Конспект урока "Развивающие задания журнала "Мурзилка""

У р о к 101
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА»
Ц е л ь : дать представление о забавных и развивающих играх журнала «Веселые
картинки».
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы
учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении;
различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:
У елки иголки колки.
II. Изучение нового материала.
В мае 2010 года журналу исполнилось 86 лет!
«Мурзилка» популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с
1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.
В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его
авторы современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы.
Часто авторами журнала выступают сами читатели.
Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами
история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня.
Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей.
Разнообразием тем и интересной подачей материала журнал стремится удовлетворять
постоянно растущие запросы своих читателей.
Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а
продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея»
знакомит с репродукциями картин шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью
и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их
можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.
Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы,
рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности», и веселые
уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел – приложение
«Головоломки, игры, затеи».
Интересны не только детям, но всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения
Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную
информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.
III. Итог урока.
Учащиеся рассматривают журналы, находят занимательные задания и выполняют их.
Какие веселые задания вам понравились больше всего? Из каких они журналов?
У р о к 102
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ»
Ц е л и : уточнить понятия «периодика», «новости», «журналист»; учить определять
содержание книги по ее элементам.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на
простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их
последовательность в произведении; различать малые фольклорные жанры; сравнивать
объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать
на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном
произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего
впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя,
определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению,
эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать
жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения
общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем
наращивая темп:
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
II. Изучение нового материала.
Читателем какого журнала вам захотелось стать? «Как же это сделать? спросил Миша.
Есть разные пути, ответил Михаил Потапович. Можно спросить полюбившийся
журнал в библиотеке. Можно подписаться на этот журнал на почте не обязательно для себя
одного, а на весь класс и читать его всем вместе или по очереди». Напишите в клуб «Ключ
и заря», с какими произведениями Романа Сефа, Сергея Козлова, Виктора Лунина и Леонида
Яхнина вы уже знакомы.
Учащиеся работают со страничкой СОДЕРЖАНИЕ, которая есть в обеих частях
учебника «Литературное чтение» и в хрестоматии. Оформляют свои ответы в виде письма
в клуб «Ключ и заря». Под руководством учителя школьники заполняют конверты.
У р о к 103
Л. ЯХНИН. «МУЗЫКА ЛЕСА»
Ц е л ь : учить выполнять сравнительный анализ темы и названия стихотворения,
ориентироваться в тексте.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы
учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении;
различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая
темп:
У нас гость унес трость.
II. Изучение нового материала.
Прочитайте стихотворение, используя ноты.
Обезьянка шла мой,
С ветки скок на ветку.
Увидал барсук хромой звую соседку.
Эх, шил тогда барсук, трусость пе ,
Ухвачусь-ка я за сук, зря меня учили?
Но такая уж была барсукова ,
Что упал он со ствола, за вев от боли.
Долго ныл и слёзы лил бедный от бес лия,
Что на 5 минут забыл, как его лия.
Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Яхнина «Музыка леса».
Учащиеся читают стихотворение.
С чем герой стихотворения сравнивает белку? (Белку герой сравнивает с рыжей
метелкой.) Как называет стрекоз? а паутину? а стрекот кузнечика? (Стрекоз герой называет
цветными крестиками, паутину сачком, а стрекот кузнечика музыкой.) Какое открытие
сделал герой этого стихотворения? Зачитайте отрывок из произведения. (Последняя часть
стихотворения: «Я думал, что средь бела дня / Один в лесу бродил. / Но целый мир вокруг
меня / Летал, трудился, жил».)
Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него целый мир. Мог ли такое
открытие сделать человек, который не любит природу, не умеет ее наблюдать? (Такое
открытие мог сделать только очень наблюдательный, любящий природу человек.)
Подтвердите свое мнение. (То, что герой стихотворения именно такой, подтверждает его
чуткость к лесным звукам. Он услышал и узнал стрекот кузнечика, крики грачей, его
способность замечать то, что не сразу бросается в глаза. Он заметил промелькнувшую
мимо белку, пролетающую пчелу, мелькающих стрекоз. Он разглядел паучка на паутинке,
мышку в норке.)
Название стихотворения выражает его ТЕМУ или его основную МЫСЛЬ? (Тема
стихотворения это прогулка героя по лесу. А основная мысль это то, что
внимательному, любящему взгляду открывается нечто чудесное. Человек, наделенный
таким взглядом, способен услышать музыку леса. Поэтому название стихотворения
выражает его основную мысль, а не тему.)
III. Итог урока.
С каким произведением познакомились? Кто автор?
