Конспект урока "Культура межнационального общения" 11 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского
района, Краснодарского края
Устный журнал в 11 классе
учитель истории
Алфимова Марина Николаевна
ст.Успенская
Тема: Культура межнационального общения.
Цель:
- сформировать представление о правовой культуре в межнациональном взаимодействии;
- выявить пути преодоления и профилактики межнациональных конфликтов;
- развивать умения самостоятельно определять сквозные вопросы темы, давать
определения, делать выводы;
- воспитывать правовую культуру в области межнационального общения
Оборудование: мультимедийная презентация, документ, учебник, тетрадь.
Форма: устный журнал.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Постановка проблемных вопросов.
Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо
нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или
минное поле между нациями?
Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А
государств на земле всего около 200. Следовательно, почти все они многонациональные.
Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом
зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на
взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям,
нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.
2. Выступления учащихся по опережающему заданию.
Страница первая
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
Из курсов истории вы уже знаете об исторически сложившихся общностях людей —
родах, племенах, народностях, нациях. Развитие этих общностей связано с ростом
производительных сил, расширением хозяйственных связей, особенностью
формирования культуры народов. Род и племя характерны для первобытного общества.
Народность складывается с усложнением социальной структуры общества и
возникновением государства. Капитализм активизирует экономические и культурные
связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раз-
дробленность средневекового государства, сплачивает различные живущие в нем народы
в единое национальное целое. Возникает нация.
В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет
однозначной характеристики. Под этносом, по мнению ряда ученых, понимается
исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей,
обладающих общностью культуры, языка, сознанием своего единства.
Нация складывается в течение длительного времени в результате соединения,
«сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племен и
народностей. Современные научные теории не дают однозначного ответа на вопрос о
признаках этой общности.
В начале XX в. главными признаками нации считалась общность языка, территории,
экономической жизни, психического склада. Один из теоретиков марксизма, К. Каутский
(1854—1938), признаками нации считал территорию и язык, общность экономической
жизни и традиций. Каутский не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при
отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Но был и
другой взгляд, утверждавший, что только при наличии всех указанных признаков можно
говорить о нации.
Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX в.
Современные ученые полагают, что на этапе формирования нации большое значение
имеет территориальное, языковое и экономическое единство. В дальнейшем же под
влиянием интеграционных и миграционных процессов эти признаки нередко утрачивают
определяющую роль, хотя и сохраняют свою значимость. Единство нации, считают
исследователи, может поддерживаться как материальными, так и психологическими фак-
торами, общностью духовных ценностей, происхождения и исторической судьбы.
Распространен и еще один подход, при котором нация рассматривается не как этническая
общность, а как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная
общность, как сообщество (совокупность) граждан данного государства. В дальнейшем
мы будем употреблять слово «нация» в этнокультурном значении, т. е. как обозначение
высшей формы этнической общности. Термин национальность означает принадлежность
человека к той или иной нации либо его государственную принадлежность. В ряде стран
мира определение национальной принадлежности — личное дело каждого, неотъемлемое
право личности, одно из условий ее свободы. Это право имеют и граждане России.
Великий источник национальной общности и национальной ответственности —
историческая память.
В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» описывается разговор одного из героев с
мальчиком, в котором выясняется, что каждый человек должен знать обязательное
колено семерых отцов:
« Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
Кто испортится? Люди?
Да.
Почему?
Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети
детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все
равно дети об этом не будут знать».
Помнить об уроках прошлого, чтить предков, оберегать вызреваемые столетиями
национальные и общемировые ценности, остерегаться ошибочных поступков, чувство-
вать ответственность перед поколениями — это важные функции исторической памяти,
помогающей сплачивать национальную общность.
Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути — национальная культура,
сохраняющая сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музыку,
особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах,
домашней утвари. Это и народный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это
и творчество писателей, живописцев, композиторов, где находят свое отражение
культурно-национальные традиции, верования, нравы, обычаи нации.
Страница вторая
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как
общность и человека как члена этой общности.
Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа,
общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык,
разнообразные достижения в духовной культуре, национальный менталитет, ценит вклад
народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Таким
образом, национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании
истории, традиций своего рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную
оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими
народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает
определеннуюпсихологическую установку на цели и направленность деятельности.
История наций полна примеров единства вековых традиций и современных взглядов и
поступков. Вот одно из свидетельств, отражающих психологические установки россиян в
борьбе за Родину. Михаил Коряков, курсант военно-инженерного училища, оказавшись
во время боев осенью 1941 г. в библиотеке одного из монастырей, записал в своем
дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое занятие. И гадать по книге, по случайно
открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати
Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская Земля». Я не политик, и
Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как
бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязывать раны народа,
облегчать его страдания». Чувство патриотизма, национальной гордости за Россию стало
психологической основой для деятельности во имя победы в Великой Отечественной
войне 1941— 1945 гг.
Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего
народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание
национальных интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой эти
интересы реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов. Во-первых, необходимо сохранять свою
особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей
культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык. Не только
решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к
восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный
уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных
факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не
отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в
«железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из
других культур, наполнять свой внутренний и культурный мир постижением
общезначимых для человечества ценностей. Культурное многообразие является богат-
ством страны.
