Сравнительный анализ русских и бурятских национальных игр


Курумканское районное управление образования
МБОУ « Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
СЕКЦИЯ: Краеведение
Сравнительный анализ русских и бурятских
национальных игр
Выполнила: Соломинская Анастасия
ученица 9 а класса
Научный руководитель:
Чиркова Г.А
учитель истории и обществознания
2015г
Курумкан
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...………………..2
Глава I. История русских и бурятских национальных игр
§1. История национальных игр в бурятской культуре………………………………………4
§2. История национальных игр в русской культуре…………………………………………6
Глава II. Сходства и различия национальных игр
Сравнительный анализ сходств и различий русских и бурятских национальных игр…….7
Заключение………………………………………………………..…………………………….9
Список использованной литературы………………………………………………………….10
Приложения……………………………………………………………………………………..11
Введение
Давно стало расхожим изречение: если вы хотите узнать душу народа,
приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Игры
существовали у всех народов без исключения.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре
трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит
традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наше поколение должны хорошо
знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной
культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной
культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все
что связано с русской народной культурой и культурой Бурятии: русские народные
танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества
в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, прибаутки,
бурятские игры: пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них
устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-
положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры
способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в
преодолении трудностей, приучают быть честными и правдивыми.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них
развивают ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру
и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую
нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они
вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена
информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте,
труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых
праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда
было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым
репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию. Все это свидетельствует об
актуальности выбранной темы.
Новизна исследования заключается в том, в научной литературе можно часто встретить
сравнительный анализ сходств и различий подобных явлений в русской и других
европейских культурах. Россия многонациональная страна и в ней проживают народы с
богатой самобытной культурой, одной из которых является культура Бурятии. Что
касается бурятских традиций, то исследования в области национальных игр мало изучены,
хотя бурятская культура очень богата ими в силу своих религиозных верований, обрядов и
обычаев, передающихся из поколения в поколения. Данные исследования будут
интересны и для тех, кто интересуется историей и культурой народов Центральной Азии.
Кроме этого главным является то, что современная молодежь уже утрачивает интерес к
национальным традициям и больше интересуется компьютерными играми. И наша задача
сегодня привлечь молодое поколение к изучению богатых традиций, дающих знания о
духовности и здоровья каковыми являются национальные игры.
Цель нашего исследования сравнение русских и бурятских национальных игр.
Объектом исследования стали национальные игры.
Предметом исследования являются общие и отличительные черты русских и бурятских
национальных игр.
Задачи:
-Познакомится с историей народных игр.
- Проанализировать особенности народных игр
- Установить общие и отличительные черты русских и бурятских национальных игр.
Исследования сходств и различий , детально были проанализированы на примерах
русской национальной игры «Волк и гуси» и бурятской национальной игры «Хурэг
адуун» (Табун).
Глава I.
§1. История национальных игр в бурятской культуре
У всех монгольских народов, в состав которых входят и буряты, была общая древняя
культура, своими корнями уходящая в центрально- азиатскую цивилизацию, ценности
которой складывались в течение многих веков. Все народы сопровождают свои
праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются
представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный или
психологический склад мышления.
Из глубины веков дошли до нас народные игры, которые были непосредственно связаны с
различными сторонами быта и трудовой деятельности бурятского народа. Среди
большого количества игр, имели широкое распространение игры и пантомимические
сценки, которые относятся к древнейшим по своему происхождению.
Это такие игры, как «hойр надан» (глухариная игра), «баабгайн наадан» (медвежья игра) и
другие, отразившие явления жизни бурятских племен, характерные для периода охоты и
собирательства, когда человек жил присваиванием готовых продуктов природы. В этих
играх воспроизводятся характерные повадки животных и птиц, как домашних так и диких.
Еще в 1765 году русский капитан Михаил Татаринов, описывая быт бурят писал:
«Братские, как сидя в юрте, так и в компании между собою, охотники петь песни и голосу
протяжного, также играют молодые в юртах, вокруг по-голубиному или кричат по-
гусиному, по-утичьи и прочих птиц голосами. И так их игра весела и смешна».
