Конспект урока "Особенности российской цивилизации" 10-11 класс

1
Урок по теме «Особенности российской цивилизации»
Предмет: Обществознание, история, интеграция
Тема: Особенности российской цивилизации
Продолжительность: 2 часа
Класс: класс 10, либо 11
Учитель: Забора Валентина Викторовна
Школа: Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя
общеобразовательная школа №4
пгт Лучегорск
Технология: Применение ИКТ.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор
Аннотация: Урок посвящён особенностям российской цивилизации, культуры. Можно
провести перед изучением истории России 17 века, или как итоговые уроки по истории
России в 10 классе (перед темой «Россия в 19 веке»), или как вводные уроки к изучению
отечественной истории в 11 классе, или как изучение темы «Российская цивилизация» по
обществознанию в 11 классе.
Практическая реализация: Урок был проведен в 10 классе по истории как
вступительный к теме «Особенности истории России».
Предлагается примерный ход урока. Ответы учащихся приводятся как предполагаемые
ответы. В ходе занятия учащиеся могут высказывать свои предположения и приводить
примеры не указанные в конспекте. Выводы, предложенные после завершения работы с
пунктами плана, носят рекомендательный характер.
Конспект урока:
Особенности российской цивилизации.
Цели по линиям развития личности ученика:
ЛИНИЯ. Картина мира в фактах: объяснить развитие российской истории, опираясь на
теорию модернизации и теорию цивилизационной специфики и занимать собственную
аргументированную позицию.
ЛИНИЯ. Понятия: модернизация, традиционное общество, индустриальное,
экстенсивный метод развития, интенсивный, патернализм, миссианство, аскетизм.
ЛИНИЯ. Историческое мышление: проследить развитие особенностей традиционного
российского общества и развитие модернизационных процессов.
ЛИНИЯ. Нравственное самоопределение: иметь представление о ценностях российской
цивилизации, эмоционально положительное отношение к Родине, а не только
оценочный характер воззрения на судьбу страны, осознавать признание единства
человечества в культурах разных народов мира.
ЛИНИЯ. Культурное и гражданское самоопределение: учиться анализировать системные
черты российской цивилизации, особенности ментальности, уважать существующие
различия, понимая ценность многообразия.
Конкретные задачи по содержательно-методическим компонентам (СМК)
СМК
Информационные единицы
1. Стадиальный
Традиционное и модернизационное
общества.
2. Понятийный
Понятия: модернизация, традиционное
общество, индустриальное, экстенсивный
2
метод развития, интенсивный, патернализм,
миссианство, аскетизм.
3. Фактологический
События истории России от образования
государства до современности.
Вступительное слово учителя: мир XXI века – это мир глобальный. Все народы планеты
объединены разнообразными взаимосвязями. Однако люди, объединяясь в человечество,
делают это по-разному в зависимости от тех представлений в человеческом единстве,
которые были выработаны в различных культурных традициях, присущих мировым
цивилизациям, без знания и понимания этой специфики мы не можем построить прочный
мир, основанный на уважении всех народов. Чтобы мы, россияне, смогли обеспечить себе
национальное будущее, мы должны выработать ясное представление о нашем прошлом.
План урока
Особенности российского традиционализма и модернизации.
Общинность.
Аскетический идеал.
Мироотреченная традиция.
Отношение к Востоку и Западу.
Миссианство
Практическая часть «Символы России»
Рефлексия. Упражнение «Процесс учения»
Учитель:
Опережающее задание: «Символы России». Слайд 23-24
Актуализация:
«Россия – это головоломка, обёрнутая в тайну внутри загадки». (Слайд 1)
У. Черчиль
Как вы понимаете высказывание У. Черчиля?
Проблемное задание: что оказало наибольшее воздействие на формирование
особенностей развития российского государства и общества.
Работа с понятиями: ученики должны привести в соответствие понятия и определения
(раздаточный материал)
1. Модернизация
А. Развитие вширь за счёт расширения территории.
2.Традиционное
общество
Б. «Отеческое» отношение некоторых предпринимателей к
занятым у них работникам и соответствующая этой доктрине
политика проведения благотворительных мероприятий;
составная часть теории и практики «человеческих отношений и
социального партнерства».