Культурная политика нашего государства исходит из признания равного достоинства
культуры, равных прав и свобод в области культуры всех проживающих в стране
народов. Государство способствует созданию равных условий для сохранения и развития
этих культур, укрепления целостности российской культуры.
Страница третья
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Научно-техническая революция предполагает как специализацию производства, так и его
широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно растущим производительным силам
тесно в рамках даже крупного государства. Идет процесс экономической интеграции,
вместе с ним и процесс сближения народов.
Яркий пример — Европейский союз (ЕС), объединяющий ныне 25 государств, народы
которых говорят по меньшей мере на 40 языках. В мае 2004 г. ЕС расширился, за счет
приема новых членов — постсоциалистических стран Центральной, Восточной Европы и
Балтии. Намечается дальнейшее расширение ЕС. Введены единое европейское
гражданство, единая валюта — евро. Регулярно проводятся выборы в Европейский
парламент, разработан и после активного обсуждения проекта подписан странами —
участницами ЕС Основной закон ЕС. Разработано единое европейское право,
поставившее межнациональные отношения народов Западной Европы на твердую почву
закона. Верховенство европейского права над национальным признают все государства
ЕС. На случай конфликтов, для решения сложных проблем организована «третья власть»
Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС.
Существует и другой путь межнациональной интеграции. Так, в США нет
административного деления страны на отдельные национальные образования.
Государство на основе демократических законов гарантирует каждой нации
национально-культурную автономию (самостоятельность) и охраняет право на свободу
всех видов объединений: экономических, партийных, профессиональных, возрастных,
национальных, по интересам и т. д. В условиях демократического государства люди
разных национальностей свободно сосуществуют и при желании свободно объединяются
в различные сообщества соответственно их личным потребностям и интересам, если,
конечно, эти объединения не носят криминального (преступного) характера. Всякая
дискриминация (принижение, умаление, ущемление прав) по национальному признаку
считается нарушением прав человека и карается по законам демократического
государства.
Путем межнациональной интеграции, признавая этнокультурные различия, успешно
идут большинство демократических государств Западной Европы, Канада, некоторые
развивающиеся страны с многонациональным населением.
Страница четвертая
НАЦИОНАЛИЗМ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ
КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей
отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сегодня, к
сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.
В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому
много, и искать их следует не только в спаде производства, в росте инфляции, цен, в
безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, в антидемократических
законах и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление
прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии,
культуры, языка) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.
Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления
национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния,
безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально
близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация
как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.
История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти
виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются
скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются
люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории, или
«свои», но «предатели», «переродившиеся». Постепенно складывается «образ врага»
опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и
националистическая идеология.
Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разному проявляет свою социально-
политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма,
сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Африки и Азии.
Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно XX в., национализм из
идеологии и политики борьбы против национального угнетения все чаще превращается в
утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.
Свое крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистским
режимом. Человеконенавистническая идея искоренения «неполноценных» рас и народов
вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по
национальному признаку.
Из курса истории вы знаете, что фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в
Германии в 1933 г., сделал частью государственной политики уничтожение еврейского
населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно,
сожжено и уничтожено в специальных лагерях смерти (Треблинка, Освенцим,
Бухенвальд и др.) около 6 млн человек — почти половина всего еврейского народа. Эту
величайшую трагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает
«всеуничтожение через сожжение».
К числу «неполноценных» гитлеровцы относили и славянские народы, планируя
колонизацию «восточного пространства» с одновременным сокращением численности
проживающего там населения и превращением оставшихся в рабочую силу для «высшей
расы».
В начале параграфа говорилось о толерантности. Здесь подчеркнем: толерантность, т. е.
терпимость, по самой своей сути непримирима к человеконенавистническим взглядам и
действиям, к фашизму, терроризму, религиозному фанатизму.
Мыслители, прогрессивные политики ведут напряженный поиск путей выхода из
многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового
сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим
проблемам. Суть его состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в
уважении к национальному достоинству, в добровольном поиске согласия (консенсуса)
по спорным межнациональным вопросам, в отказе от национального насилия во всех его
видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал
в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной
принадлежности заключается одно из главных условий свободы любого народа.
Овладение культурой межнациональных отношений — одно из средств предупреждения
и преодоления межнациональных конфликтов. Культура межнациональных отношений
определяет ценностные ориентации, особенности сознания и поведения личности,
больших групп населения, представителей органов власти. Она требует безусловной
реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения
самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключает малейшее
проявление национального недоверия, вражды.
Значительный вклад в предупреждение и ликвидацию национальных конфликтов,
особенно носящих религиозный оттенок, могут внести церкви различных конфессий.
Вспомним слова видного представителя православного духовенства Александра Меня:
«Понимание, терпимость — плоды высшей культуры... Оставаясь христианами и му-
сульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки — вот наш путь».
Страница пятая
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Национальная политика, являясь составной частью политической деятельности
государства, призвана регулировать межнациональные отношения в различных сферах
жизни общества.
Цели и направления национальной политики завися