Некоторые игры и развлечения бурят изображали бытовые сценки, диалоги.
Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-
другому: скачки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки,
самодельные куколки.
Излюбленной игрой детишек была самобытная народная игра бурятских народов «Шагай
надан» - игра в лодыжки. Она была известна еще в древней Месопотамии более 30
столетий назад. Это игра является отражением основного занятия народа скотоводства,
поэтому бараньи кости или бабки означают пять видов животных:
«Хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх – это козел (козлик).
«Бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – это овца.
«Морин» (конь), упавшие набок ровной стороной, ребром – это лошадка.
«Ухэр» (крупный скот), упавшие набок резной стороной это бычок.
«Тэмээн» -кости, оказавшиеся в сидячем положении- встали на «дыбы» или берцом -
это верблюд.
В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали в кожаный
мешочек и хранили для детских игр. Более того было несколько видов этой замечательной
игры: «Баабси», «Мори урилдаан», « Мэргэн няhалга», «Харбаан», « Табан яhан» Одним
из главных видов национальных игр у бурят является «сур харбаха», что означает в
переводе «стрельба из лука», отсюда т произошло название национального праздника
«Сурхарбан». В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники
которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или
используют кости животных (разные виды игры «Шагай», игры «Хонгордоолго»,
«Таалсалга» и др.). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также
изображаются действия животных или птиц («Медвежий танец» - «Баабгайн наадан»,
«Танец тетеревов» - «Хурайн наадан» и др.). В этих танцах-играх нашел отражение
охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии. Континентальный
климат края с его коротким летом и долгой суровой зимой также отразился на тематике
игр (например, игра «Рукавицу гнать» - «Бээлэй тууха»)
Так же одними из распространенных бурятских игр являются: «Мэргээр буудалага»
(меткий стрелок), «Мэргээр оное» ( попасть в мишень), «Малгай барилга» (прятанье
шапки).
С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли
в эту древнюю игру, пришедшую к бурятам из Индии сотни веков назад. Играли и
мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во время Чингисхана властители устраивали
многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а фигуры
состояли из живых людей, слонов и коней. Так проводили досуг дети и взрослые до
советского периода. Изменились в советское время народные игры бурят. Наряду с
широким распространением интернациональных игр и видов спорта популярными стали
лучшие из традиционных народных игр, во многих из них произошло переосмысление
сюжетов, изменились условия применения этих игр. Например, игра «Слепая баба»
(Хохор хамга-шаалга») носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор,
падеж скота от болезней. Играющие убегали от «слепой бабы», как от слепой силы, от
злой судьбы. Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра типа
«Жмурок».
Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских
республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями
истории народа и с природными условиями республики.
§2. История национальных игр в русской культуре
Народные игры - исторически сложившиеся общественное явление, самостоятельный вид
деятельности свойственным народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные
игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры у русских служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества:
доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого
трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как
надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег,
прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча, сопротивления). В течении столетий
русский народ был основной движущей силой развития Русского государства. он играл
ведущую роль в экономической и общественно- политической жизни страны. Передовая
русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов. Все это
отразилось на различных сторонах культуры, включая и народные игры. Для большинства
русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди
других народов. Русским народным играм свойственна гармоничность сочетания
самобытного национального начала с колоритом национальных игр других народов.
Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей игр (таких,
например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»). Наиболее элементарные
из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это
простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловушки», «Салки»), игры
с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по
деревьям», детская борьба-возня и др.). Вместе с тем эти игры служили выражением
человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением
семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития
«Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники». Многочисленные игры,
воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая
земледелие, главное занятие славян «Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста».
Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет
назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках
огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей,
детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.
Глава II.
Сравнительный анализ сходств и различий русских и бурятских национальных игр
Говоря об национальных играх разных народов со сходными сюжетами, необходимо
отметить два случая:
1. Национальные игры формируются в среде какого-нибудь народа, а потом
перемещаются в другие культуры, но на них действуют свои традиции,
приспосабливаются к местным обычаям. Например, сегодня русские и бурятские дети
могут играть как в лапту, так и «Шагай надан» (игра в лодыжки).
