Исследовательская работа "Ландшафтная архитектура Таганрога" 3 класс

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37
с углублённым изучением искусств и английского языка
____________________________________________________
Исследовательская работа по теме:
«Ландшафтная архитектура Таганрога»
Ерохин Александр
ученик 3 «Б» класса
Руководитель
Ступак Екатерина Владимировна
учитель начальных классов
Таганрог
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..….3
1. Теория вопроса………………………………………………..5
2. Роща «Дубки»………………………………………..…….…..6
3. Парк культуры и отдыха имени Максима Горького…….8
Заключение……………………………………………………….10
Литература………………………………………………………..12
Введение
«Пейзаж страны – это такой же элемент
национальной культуры, как и всё прочее…
Пейзаж – выражение души народа».
Д.С. Лихачёв
Мы живём в прекрасном городе, славящемся своей историей, культурой,
архитектурой. Мы гордимся, что в Таганроге родились, жили, бывали
известнейшие писатели, художники, композиторы, актёры. Но есть у нас и ещё
один повод для гордости: наш город уникален своими природными
богатствами. На самом деле, не так уж много существует населённых пунктов,
в которых было бы так много скверов, парков, аллей. А Таганрог буквально
утопает в зелени. Мы к этому привыкли. И, согласно пословице, что имеем то
не храним. Многие природные объекты Таганрога находятся в удручающем
состоянии.
На Таганьем Мысу ещё только закладывалась крепость, а Пётр I уже
издавал указы о закладке дубовых рощ. Именно стараниями прежних
поколений таганрожцев наш город превратился в город-сад. Как же у них
получалось гармонично сочетать красоту природы и красоту архитектуры? Как
нам, современным таганрожцам, не растерять это наследие и преумножить его?
Актуальность этой проблемы и побудила меня предпринять предлагаемое
исследование.
Итак, цель настоящей работы изучить историю создания некоторых
объектов ландшафтной архитектуры нашего города (рощи «Дубки» и парка
культуры и отдыха имени Максима Горького) и на их примере выявить
необходимые условия для дальнейшего развития подобных объектов, доказать
необходимость сохранения и грамотного, эстетически продуманного
преумножения зеленых насаждений в нашем городе.
В процессе работы я пытался решить следующие задачи:
- дать определение ландшафтной архитектуры и других близких
понятий;
- ознакомиться с историей рощи «Дубки» и с историей парка культуры и
отдыха имени Максима Горького;
- представить иллюстративный материал, в том числе собственные
фотографии, запечатлевшие названные объекты;
-4-
- найти отрывки из художественных произведений, местом действия
которых были бы названные объекты;
- выявить ряд необходимых условий для благоприятного развития
ландшафтной архитектуры Таганрога.
-5-
1. Теория вопроса
Слово «ландшафт» с немецкого языка может быть переведено так: «образ
края». Существуют различные толкования этого слова. Один из подходов
приравнивает его к окружающей среде, которая существует независимо от
проживающих в ней людей. Другой подход связывает существование
ландшафта с человеческой деятельностью. Именно второму подходу близко
рассматриваемое нами понятие: «ландшафтная архитектура».
Этот термин появился в 70-е годы 19 века, когда получили большое
распространение зелёные насаждения общественного пользования: сады, парки,
скверы, бульвары.
Ландшафтная архитектура это объёмно-пространственная организация
территории, объединение природных, строительных и архитектурных
компонентов в целостную композицию, несущую определённый
художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству
ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.
Существует также близкое понятие «ландшафтный дизайн», под которым
понимается искусство и практические действия по озеленению,
благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок,
применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. Главная
задача ландшафтного дизайна – создание гармонии, красоты в сочетании с
удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание
конфликтности между формами современного города и природой, зачастую от
них страдающей.
Формирование комфортной и эстетически полноценной среды
осуществляется с помощью природных материалов (рельеф, вода,
растительность и т.д.) и архитектурных сооружений. При этом предполагается
сохранение существующих и создание искусственных пейзажей,
проектирование систем озеленения и зон отдыха.
Ландшафтная архитектура является искусством очень своеобразным, так
как имеет дело с живым видоизменяющимся «строительным материалом»,
который требует постоянного профессионального надзора и содержания. Если
они отсутствуют, то композиции перестают быть произведениями искусства,
превращаясь просто в зеленые территории. Это одна из причин, из-за которых
до наших дней дошло небольшое количество памятников этого искусства. И
потому сохранившиеся сады, парки и отдельные композиции требуют самого
бережного отношения.