3. Индустриальное
общество
В. Усовершенствование, улучшение, обновление объекта,
приведение его в соответствие с новыми требованиями и
нормами, техническими условиями, показателями качества.
4. Аскетизм
Г. Общество, которое регулируется традицией. Сохранение
традиций является в нём более высокой ценностью, чем
развитие. Этап общественно-экономического развития, при
котором наибольший вклад в стоимость материальных благ
вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском
хозяйстве.
3
5. Патернализм
Д. Обеспечение роста производства за счет использования все
более эффективных средств производства, более совершенных
форм организации труда и технологических процессов, за счет
наиболее полного и рационального использования наличных
материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.
6. Экстенсивный
Е. Тип общества, которое достигло такого уровня общественно-
экономического развития, при котором наибольший вклад в
стоимость материальных благ вносит добыча и переработка
природных ресурсов, а также промышленность.
7. Интенсивный
Ж. Крайнее воздержание, отказ от материальных благ.
Правильный вариант выполнения задания:
1. Модернизация
А. Усовершенствование, улучшение, обновление объекта,
приведение его в соответствие с новыми требованиями и
нормами, техническими условиями, показателями качества.
2. Традиционное
общество
Б. Общество, которое регулируется традицией. Сохранение
традиций является в нём более высокой ценностью, чем
развитие. Этап общественно-экономического развития, при
котором наибольший вклад в стоимость материальных благ
вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском
хозяйстве.
3. Индустриальное
общество
В. Тип общества, которое достигло такого уровня общественно-
экономического развития, при котором наибольший вклад в
стоимость материальных благ вносит добыча и переработка
природных ресурсов, а также промышленность.
4. Аскетизм
Г. Крайнее воздержание, отказ от материальных благ.
5. Патернализм
Д. «Отеческое» отношение некоторых предпринимателей к
занятым у них работникам и соответствующая этой доктрине
политика проведения благотворительных мероприятий;
составная часть теории и практики «человеческих отношений и
социального партнерства».
6. Экстенсивный
Е. Развитие вширь за счёт расширения территории.
7. Интенсивный
Ж. Обеспечение роста производства за счет использования все
более эффективных средств производства, более совершенных
форм организации труда и технологических процессов, за счет
наиболее полного и рационального использования наличных
материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.
Примерные действия учеников и учителя:
Учитель. Слайд 3. Проиллюстрируйте особенности скачкообразного исторического
развития России?
Предполагаемый ответ. Ученики приводят примеры исторических фактов, явлений.
Например:
- расцвет Киева, успех достигался «ценой порабощения низших классов»
(В. О. Ключевский);
- конец 12 века – ослабление, разграбление и упадок Киева;
- удельная Русь. Превращение Руси в улус Золотой Орды, Замедление развития,
отставание на 150 лет.
- диспропорция в развитии города и деревни;
4
- в социальном плане значительные различия в доходах;
- производство промышленности оторвано от остальных сфер жизни и др.
Учитель. Слайд 4. О каких особенностях России говорят поэты?
Ученики. Сдвинуть Россию трудно, да и опасно. Аргументируют.
Могут говорить об особенностях природно–географических и демографических условиях,
громадная территория, освоенная незначительным населением (3-5 человек на 1
квадратный метр в средневековой России), давление со стороны степных кочевых
народов, слабые контакты с европейскими странами, ограничение выходов к морским
путям, стартовая история общества, где варяжская правящая прослойка дистанцировалась
от коренного населения, закрепилось деление на управляемых и управляющих и др.
Модернизационные процессы часто подстёгивались внешним фактором. Переворот Петра
был не столько органическим развитием, сколько внешним нововведением.
Волошин говорит о «колебаниях» в истории. Русская история как маятник.
Любая реформа или революция грозит анархией.
Русский бунт бессмысленный и беспощадный. Преобладали мотивы мести
эксплуататорам, разрушительные тенденции. На динамику традиционные массы можно
поднять тотальным террором, угрозой голодной смерти (голодные бунты в начале 17 века,
смутное время).
Учитель. Слайд 5. Западничество и славянофильство это спор о закономерностях и
судьбе российской цивилизации. До сих пор остаётся актуальным. Духовная элита нации
раскалывается на два непримиримых лагеря: тех, кто принимает европейское призвание
России, и тех, кто считает Россию самобытной цивилизацией.
