуре своего народа. В Кузбассе проживают люди
различных национальностей. Поэтому мы изучаем сказки не только русского
народа, но и татарские, украинские, сказки коренных жителей Кемеровской
области и др. Затем воплощаем их на площадке в постановках студий.
Познавательное значение народной сказки проявляется, прежде всего,
в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает
обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а
также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе
страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и
образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения
явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына
дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ
характеризует целый социальный слой людей.
Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена
стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного, для
нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство
эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая
изобразительность и выразительность.
В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана
характеристика русской природы. Природа изображается именно русская:
чистое поле, береза, калина. Мысль о привязанности человека к родному
краю передается в сказке с заметным волнением, т.е. в сознании русского
народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение
того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось
сознание народа о ее необъятных просторах.
Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной
обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только
дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих
сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия
и лукавый русский ум.
Система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка,
приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию
русских народных сказок делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
освоение специальных умений для становления основных ("актер",
"режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель",
"костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой
театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление,
воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и
проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная,
музыкальная и пр.).
Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и
творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется. Работа с
учащимися ведется по следующим формам: чтение сказок, рассказывание
сказок, просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам, проведение
досугов народных праздников, драматизация сказок, игровые занятия,
комплексные занятия, самостоятельная игровая деятельность детей,
самостоятельная продуктивная деятельность детей, посещение
драматического театра.
Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков,
конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация
выставки книг «Бабушкины сказки».
Заключение
Таким образом, занятия в театральной студии приобщают детей к
традиционной народной культуре.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой,
произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет
способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию
учащихся. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей
Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов,
которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с
которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как
принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно
человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре
прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к
национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их
традициям.
Литература
1. Ариарский М.А. «Социально-культурная деятельность как предмет
научного осмысления». – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 791 с.
2. Виноградов Г.С. «Этнография детства и русская народная культура в
Сибири». М., 2009. - 896 с.
3. Захарченко М.В. «Народная традиционная культура в системе
образования»// Философия педагогики. - http://www.portal-slovo.ru
4. Костина А.В. «Традиционная культура: к проблеме определения
понятия»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание.
Умение»/№4 2009. культурология. - http://www.zpu-journal.ru/e-
zpu/2009/4/Kostina
5. Колинько И.В. «Культурное многообразие России как составная часть
всемирного наследия»//«Аналитика культуры».-26-Сентября-2007. -
http://analiculturolog.ru/
6. Кармин, А. С. Философия культуры в информационном обществе:
проблемы и перспективы / А.С. Кармин // Вопросы философии. 2006. №2.
C.56.
7. Мехнецов А. М. «Программные цели и задачи в деле сохранения основ
народной традиционной культуры» // «Русский фольклорный союз». - 2007. -
http://www.folklore.ru/
8. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка/-М.,1937.
9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. -
М.: Педагогика, 1990. - 416 с., с.253.