-6-
2. Роща «Дубки»
Дубовая роща в Таганроге старейший из рукотворных ландшафтов
Ростовской области. Её площадь 20 гектаров. Она была заложена по указу
Петра I в 1701 году: «… попечением горожан для собственного увеселения,
чтобы был лес для украшения всего Троецка». В том же году Пётр даёт
указание: «Кругом Таганрога посеять желудей для лесу, также в городе по
берегу и по морским пригожим местам посадить ивы…». Позднее, в 1707-1708
гг., следуют императорские приказы Азовскому губернатору И.А. Толстому:
«Посадить около Троецка на Таган-Роге дубовые рощи» и «зело надобно
разводить вам сады, также и травы всякие и больше майран и розмарин…» Еще
раньше, в 1705 году, под Таганрогом были заложены «государевы» фруктовые
сады и виноградники, плантации клубники, завезенной «из дворцовых
измайловских садов», а также лимонные и померанцевые деревья,
доставленные из Константинополя. Для ухода за посадками Пётр I обещал
прислать в Таганрог садовника. По мнению же историка Филевского «Дубки»
посажены в 1771 году.
«Дубки» такими, какими они были в начале 20 века описаны
таганрогским писателем Сергеем Званцевым в одном из рассказов, входящих в
сборник «Таганрогские были». Именно в дубовой роще происходит действие
рассказа «Дуэль». (Приложение 1)
К началу Великой Отечественной войны в дубовой роще было до 500
деревьев, образовавших сплошной сомкнутый древостой. Диаметр ствола
достигал 70-120 сантиметров. Во время войны немцы уничтожили рощу,
используя лес для возведения укреплений на Миус-фронте. После войны на
площади в 5 гектаров роща была восстановлена. Небольшой процент посадок
составляют в ней акации и ясень. Уцелели лишь три дуба-великана (из
высаженных когда-то 1500 желудей) в возрасте 2909 лет. Их высота от 25 до 30
метров, диаметр кроны 15-26 метров, диаметр штамба 70-125 сантиметров.
В 70-е годы 20 века началось наступление на дубовую рощу цехов и
жилых домов завода «Красный котельщик». Площадь зелёного массива
сократилась почти вдвое. Сейчас этот памятник рукотворной природы
представляет собой жалкое зрелище: в кроне деревьев изобилие древесных
вредителей, много мусорных свалок, речушки захламлены.
-7-
Совсем недавно у рощи появился своеобразный фасад, что было связано
со строительством торговых центров. Но в глубине «Дубков» всё то же
печальное зрелище.
В Таганроге существовали и так называемые «ближние дубки». Они были
посажены в 1771 году на том месте, где позже был пивзавод. К сожалению, до
наших дней не сохранился ни один экземпляр деревьев этого возраста.
Последний дуб, оказавшийся вне пределов таганрогского парка, погиб в начале
90-х годов прошлого века. Как и в роще «Дубки», здесь деревья высеивались
желудями, а не закладывались саженцами.
-8-
3.Парк культуры и отдыха имени Максима Горького
Старейший на юге России таганрогский парк своей историей тесно связан
с главным карантином, переведённым в наш город в 1776 году и размещённым
неподалёку от Петрушиной косы. Карантин предупреждал занесение эпидемии
моровой язвы, часто свирепствовавшей в Турции, с которой Россия вела
оживлённую торговлю через таганрогский порт. Градоначальник Б.Б.
Кампенгаузен обратил внимание, что местная карантинная аптека покупает
много лекарственных растений. Посоветовавшись с карантинным врачом
Пищуковым, он предложил в 1806 году разбить в городе «аптекарский сад», где
можно было бы разводить некоторые лекарственные растения и фруктовые
деревья. Под него был отведён земельный участок в 12 десятин и 1720 саженей
в северной части города. Выстроили помещение для сторожа и хранения
инструментов. Идея сада родилась в марте, а уже 30 июня Б.Б. Кампенгаузен
представил план и объяснил его организацию. В том же 1806 году в Курской
губернии у мещанина Махова были закуплены 1000 саженцев яблонь, малины,
рябины и черёмухи. Кроме того, из местных поместий были завезены саженцы
декоративных деревьев и кустарников. Сотни растений из своих питомников
подарили таганрогскому саду атаман М.И. Платов, предприниматели-
помещики И.Д. Алфераки и Трандафилов.
К посадкам приступили в ноябре. В качестве рабочей силы использовали
арестантов. Разбивкой деревьев занимался уездный землемер Т. Шаржинский.
