Консультация для родителей "Занимайтесь в хоре!"

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей дворец детского юношеского
творчества Выборгского района
Консультация для родителей
«Занимайтесь в хоре
подготовила
педагог дополнительного образования
Мазько Наталья Анатольевна
Г. Санкт – Петербург
2014
Многие заботливые родители задаются вопросами: когда и с чего начинать обучать
ребенка музыке? Сегодня мы обсудим эти и другие вопросы, касающиеся музыкального
образования детей.
Начинать развивать в ребенке музыкальность нужно как можно раньше, желательно с
перинатального периода. Уже с рождения важно давать слушать приятную, мелодичную
музыку, чаще обращать внимание малыша на окружающие звуки, как музыкальные, так и
шумовые. Заниматься с профессиональным педагогом-музыкантом можно с 1 года в
группах раннего развития.
Способность к серьезным, осмысленным и относительно самостоятельным занятиям
появляется у детей ближе к 3 годам. Именно в этом возрасте пора уделять внимание
музыкальному образованию малыша. Но с чего начать и куда отдать ребенка? Самой
распространенной ошибкой является то, что родители принимаются искать для малыша
педагога, который «научит на чем-нибудь играть». Это абсолютно неверно. Начинать надо
с развития музыкальных способностей, с воспитания музыкальной культуры и любви к
музыке. Самой оптимальной формой является детский хор.
Пение в хоре является уникальным средством развития ребенка: оно помогает малышу
адаптироваться в детском социуме, проявить свой творческий потенциал, оно является
прекрасным профилактическим средством, помогающим сохранить здоровье малыша,
оно помогает исправить речевые проблемы, оно раскрывает музыкальные и
общехудожественные способности и просто доставляет радость от общения с музыкой,
педагогами, другими детьми.
Хоровое исполнительство это самый демократичный вид искусства, он подвластен
людям любого возраста, любого уровня подготовки, любого характера и темперамента,
поэтому каждый ребенок в хоровом коллективе может чувствовать себя комфортно. Дети
скромные, не очень в себе уверенные всегда ощущают поддержку коллектива, дети
яркие, талантливые, с лидерскими качествами могут проявить себя в сольных эпизодах,
при демонстрации образцового исполнения в рабочих моментах. Пение вообще и
хоровое в первую очередь способствует гармонизации нервной системы и стабилизации
психики ребенка как за счет совместной творческой деятельности с другими детьми, так и
за счет органичного воздействия высокохудожественной музыки.
Многие родители жалуются: «Моему ребенку медведь на ухо наступил, наверное, он не
сможет петь в хоре». Как правило, эта проблема связана с плохим взаимодействием
между слухом и голосом. В процессе занятий эта связь быстро налаживается, особенно у
детей младшего возраста, и малыши могут легко контролировать звучание своего голоса
и петь чисто. У каждого опытного педагога есть целый арсенал игровых упражнений для
воспитания у детей навыка владения своим голосовым аппаратом, для расширения и
обогащения певческого диапазона. Конечно, вокальные возможности детей дошкольного
возраста ограничены, и педагог должен очень бережно относиться к голосовому
аппарату малышей, регулировать нагрузку. Но русская и современная хоровая культура,
композиторская школа настолько богаты репертуаром, что даже для маленьких
исполнителей всегда найдутся интересные и полезные музыкальные миниатюры для
исполнения.
Еще одной распространенной проблемой является неразвитое чувство метроритма, когда
ребенку сложно исполнить даже хорошо знакомое произведение в нужном темпе,
соблюдая ритмический рисунок, выдерживая паузы. В данном случае работа ведется и по
пути усиленного слухового контроля за звучанием и с помощью различных движений
под музыку.
Любая вокальная работа невозможна без постановки дыхания. С помощью различных
игровых моментов у детей вырабатывается навык «певческого дыхания» с активным
вдохом диафрагмой и медленным плавным выдохом. Такая работа способствует
обогащению крови кислородом, активизации работы сердечно - сосудистой и
дыхательной систем, что является прекрасной профилактикой многих заболеваний.
С помощью хорового пения можно исправить множество дефектов речи от небольших
проблем в произношении до заикания. Пропевая гласные, быстро и четко произнося
согласные, отрабатывая множество раз различными способами и в разных темпах
сложные моменты, на хоровых занятиях дети зачастую быстрее достигают нужного
результата, нежели на других занятиях.
Занятия в хоре воспитывают музыкальный вкус и морально нравственные качества
детей. Высокохудожественные произведения обладают высокой степенью воздействия
на души малышей, на занятиях обсуждаются и содержание произведений, причины
поступков тех или иных героев.
Но необходимо помнить, что любая проблема решается путем длительных упражнений,
тренировок, недаром в занятиях музыкой чаще используется термин «воспитание
навыка» нежели «разучивание». Но заботливые родители не должны пугаться того, что их
малышам придется достигать результата «путем длительных тренировок», поскольку
занятие в хоре - это прежде всего удовольствие. Репетиции, решение поставленных задач,
творческий труд всегда вознаграждается удовольствием от полученного результата, к
тому же работа всегда чередуется с игровыми моментами. Причем на хоровых занятиях
используются игры не обычные, доступные в повседневной жизни, а музыкальные, это
всегда привносит в занятия элемент волшебства. Выступления на концертах тоже
доставляет малышам радость и повышает их самооценку.
Занятия в хоре это возможность прикоснуться к самому волшебному, удивительному и
целительному миру, миру музыки.
Список литературы.
1. Жинкин Н.И. «Механизм речи». М., Изд. АНН, 1958
2. Морозов В. «В помощь педагогу-музыканту». М. Муз., 1965
3. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 1992
4. Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором». М., Просвещение,2002