У р о к 104
Ю. КОВАЛЬ. «ТРИ СОЙКИ». ПОХОД В «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ».
ИЛЛЮСТРАЦИЯ А. ДЮРЕРА «ЗАЯЦ»
Ц е л ь : учить ориентироваться в тексте, выделять средства художественной
выразительности, находить сравнения, работать с иллюстрациями.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы
учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении;
различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем наращивая
темп:
К Габсбургам из Страсбурга.
II. Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.
Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 г. в Москве. Учился на филологическом
факультете Московского государственного педагогического института имени Ленина. Здесь
он встретился и подружился с Юлием Кимом, Юрием Визбором, Адой Якушевой, с будущим
театральным режиссером Петром Фоменко и будущим детским поэтом Юрием
Ряшенцевым. Во время учебы Коваль серьезно увлекся авторской песней (стал виртуозным
гитаристом), а также искусством фрески, мозаики, скульптуры, рисунком и живописью
(получил второй диплом учителя рисования). Впоследствии он не только иллюстрировал
свои книги, но был участником художественных выставок. Первые публикации Коваля
появились в институтской газете.
После окончания института (1960) Коваль работал учителем русского языка и
литературы, истории, рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные
тексты для диктантов.
Постепенно Коваль начинает все более профессионализироваться как художник и
литератор. В журналах «Мурзилка», «Пионер», «Смена», «Огонек» публикуются его стихи и
рассказы для детей.
При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг, в основном детских.
Наиболее известные из них «Приключения Васи Куролесова» (1971), «Кепка с карасями»
(1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Полынные сказки» (1987).
Подлинными произведениями искусства стали издания, сделанные совместно с художницей
Татьяной Мавриной. По сценариям Коваля сняты два художественных и более десятка
анимационных фильмов.
Коваль был награжден дипломом А. Гайдара (1983), почетным дипломом IBBY
Международного совета по детской и юношеской литературе (1986, за книгу «Самая легкая
лодка в мире»), дважды был лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для
детей (1972, 1987). Однако, по словам друга Коваля, поэтессы Татьяны Бек, его «всю жизнь
истязали редакторы и цензоры»; это касалось и детских книг.
Учащиеся читают произведение по цепочке.
Вам приходилось когда-нибудь видеть соек, слышать, как они «поют»? (Свободные
высказывания учащихся.) Внешность соек соответствует их голосу? Или совсем не
соответствует? Если вы видели соек, расскажите о своих впечатлениях.
Отметьте повторяющиеся сочетания резких звуков в следующем отрывке. («Зр», «гр»,
«тр», «бр».) Какие слова названия действий говорят о том, что сойки пели громко?
(Кричать, орать, трещать, драть горло.) Найдите в тексте все сравнения и выражения,
которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек. («Когда в лесу кричит сойка,
мне кажется, что огромная еловая шишка трется о сосновую кору». «...А уж голос, как у
граблей, скрип да хрип».) Какие слова слышатся автору в пении соек? Проследите, какие
звуки в них повторяются. (Эти слова передают резкие сочетания звуков: шишка трется о
кору со звуком «тр»; грабли издают скрипящие и хрипящие звуки: «скр», «хр».)
Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь животных? «Кот говорит:
“Любовью к природе”. Миша говорит: ”Воображением”». А вы как думаете? Вам
понравилось, как Юрий Коваль расшифровал разговор соек? (Чтобы понимать речь
животных, человек должен любить природу и обладать воображением.)
Заинтересованное, внимательное отношение к природе позволяет услышать голоса
зверей и птиц, прислушаться к ним, а воображение помогает представить, что именно и о чем
говорят животные. Юрий Коваль наделен и внимательным любовным взглядом на
окружающий мир, и развитым воображением. Именно поэтому его описания и сравнения
очень точны и интересны.
Сходите в «Музейный Дом». Найдите зайца, нарисованного художником Альбрехтом
Дюрером. Вы помните название другой его работы? (Картина «Травы».) В какое время года
художник писал зайца? Обратите внимание на окраску шубки зайца. зайца «летняя»
серо-коричневая, пестренькая окраска.)
Где он писал зайца: на улице или в комнате? Всмотритесь: в зрачке у зайца отражается
оконная рама. (Художник изображает зайца на нейтральном фоне, но, судя по
отраженному в зрачке зайца переплету окна, заяц находится в комнате.)
Как вы думаете, заяц спокоен или напуган? Посмотрите внимательно на то, как
подобраны его лапки, как он держит ушки. о тому, как сложены передние лапки, как
раздвинуты уши и одно чуть-чуть наклонено в сторону, можно сказать, что заяц
находится в состоянии напряжения, что ему неуютно.)