В эту осень посадили 103 дерева, 1002 кустарника, высеяли лекарственные
растения: ромашку, бузину, мяту, чабрец, горчицу, цикорий и другие. Такой
ассортимент должен был полностью удовлетворить карантинную службу. В мае
1807 года был принят в штат первый садовник парка – Манойло Ласкараки.
Для орошения зелёных насаждений в парке заложили несколько
колодцев, в центре возвели беседку, в которой во время посещения Таганрога
любил бывать Александр I. Он обожал, отдыхая в парке, любоваться панорамой
моря. Царь так полюбил этот парк, что приказал ежегодно отпускать из
государственной казны на его содержание по шесть тысяч рублей. За это сад
прозвали казённым. Ассортимент пород был расширен за счет нескольких
тысяч вишнёвых деревьев, а главную аллею, ведущую к беседке, обсадили
грецким орехом. В 1824 году у ограды сада были посажены тополя.
-9-
После представления генерал-губернатором графом Воронцовым
императору Александру I проекта таганрогского казённого сада начался
расцвет этого произведения садово-паркового искусства. Вплоть до конца 60-х
годов 19 века таганрогский сад был самым роскошным на Юге России.
С 1867 года в парке стали высаживать только декоративные деревья и
кустарники. По ходатайству А.П. Чехова в 1887-1895 годах в парке появились
оранжереи, парники и цветники, а спустя год он был реконструирован. Его
ландшафтная, нерегулярная планировка сохранилась до сих пор. В 1915 году
взамен старой деревянной была установлена литая чугунная ограда
настоящий шедевр литейного искусства. В 1986 году она была
реконструирована.
Во время почти двухлетней оккупации Таганрога фашистами парк сильно
пострадал: из 1000 самых ценных деревьев осталось всего лишь 78.
Свидетельство об одном из трагических для парка дней можно найти в повести
Генриха Гофмана «Герои Таганрога» (Приложение 2) Тем не менее, благодаря
масштабным восстановительным работам в наши дни на площади 22 с
половиной гектара растут 200 видов древесно-кустарниковых пород, в том
числе 7 тысяч деревьев и 14 тысяч кустарников. Ежегодно высаживается более
четверти миллиона цветов, ковровых, многолетних и однолетних растений –
всего 300 видов. Это настоящий дендрарий.
Сохранились в парке и два удивительных дерева. Прежде всего, это
женская особь реликтового дерева гинкго, родина которого Япония и Корея.
Гинкго в народе называют «деревом любви». Существует поверье, что если
носить на груди засушенный листок гинкго, то в лично жизни вы будете всегда
счастливым. Это дерево открыто для науки в 1690 году в Японии голландским
посольским врачом Е. Кемпфером. Гинкго весьма почитаемое дерево в Китае,
Японии и Корее. Его высаживают во всех парках и обязательно возле храмов. В
1730 году это дерево было завезено в Западную Европу, а в 1771 году Карл
Линней дал ему латинское ботаническое название. Дерево может прожить до
тысячи и даже до двух тысяч лет. Уникальность его и в том, что пыльца гинкго
разносится каплями дождевой воды. Сохранившийся гинкго в таганрогском
парке имеет высоту 15 метров, диаметр кроны 9 метров. Этому дереву более
100 лет.
Ещё более древний в этом парке – дуб черешчатый. Его возраст около 150
лет, высота до 25 метров, диаметр кроны 12 метров. Ещё один дуб того же
возраста погиб из-за близкого расположения к центральной улице, атмосфера
которой перенасыщена выхлопными газами автомобилей.
-10-
Заключение
Ландшафтная архитектура участвует в создании единого облика нашего
города. Дома, учреждения, даже промышленные объекты могут являться
являются единым ансамблем. Именно эстетическое восприятие ландшафта
оказывает самое сильное влияние на человека. Ландшафтный дизайн это
искусство, которое является отображением культуры общества.
Основной целью разработки ландшафта является достижение гармонии
между человеком и природой, создание атмосферы уюта.
Создание благоприятных условий для жизни и отдыха человека
невозможно без комплексной организации системы зеленых насаждений,
водных сооружений, развлекательных зон и мест отдыха и восстановления сил.
Зеленые насаждения очищают воздух, выполняют роль акустической преграды,
оберегающей здоровье человека и его покой, понижают температуру воздуха,
увеличивают влажность. Гармонично выстроенный ландшафт оказывает
положительное воздействие на эстетическое воспитание человека, придаёт
торжественность, парадность и в то же время уют облику города.
