Искусство слова и его взаимосвязь с другими видами искусства


ИСКУССТВО СЛОВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ
ИСКУССТВА
Бугакова Римма Григорьевна
учитель русского языка и литературы
ГКОУ РО ОЦОНУ
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил»
Н. Заболоцкий
Важнейшая цель преподавания литературы воспитательная. Учитель
должен приложить все силы, чтобы преодолеть штампы в анализе
литературных произведений, скуку на уроках.
Содержание литературного образования предполагает общение
учеников с художественным произведением как с искусством слова,
которое формирует сознание, нравственный облик и эстетический вкус
ученика. Дать возможность учащимся полно и глубоко пережить какую-то
жизненно важную проблему – только одна из причин постоянного
стремления к приобщению их к различным видам искусства на уроке
литературы. Такая ситуация рождает естественное стремление к
сопоставлению, сближению, соотнесению и интегрированию различных
видов искусства. Познание самостоятельной эстетической ценности
каждого из видов искусства в их взаимодействии придаёт полноту
восприятию ученика. Это особенно чётко просматривается в тех случаях,
когда литература вызывает к жизни отклик в другом искусстве: писатель
вдохновил композитора, художника или театрального режиссёра на
создание других произведений. Рассмотрение таких произведений на уроке
невольно выводит на сопоставление и сравнение видов искусства, на
осмысление на уроке интегративного начала в них.
Изобразительное искусство, являясь одной из форм познания и
эстетического отражения действительности, служит важнейшим средством
всестороннего гармоничного развития человека, обогащает ум и чувства,
начиная с самого раннего возраста.
На уроках, на которых используется изобразительное искусство, у
учащихся должно складываться правильное понимание идейно-
художественных и нравственных принципов реалистического искусства
дореволюционного и советского периодов. Я бы добавила ещё и время
революции. На примере изучения биографии и творчества В.В.
Маяковского с демонстрацией его плакатов.
Демонстрация репродукций и беседы с учащимися о произведениях и
творческом пути художников должны способствовать идейному и
нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, прививать любовь
и интерес к изобразительному искусству, развивать художественный вкус,
наблюдательность, творческое воображение и мышление, фантазию,
эмоциональность, сопереживание.
Например, при изучении пьесы А.Н Островского «Гроза»,
демонстрируется портрет писателя, выполненный художником В.Г.
Перовым. Демонстрирую репродукции картин художника («Приезд
гувернантки в купеческий дом», «Чаепитие в Мытищах близ Москвы»), т.к.
Перов подвергал в своих произведениях острой критике социальное
неравенство, обличал лицемерие, тунеядство купечества. По силе
характеристики купеческих образов, сатирической остроте, Перов близок к
Островскому. Он также обличает жестокий мир кабаних и с невиданной для
того времени смелостью раскрывает тяжёлую, безотрадную жизнь простых
людей, полную страданий, душную, мрачную атмосферу того времени.
Картина «Чаепитие в Мытищах» - острое обличение самодержавного
строя. Две фигуры, два мира противопоставлены друг другу разжиревший
от праздной жизни монах и инвалид-солдат – без ноги, слепой, в
сопровождении мальчика-поводыря.
В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» художник поднимает
один из самых острых вопросов общественной жизни России 60-х гг. XIX в.
Бесправное и тяжёлое положение женщины в царской России было одной
из важнейших тем передовой русской литературы и искусства. На картине
первое знакомство купеческой семьи с приехавшей гувернанткой.
Молодая девушка, потупив взор, стоит посреди комнаты и достаёт из сумки
рекомендательное письмо. Её в упор рассматривает купеческая семья.
Впереди важно стоит с тупым лицом хозяин дома и нагло рассматривает
«товар».
Эта картина невольно оживляет в памяти ряд купеческих типов из пьес
современника Перова, драматурга А.Н. Островского. Социальное
противопоставление положено в основу картины.
Более успешному решению воспитательных задач, активизации
познавательных интересов и эстетических чувств учащихся способствует
сравнительный анализ картин русских художников на одну и ту же
близкую тему. Например, сравнительный анализ картин П.А. Федотова
«Сватовство майора» и Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».
Картины В.В. Пукирёва «Неравный брак» и Ф.С. Журавлёва «Перед
венцом». Во время анализа картин следует постоянно опираться на знания,
умения и навыки учащихся. Учащиеся должны ответить на такие вопросы,
как: сюжет картин, идейный замысел, цветовой тон, интерьер и т.д. В
сравнительном анализе могут быть использованы и картины природы.