2. Есть сходные игры, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в
силу общности быта, психологии, условий и законов социально исторического развития
народов
Для сравнения возьмём русскую национальную игру «Волк и гуси» и бурятскую
национальную игру «Хурэг адуун» ( Табун).
Элементы игры
Русская народная игра
Бурятская народная игра
Действующие лица игры
Волк, Гусята, Гусак
Два- три Волк, Лошади,
Жеребята, Жеребец
Противопоставление
(сильный – слабый)
Волк – гусят
Волк – жеребята
Действующие лица
(животные)
Думают и развивают ловкость
Думают и развивают
ловкость
Проблемы, которые
решают герои игры
Волку нужно утолить голод,
гусятам спастись, а гусаку
защитить.
Волку нужно утолить голод,
а жеребятам спастись,
лошадям и жеребцу
защитить.
Место действия.
Лес – сфера, где
проявляется власть
сильного.
Волк живёт в лесу.
Волк живёт в лесу.
Дом – место, где живут
Гуси находятся ближе к воде
Лошади находятся ближе к
слабые.
степи
Начало игры
Начало игры
гуси собираются в круг и
крепко держатся за руки
лошади крепко держатся за
руки
Кульминация (точка
высшего напряжения)
Пойманного гусенка волк
может съесть
у волка мало шансов,
поймать жеребенка
Развязка (завершение
действия).
Готовность гусака на
самопожертвование.
(Утверждение семейных
ценностей)
Готовность Жеребца ради
жеребят рисковать с собой.
(утверждение семейных
ценностей)
Вывод: Как мы видим из таблицы, существует очень много сходных черт между этими
двумя национальными играми. Именно в действующих лицах (животное олицетворяющее
добро и зло), проблемах, решаемых участниками игры, начале игры ( сплоченность и
взаимопомощь участников игры) и в развязке(сохранение целостности семьи в сложной
ситуации). Но в данных играх есть некоторые различия, а именно - место действия
(русские испокон веков традиционно селились возле водоемов, так как вода для них
источник жизни; а буряты издревле считаются кочевыми народами и поэтому их место
для жизни – степь). Так же мы видим различие в кульминации ( гусь является слабой
птицей и в стае очень трудно защитится в опасной ситуации, а жеребец олицетворение
сильного животного с которым трудно справится).
Заключение
Как следует из нашего анализа, народные игры разнообразны и они увлекают
преимущественно детей дошкольного возраста. Данные игры заключают в себе элемент
борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к
осторожности и это увлекает детей
Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя
говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Народные
игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует
достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную
деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами
игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает
культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте
деятельности.
Проанализировав, содержание каждой игры я пришла к выводу, для бурят игра означало
больше чем простое развлечение. В них образ жизни, культурных ценностей и обычаев,
традиций, развивали ловкость, быстроту, мышление.
В бурятских национальных играх воспитываются все необходимые кочевникам качества -
ловкость, быстрота, терпение.
Говоря о сравнительном анализе сходств и различии на примере двух национальных
играх, выясняется, что в данных играх больше общих черт, чем различительных
особенностей. Но как мы видим, в ходе нашего исследования есть много бурятских
национальных игр, не имеющих аналогов в русской культуре и наоборот.
Отсюда можно сделать вывод, что одной из главных особенностей национальных игр
бурят и русских это их уникальность, самобытность и ментальность, присущие только
этим культурам.
Список использованной литературы
1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. Улан – Удэ: Изд – во ОАО
«Республиканская типография» 2008г. – 96 с.: ил.
2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. Улан-
Удэ, 2004. -228 с., ил.
3. Былеева Л.В. Русские народные игры. Москва «Советская Россия» 1988.
4. Виноградов Г.К. Изучение народных детских игр у бурят. Иркутск, 1992.-11с.
5. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. – Л., 1970.
6. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. 2012. Издательство Просвещение.
7. Окладников А.П. История и культура Бурятии. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1976
8. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-
во,1989.-64с
9. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан –Удэ, 1958.