Основные тенденции развития ландшафтной архитектуры это
экологический подход к проектированию. Цель такого подхода заключается в
том, чтобы максимально сохранить природный ландшафт, не перекраивать
бездумно природу в угоду новомодным прихотям. Другая цель привнести
что-либо такое, что еще больше подчеркнет красоту природы.
Конечно, у разных природных объектов Таганрога разная судьба. Парк
культуры и отдыха находится в центре города и активно используется в
коммерческих целях (аттракционы, кафе, культурно-массовые мероприятия).
Соответственно, и порядок в парке поддерживается на должном уровне.
«Дубки» в гораздо более плачевном состоянии, не говоря уже о зелёных
насаждениях на окраинах города.
Тем не менее, из рассмотренной мною истории объектов ландшафтной
архитектуры Таганрога можно выявить следующие условия их благоприятного
развития:
1) Поддержка со стороны городских властей идей по созданию
новых объектов ландшафтной архитектуры, а также финансирование
существующих объектов;
2) Привлечение к проектированию новых объектов талантливых,
неординарно мыслящих дизайнеров;
3) Шефство над объектами ландшафтной архитектуры со
стороны предпринимателей, организаций, учебных заведений;
4) Самое главное – бережное отношение к зелёным насаждениям
со стороны каждого из нас. Нельзя позволять себе выбрасывать в этих
-11-
зонах даже мелкий мусор: обертки конфет, пластиковые
бутылки. Ведь накопление именно таких отходов ведет к
возникновению больших свалок, засорению родников и общей
неприглядной картине.
-12-
Литература
Алексеев И.А. Из истории создания дубовой рощи под Таганрогом //
Лесное хозяйство, 1964, № 10.
Андреев-Туркин М. Растительность Таганрога. Исторический очерк 1928
года. Фонд № 9, опись 3, Таганрогский краеведческий музей.
Берковский Б. Цветущая ветвь старинного дерева // Утро, 1992, № 72.
Гаврюшкин О. Гуляет старый Таганрог // Таганрогская правда, 1992, №№
150-160.
Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. М.:
Стройиздат, 1979.
Ильинская Н. Восстановление исторических объектов ландшафтной
архитектуры. – Л.: Стройиздат, 1984.
Киричек М. В городском саду// Таганрогская правда, 1991, № 63.
Киричек М. Зелёный наряд Таганрога // Таганрогская правда, 1994, № 54.
Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья.
Ростов-на-Дону: ГинГО, 1996.
Мильков Ф. Рукотворные ландшафты. – М.: Мысль, 1978.
Памятники донской природы. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1982.
Филевский П. Дубки // Таганроский вестник, 1991, № 25.
Ярославцев М. Роща в опасности // Таганрогская правда, 1990, № 220.
Приложение 1
Сергей Званцев
«Дуэль»
…Все дуэли описываются таким образом: сначала в условленное место
приезжает один из дуэлянтов и долго с обидой ждёт, пока явится второй,
обязательно верхом на горячем англо-арабе.
Но тут случилось так, что три извозчичьи пролётки одновременно
выехали на широкую аллею, которой начиналась расположенная в трех
верстах от города дубовая роща. По преданию, «Дубки» были насажены
Петром Первым. Таганрожцы особенно гордились вниманием, которое не в
пример другим провинциальным городкам обширной Российской империи
оказывали Таганрогу императоры и иные знатные лица…
В ранний утренний час среди царственных дубов три извозчичьи
пролётки медленно ехали одна за другой, извозчики весело перекликались.
Проезжая дорога вилась спиралью меж мощных дубов и заканчивалась
широкой утоптанной площадкой. Здесь по воскресеньям пили водку,
обнимались, клялись в вечной дружбе, дрались в кровь, ругались хриплыми
голосами.
Но теперь, в этот ранний час, на площадке, окружённой, как часовыми-
великанами, столетними деревьями, было тихо и пустынно. Кое-где в
примятой траве валялась битая «казённая» посуда и яичная скорлупа. Воздух
был чист и ароматен. Издали доносился тонкий свист паровоза…
Приложение 2
Генрих Гофман
«Герои Таганрога»
На четвёртый день после бегства военнопленных над центром города
просвистели снаряды. Они громыхнули в парке, против здания городской
полиции. С интервалом в одну минуту прозвучали ещё два залпа. А ещё через
полчаса на городской парк обрушился шквальный огонь советской артиллерии.
Снаряды крушили деревья, рвали землю, раскидывали штабеля ящиков с
патронами и минами. Гитлеровцы заметались в панике.
Так командование Юго-Западным фронтом подтвердило благополучное
прибытие военнопленных, бежавших из третьей больницы. Успех окрылил
подпольщиков.