В чём заключались различия в понимании закономерностей развития российской
цивилизации?
Ученики отвечают. Используют материал слайда. Дополняют его.
Было ли в их позиции что-то общее?
Ученики. Да. Предполагаемый ответ: выступали за технический прогресс,
образованность, демократические реформы, принципы свободы мысли, совести, слова,
верховенства народа.
Учитель. О каких ценностях пишет народник Лавров?
Ученики. О сильном государстве, как организованной силе, где государство действует
посредством насилия, произвола и не встречает серьёзного сопротивления в
общественной среде. Население выработало привычку подчиняться, как средство
выживания. Консерватизм кроется в крепостной зависимости трудящегося населения,
неопределённости правовых норм.
Но за внешним послушанием скрываются глубокие антагонизмы разрушительные
восстания и гражданские войны.
Учитель. Слайд 6.
Перед вами несколько поэтических и прозаических отрывков.
Логику человека традиционного или модернизированного
демонстрируют литературные персонажи?
Ученики. Высказывают свои предположения.
5
Учитель. Слайд 7.
Какую особенность русской культуры иллюстрируют рассуждения философа И. Ильина?
Ученики. Ильин И. и поэты говорят об экстенсивном характере российского общества и
государства. Природно-климатические, культурно-исторические требовали привлечения
больших ресурсов для достижения результата.
Россия была очень богата землей, лесами и другими природными угодьями. Еще в XIV-
XV веках стояли огромные массивы незаселенных земель, неосвоенных ресурсов. В этих
условиях владение угодьями зависело от возможности человека освоить их своим трудом
или трудом своих близких и челяди.
Земля Божья, считал крестьянин, и принадлежать она должна тому, что ее
обрабатывает. Это основа трудового мировоззрения крестьянина, вокруг которого
формировались все его другие воззрения.
Учитель сменяет слайд 8. Вечное движение русских отмечал В. О. Ключевский,
определявший Россию как страну, «которая колонизируется». На всех этапах развития
государства люди часто снимались с насиженных мест. Ощущение безграничности
пространства, своей вечной неприкаянности характеризовало русского человека. Цитата
В. Розанова.
Философ Бердяев определил последствия, к которым приводила территориальная
экспансия России: «Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко
давалась ему организация этого пространства», то есть слабо прививался простой
трёхпольный севооборот, невысокий уровень трудовой мотивации, преобладание
кочевого земледелия, не укоренилось вследствие этого в крестьянском сознании идея, что
приложение труда к земле является особой собственностью на землю и продукты её
обработки. Русские земледельцы не стремились к технологическим
усовершенствованиям. Историк Ключевский делал вывод: «Государство жирело, а народ
худел», то есть он имел в виду, что общественная жизнь средневековой Руси была текучей
перемещения людей с места на место, нашествия, внутренние смуты. Здесь наблюдались
слабые процессы дифференциации по социальному или профессиональному признаку, в
России преобладали не горизонтальные связи, а вертикальные, идущие сверху.
Учитель. Слайд 9. Подводим итог.
Слайд 10. Ученики высказывают свои предположения, аргументы.
Учитель. Слайд 11. К особенностям российской цивилизации можно отнести и
огромную роль политических факторов в истории. Политика, а не экономика в российской
цивилизации является базисом, она доминирует в обществе, делает цивилизационный
выбор.
Вспомните, как даётся периодизация истории России?
Кто совершает цивилизационный выбор, решает судьбу страны на всех этапах её
развития?
Ученики могут использовать образный ряд.
Периодизация истории России даётся по князьям, царям, генсекам, президентам. Особую
роль играют личности вождей, лидеров. Они, а не народ фактически совершают
цивилизационный выбор, решают судьбу страны на всех этапах её развития: Олег перенёс
столицу из Новгорода в Киев, Владимир избрал христианство, Александр Невский сделал
«ставку» на Орду, Сталин укоренил тоталитарный режим в СССР, а Горбачёв начал
перестройку…
6
Учитель. Слайд 12. Обозначьте отношение к власти русского народа?