Разная ли шерстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она
короткая и бархатистая? (Самая короткая и бархатистая на ощупь шерстка на ушках.)
Где пожестче? (На лапках шерсть пожестче.) Где самая длинная? (Самая длинная на его
спинке.) Где самая пушистая? (Самая пушистая шерсть у этого зайца на боках.) Где самая
пестрая? (Самая пестрая, похожая по окраске на птичье оперение, – на его спинке.)
Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир природы? (Только художник,
который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так
детально прописать его шерстку, передать его состояние.)
III. Итог урока.
С какими произведениями познакомились? Кто автор?
У р о к 105 Р. СЕФ. «ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК». Л. ЯХНИН. «ПУСТЯКИ»
Ц е л ь : учить анализировать характер и мотив поведения героев.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое
содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события,
видеть их последовательность в произведении; различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку на доске начала медленно, четко произнося слова, затем
наращивая темп:
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
II. Изучение нового материала.Учащиеся читают стихотворение Р. Сефа.
Сколько человек побывало в лесу? лесу побывали три человека: столяр, охотник и
человек, которого поэт называет добрым.) Это был один и тот же лес? (Да, конечно, лес был
один и тот же.) Всем понравилось в лесу? Они улыбаются по одной и той же причине?
лесу понравилось всем троим, но улыбаются они по разным причинам. Столяр улыбается,
потому что рад, что в лесу много стволов деревьев, из которых можно сделать много
столов. Охотнику приносит радость то, что в лесу много зайцев, которых можно
пострелять. А добрый человек улыбается просто потому, что в лесу очень хорошо.)
Можно ли сказать, что один герой стихотворения отличается от двух других? Чем
именно? Важно ли автору, каким делом этот человек занимается в жизни? А что же важно?
Учащиеся читают стихотворение Л. Яхнина.
Почему автор выделил в стихотворении две части? О чем рассказывает первая часть?
(Первая часть рассказывает о тех, казалось бы, незначительных разрушениях, которые
оставляют после себя люди в лесу.) О чем рассказывает вторая часть? вторая часть о
том, что после этих разрушений от леса уже практически ничего не остается.)
Слово «пустяки» в первой и второй частях стихотворения означает одно и то же?
первой части получается, что все разрушения в лесу это пустяки, мелочи, что-то
незначительное. А во второй части слово «пустяки» означает, что от леса ничего не
осталось.)
Чья точка зрения выражена в первой части: автора или тех людей, которые небрежно,
без любви относятся к окружающему нас миру? первой части стихотворения выражена
точка зрения людей, которые без любви относятся к природе, для которых ничего не стоит
сломать дерево или растоптать цветок.)
Автор поддерживает или осуждает эту точку зрения? (Автор осуждает эту точку
зрения: он говорит о том, что из этих мелочей, из букашек и травинок, и состоит лес.) В
каких строках стихотворения звучит горький вывод автора? (Во второй части
стихотворения автор приходит к горькому выводу, что такое небрежное обращение с
природой разрушает ее: «И вот уже от леса остались пустяки...»)
III. Итог урока.
У р о к 106 Е. ЧАРУШИН. «ТОМКА ИСПУГАЛСЯ»
Ц е л ь : учить делить текст на части по смыслу, находить строки, в которых автор
высказывает свое мнение, анализировать и подтверждать (строчками из текста) точку
зрения каждого героя.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое
содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события,
видеть их последовательность в произведении; различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем
наращивая темп:
Хвалю халву.
II. Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.
Евгений Иванович Чарушин (1901–1965), русский художник и писатель, книжный
график. Родился в Вятке в семье губернского архитектора И. А. Чарушина. Учился в
ленинградском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1922–1927), в
частности у А. А. Рылова. Жил в Ленинграде.
Сотрудничал в журналах «Мурзилка» 1924), «Еж» (1928–1935), «Чиж» (1930–1941). В
1928 году получил и свой первый книжный заказ на оформление рассказа В. В. Бианки
«Мурзук» (для ленинградского отделения Госиздата, где художественной частью заведовал
В. В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор исполнил
массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М. М. Пришвина, С. Я. Маршака и
других писателей. Часто оформлял и собственные сочинения («Разные звери», 1929;
«Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья», 1938; «Медвежата», 1944; и др.). В
1930-е годы стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время
уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве. Работая в технике
свободного акварельного рисунка, монохромного или цветного, легким динамичным пятном
Чарушин воссоздавал в пространстве книги (в том числе и на полях) не просто кусочки
натуры, но целостную пейзажную среду, средоточиями которой представали разнообразные
живые твари. По-своему самобытны, лексически просты и изящны его очерки в жанре
рассказов о животных и популярного краеведения.