Примерный план беседы о произведениях художников может быть
следующим:
1.Краткая социально-политическая характеристика времени, в которое
жили и творили художники.
2.Идейное содержание произведения, сравнительный анализ картин.
3.Выводы по итогам анализа картин, их содержанию, художественным
достоинствам.
4.Закрепление новых сведений, в том числе нового словаря (опорных слов)
в форме ответов учащихся на вопросы учителя, в форме пересказа
учащимися основного содержания картин, художественных особенностей
произведений.
Знакомство с картиной целесообразно начинать с рассмотрения
репродукции с последующими вопросами о названии картины, фамилии её
автора, содержании картины, какое она впечатление производит, какие
чувства вызывает. После этого, собственно, и начинается её обстоятельный
анализ.
Анализ конкретного произведения искусства дополняется следующими
вопросами:
1.Что мы видим на картине?
2.Какое явление, событие изображает художник?
3.Где находится зрительный центр картины, т.е. место, наиболее чётко и
ярко выражающее идейный смысл художественного произведения?
4.Какие чувства вызывает картина?
5.Почему поступок изображённого на картине действующего лица является
красивым, справедливым, мужественным, героическим (безобразным,
несправедливым, жестоким)?
При изучении литературного произведения и использование в этом
процессе произведения изобразительного искусства,
учащиеся приобретают умение логически связывать теоретический
материал с его изображением на картине или другом иллюстративном
материале.
Например, при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» использую
репродукцию картины М.А. Врубеля «Демон». Сравниваем портрет,
данный поэтом и художником. Учащиеся должны ответить на вопросы: что
общего между ними и чем они отличаются друг от друга? Какой портрет по
вашему мнению больше подходит к произведению?
При изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», читая с учащимися
о гибели Базарова, описание кладбища, где он похоронен, его могилы и
старых родителей, которые приходят из ближайшей деревни чуть ли не
каждый день, показываю учащимся картину В.Г. Перова «Старики
родители на могиле сына». Эта картина была навеяна художнику после
прочтения романа – под впечатлением он и написал её.
После прочтения отрывка, рассматриваем картину. Задаю учащимся
вопросы:
1.Что изображено на картине?
2.Кто изображён на картине?
3.Дать описание Базаровых:
а) у чьей могилы они стоят?
б) как нарисовал их художник?
(одежда, поза…).
4.Как выглядит могила на картине?
5.Как изображена окружающая природа?
Сравниваем описание кладбища в романе и изображение на картине.
Спрашиваю учащихся: какие чувства и раздумья вызвала у вас картина
В.Г. Перова? Как вы считаете, удалось ли художнику реализовать замысел
писателя?
При ответах на вопросы, учащиеся используют словарь и опорные слова:
пейзаж, эпизод, печальный пейзаж. Дряхлые старички, отяжелевшая
походка, ощипанные деревца.
При работе над изложением «Глухой учёный» или текстами подобного
содержания, рассказываю учащимся о художнике Е.И. Репине
(демонстрирую репродукции с его картин). Биография великого русского
художника даёт много материала учителю для реализации воспитательных
задач. Репин был неутомимым тружеником, фантастически преданным
искусству. Когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог
держать ею кисть, он сейчас же стал учиться писать левой, чтобы ни на
минуту не оторваться от живописи. А когда от старческой слабости он уже
не мог держать в руках палитру, он повесил её, как камень, на шею при
помощи особых ремней и работал с этим «камнем» с утра до ночи.
На уроках развития речи может проводиться работа по составлению
рассказа по картинке. Сначала разбираем что изображено – учащиеся
называют предметы, потом их признаки и действия. Из слов составляются
словосочетания, а затем и предложения. Из предложений рассказ. Этот
рассказ можно озаглавить, составить план к нему, сделать вывод.
Искусство слова и его взаимосвязь с другими видами искусства, конечно
же, не ограничивается одним изобразительным искусством.
Если в классе слабослышащие учащиеся, то использую аудиозаписи.
Ребята слушают голоса С. Есенина, В. Маяковского, романсы на стихи
Пушкина, Тютчева, Есенина.
Как говорится, важнейшим видом искусства для нас является кино.
Использовать на своих уроках отрывки из кинофильмов,
связанных с изучаемым литературным произведением прекрасно, да и,
просто, необходимо.
Обучение учащихся также может быть связано и с посещением театров.
А когда на школьных вечерах мы ставим сценки из произведений, чтение
детьми стихотворений … Когда на празднике «Золотая осень» учащиеся
составляют икебану или рисуют пейзаж это тоже обучение через
искусство.