Ученики. Человек русской культуры считает власть священной, именно от неё зависит
ситуация в стране и личное благополучие. Власть всегда «личностна» и потому
отношение к ней эмоционально окрашено (Л. Н. Толстой).
Есть мнение, что развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном
сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько
пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные
образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу,
находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и
первый российский государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим
единодержцем.
В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за
царя: «Не всяк царя видит, а всяк за него молит».
«Государь - батюшка, надежа - православный царь». В народном сознании образ царя
венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание
рассматривало царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога,
Царя и Отечество» выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому
русскому.
В то же время русский человек тоскует по сильной руке, по мощному государству
(И. Губерман).
Одновременно и государство и человек обходят законы (Н. Бердяев).
И хотя В. Ключевский рассматривал историю страны как органично-непрерывный
процесс, считал, что главными действующими лицами являются государство и
самодержавие, от которого шли и к которому сводились все главные явления жизни.
Учитель. Слайд 13. Подумай! О каких чертах русской православной цивилизации
говорит М. Ф. Достоевский?
Ученики. Русский человек – человек общины. И, по мнению славянофилов, община
должна была стать главным институтом в России. Общинность русского человека
обуславливала коллективизм. Жизнь как служение «миру». Ф. Достоевский считал, что
российский обычай не приветствует тех, кто выделяется, возвышается над иными.
Община ведёт к отсутствию чувства собственности. Русский человек, веками, не знавший
частной собственности, слабо различает «моё» и «не моё». Для западноевропейского
бюргера, наверное, чудовищной бессмыслицей показались бы русские народные
пословицы, призывающие жалеть чужое добро: «Не береги свое, береги чужое», «Береги
чужое, а свое - как знаешь». И ведь, в самом деле, было так - чужое добро берегли с
большей ретивостью, чем свое. Впрочем, русский труженик говорит и так: «Своего не
забывай, а чужого не замай», «За свое постою, а чужого не возьму», «Лучше свое отдать,
чем чужое взять».
Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше
меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались
добром».
Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом.
В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к собственности и богатству. В
сознании коренного русского человека собственность это результат труда, когда как
западный человек считает ее скорее функцией капитала, не отрицая, конечно, значение
труда.
«Живи всяк своим добром да своим горбом»,
«Своя работа - первый барыш»,
«Ищи себе прибыли, а другому не желай гибели»,
7
«Хотя грош, да свой».
«Земля не продукт труда человека, следовательно, на нее и не может быть того
безусловного и естественного права собственности, какое имеет трудящийся на продукт
своего труда. Вот то коренное понятие, к которому могут быть сведены воззрения народа
на земельную собственность». Аналогичные мысли высказывал князь А.И. Васильчиков.
В России, считал он, «с древних времен очень твердо было понимание в смысле держания,
занятия, пользования землей, но выражение «собственность» едва ли существовало: в
летописях и грамотах, как и в современном языке крестьянства, не встречаются
выражения, соответствующие этому слову».
Сложившийся общинный принцип, ставится в России выше принципа частной
собственности.
Учитель. Слайд 14. Обдумайте смысл пословиц.
Подумайте, в чём отличие отношения к труду:
- православного;
- католика;
- протестанта.
Предположительно могут использовать следующий материал.
«Средневековое христианство провозглашало богатство источником вечных мук;
обрекало богатого человека на проклятие. Состоятельному человеку будет труднее войти
в царство Бога, чем бедному. Пафос христианской этики был воплощен в понятиях:
милость, долг, жертвенность. Из этих ценностей вырастала средневековая отрицательная
и равнодушная оценка всех ценностей реального мира - богатства, полезности, счастья, -
если они отделены от сверхчувственной ценности. Жизнь рассматривалась как подготовка
для перехода из грешной земли в вечный град Божий».
Протестантская этика обусловила трудовое рвение и рациональную организацию работы.
«Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей
профессии». Ни одна другая христианская религия не предполагает идеи спасения
человека через труд. Это привело к взгляду на труд как на достойное и славное средство
прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличивает
человеческое благополучие.
В социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что труд сам по себе
не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой
соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке.
Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам
личности или человеческих сообществ…».
Но историк Н.И. Костомаров утверждает, что идеология раскольнического движения
проповедовала «аскетизм, удалявший от забав, праздности и житейской пустоты, и при
такой проповеди раскольник был трудолюбив, деятелен, смышлен и предприимчив в
мирских делах».
Для протестантов серьезное отношение к труду было элементом религиозного
воспитания, а для старообрядцев способом борьбы за выживание.
Относительно приведённых пословиц: могут привести и ряд других пословиц.
В сознании русского человека понятие достатка, сытости связано только с трудом,
работой, личными заслугами. «Как поработаешь, так и поешь», «Каковы сами (как
работаем), таковы и сани», «Каков Мартын, таков у него алтын» (столько заработал) и
другие Русский человек твердо считает, что «от трудов своих сыт будешь, а богат не
будешь», и то, что «от трудов праведных и не наживешь палат каменных». Нажива такому
человеку не нужна.
Земледельческий труд в условиях России - настоящий подвиг, требующий постоянного
напряжения, самоотдачи и терпения. Конечно, все это рождало умение к тяжелому
упорному труду, самостоятельность, энергичность и инициативу. Историк С. М. Соловьев
8
отмечает дух предприимчивости, активности, умение концентрировать жизненные силы в
борьбе с нелегкими условиями существования, проявляемые нашими предками на ранних
этапах истории. Н. М. Карамзин свидетельствует о способности древних россиян искусно
выполнять собственными руками многие виды работ, необходимые для хозяйства.
В силу природных особенностей нашей страны труд русских людей носил
неравномерный характер.
Как писал В. О. Ключевский, русский человек знал, «что природа отпускает ему мало
удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет
еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляло великорусского
крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время, и
вовремя убрать с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс
приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать
скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и
зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на
короткое время, какой может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем
такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду».
А зато пословиц, прославляющих трудолюбие и добросовестность в труде, великое
множество.
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»,
«Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет»,
«Будешь счастлив, паши не лениво»,
«Досуг будет, когда нас не будет»,
«Не убить бобра, не нажить добра»,
«Работать - день коротать, отдыхать - ночь избывать»,
«Маленькое дело лучше большого безделья»,
«Шевелись, работай - ночь будет короче» (т. е. хорошо поспишь от усталости).
Учитель. Слайд 15. Подводим итоги.
Какой тип сознания (традиционный или модернизированный) демонстрируют герои
романа Гончарова «Обломов» - Обломов и Штольц?
Ученики. Предполагаемый ответ.
Взгляд Штольца на жизнь раскрывается у него в следующих словах: «Труд - образ,
содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей». Штольц делает всё, чтобы
пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не приводят, и жизненные
пути двух друзей расходятся. В то время как Обломов заживо хоронит себя в домике
Пшеницыной, Штольц расширяет размах своей деятельности и жадно берётся за новые
предприятия. Штольц идёт по жизненному пути как победитель. В романе это
подчёркнуто тем, что всё, что было особенно дорого Обломову, переходит к Штольцу: он
становится мужем Ольги, невесты Обломова; делается управляющим имением Обломова
и, наконец, воспитателем его сына. Так в романе утверждается идея: на смену
беспочвенным мечтателям типа Обломова идёт новая общественная сила, буржуазия, шаг
за шагом вытесняя дворянство. Людей, которые шли на смену беспочвенным мечтателям
и лентяям, требовала сама жизнь, и ждало общество.
Учитель. Слайд 16. Подводим итог.
Учитель. Слайд 17.
Вспомните положительных героев русских сказок?
9
Ученики могут назвать сказки, где богатые люди - глупцы, которых обманывает хитрый и
умный бедняк. Положительный герой обездоленный младший сын, сиротинушка,
падчерица, преуспевающие с помощью волшебных сил.
Другой пример.
Еще в древности в народной жизни сложился образ крестьянина - богатыря, пахаря,
труженика, неразрывно связанного с землей, получающего от нее свою силу. Не случайно
одна из главных фигур в русском богатырском эпосе - Микула Селянинович, о котором
вся Русь знала, что биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка сыра
земля». Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, - труд, пахота. В его
образе олицетворяется сам народ, ибо только он может поднять те «сумочки переметные»,
в которых обретается «тяга земли».
Из семей простых крестьян-тружеников рождаются главные русские богатыри, прежде
всего Илья Муромец, которые если уж берутся за работу, то выполняют ее от зари до зари,
с полной отдачей и добросовестно.
Учитель.
Подумайте!
Почему, рассуждая об особенностях русского характера, философ Розанов упомянул
персонаж романа Гончарова «Обломов»?
Каковы причины нашей бедности?
Обречены ли мы на бедность?
Штольц очень далёк от идеала русского общественного деятеля. Он сам признаётся Ольге:
«Мы не титаны с тобой… мы не пойдём… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами».
Вот почему Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке,
понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!» Добролюбов,
как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в
революционной борьбе.
В Штольце для автора недостает эстетической широты, пластичности,
непосредственности, сердечности. Обломов не делая добра, не творил и зла.
Учитель. Слайд 18.
Для российской цивилизации характерно восприятие существующего мира как
несовершенного. Все помыслы о будущем. Ю. Лотман обратил внимание на то, что
слова «новый», «вдруг» проходят через всю русскую культуру.
Какое восприятие мира характерно для российской цивилизации?
Ученики подтверждают примерами из истории, поэтическими строками.
«Товарищ, верь! Взойдёт она, звезда пленительного счастья!»,
«Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет»,
«Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть…»
А. С. Пушкин
«…новый град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво».
Учитель. Слайд 19. Аскетизм.
Ученики высказывают разные точки зрения.
Одна из точек зрения.
10
Развивался на Руси и религиозный аскетизм, хотя масштабы его распространения были не
столь велики. Исследователи, ищущие в русском православии характерные особенности
восточной церкви - аскетизм и мистицизм, совершают серьезную ошибку, накладывая
типовую схему Востока на самобытный организм русского православия, в котором
преобладали совсем другие черты.
Аскетизм, уход от мира как средство борьбы с мировым злом в русском народном
сознании допускаются только для немногих монашествующих, которые пользуются
огромным авторитетом.
Учитель. Слайд 20. Отношение к Востоку и Западу.
Сущностной чертой российской цивилизации стало противостояние Западу.
Учитель. Слайд 21.
Какую формулу взяла Россия за основу идеологии?
В чём же избрана Россия?
Ученики. Могут предположительно ответить, что это «избранье», богоизбранность,
которую Россия ощутила, приняв за основу идеологическую формулу «Москва Третий
Рим…», она пронесла через этапы своего пути. В начале 16 века монах Филофей создал
идеологическую конструкцию «Москва Третий Рим». Москва завершит собой круг
истории до второго пришествия Христа.
Суть идеи в том, что два прежних Рима были разрушены иноверцами, поскольку
отступили от подлинного христианского благочестия. Московское государство должно
строго блюсти религиозное благочестие, иначе и оно падёт. А если это произойдёт, то
наступит вселенская катастрофа, потому, что «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому
- не бывать». Не богоизбранность русских, а ответственность перед человечеством за
сохранение воплощённой в их государственном и бытовом устройстве Божественной
правды – вот в чём суть идеи «Москва – Третий Рим».
Можете ли привести примеры, когда Русь, Россия «предотвращала» европейские
«погибельные тропы»?
Учитель. Слайд 22.
На какие две ведущие функции России указывает поэт М. Волошин?
В чём миссия России?
Почему византийский Константинополь потерпел крах? И почему, с другой стороны,
византийская Москва сохранила свою целостность?
Ученики.
Рюриковичи происходят от императора Августа. Эта идея создала новый статус Москвы.
После падения Византии в 1453 г. Россия оставалась единственной независимой
православной державой в течение приблизительно 300 лет и выполняла миссию лидера и
освободителя (19 век) славянских православных народов.
Московское государство как преемник древнерусской государственности развивалось в
общем русле со странами Западной Европы. Процесс централизации и собирания земель
вокруг Москвы, становление абсолютной монархии также общеевропейское явление.
Учитель. Слайды 23-24. Опережающее задание. Представление.
Рефлексия. Слайд 25.
11
Возвращаемся к проблемному заданию. Ученики перечисляют факторы, повлиявшие на
становление особенностей русской цивилизации, государственности.