Учащиеся читают произведение по цепочке.
Вы хорошо представляете себе щенка охотничьей собаки с отвислыми ушами?
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
На какие две части можно поделить рассказ про Томку? (Рассказ можно разделить на
две части: первая о том, как Томку взяли на охоту и как он заснул, а вторая о том, как
Томка пытался загрызть корову, которая, по его мнению, его разбудила.)
Найдите в первой части подтверждение тому, что Томка еще маленький. самом
начале рассказа говорится, что Томка «был совсем еще небольшим щенком». Взрослая
охотничья собака на охоте ведет себя тихо, выслеживает дичь, а Томка бегал, лаял,
охотился за бабочками и стрекозами.) Автор еще раз подчеркивает, что Томка очень мал,
когда говорит, что щенок быстро утомился и заснул.
Перечитайте вторую часть рассказа. Миша говорит, что «и здесь видно, что Томка еще
маленький и глупый». Вы согласитесь с Мишей? Можете подтвердить эту точку зрения?
(Точку зрения Миши подтверждает то, что Томка не знает, что за зверь такой корова, он
не различает – далеко она или близко.)
Маша говорит, что «наоборот! Здесь уже видно, что Томка умненький и осторожный!»
Может быть, Маша тоже права? На какие строчки обратила внимание Маша во второй части
рассказа? (Маша обратила внимание на строчки, из которых видно, что Томка ведет себя
осторожно, близко к корове не подходит и делает выводы на будущее: «Тут Томка немного
потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он
близко не подошел и нюхает: что за зверь такой? ...С тех пор он и близко к коровам не
подходит».)
III. Итог
У р о к 107 Е. ЧАРУШИН. «ТОМКИНЫ СНЫ»
Ц е л и : учить проводить грань между фантазией и реальностью; совершенствовать
умение находить в тексте ответы на вопросы.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы
учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении;
различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп:
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
II. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке продолжим наше знакомство с Томкой, героем Е. Чарушина.
Учащиеся читают произведение по цепочке.
Чему учились ребята, глядя на спящего щенка? (Глядя на спящего щенка, ребята
представляли, что он видит во сне, практически они учились фантазировать, учились
смотреть на мир глазами щенка.) Правильно ли они расшифровали Томкино поведение во
сне? (Возможно, Томке снилось что-то совсем другое, но это, скорее, было связано с
охотой.)
Верят ли сами ребята в то, что нафантазировали? Подтвердите это строчками из текста.
(«Проснись! – закричали ребята. – Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
Кто, – спрашиваю, – съест?
Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним
не справиться».)
III. Итог урока.
С каким произведением познакомились? Кто автор?
Что понравилось? Когда переживали?
урока.
С каким произведением познакомились? Кто автор?
У р о к 108 Г. ЮДИН. «ВЫТРИ ЛАПЫ И ВХОДИ»
Ц е л и : учить определять идею произведения, делить текст на смысловые части; развивать умение
подтверждать свои ответы строчками из текста; читать по ролям.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое
содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события,
видеть их последовательность в произведении; различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем
наращивая темп:
Клара-краля кралась к Ларе.
II. Изучение нового материала.
Отгадайте загадки:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет –
Она знать дает.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака.)
Учащиеся читают произведение по цепочке.
«”Иногда один ПОЭТ может посвятить свое стихотворение другому поэту”, сказал Кот».
Обратите внимание: кому Георгий Юдин посвятил свое стихотворение? (Рядом с названием
стихотворения стоит посвящение: Юрию Ковалю.) С каким произведением Юрия Коваля вы
недавно познакомились? (Недавно мы читали рассказ Юрия Коваля «Три сойки».)
«“А теперь поговорим об этом стихотворении”, – напомнил Кот». Стихотворение делится на две
части по смыслу. Чему посвящена первая часть? Чему вторая? Какое слово служит границей? Какое
чувство в нем выражено?– «Что-то не видно, чтобы мальчик ухаживал за своим щенком! строго
сказал Миша.
Еще как видно! возразила Маша». А вы чье мнение разделяете? Обратите внимание на
строчки, выделенные цветом. Предположите, что же мог делать щенок, если мальчик его «не ругал»,
«не бил»? (Судя по выделенным строчкам, мальчик гулял со щенком, кормил его, то есть ухаживал за
ним. Возможно, щенок «хулиганил», делал лужи на полу, грыз какие-то вещи, но мальчик его «не
ругал» и «не бил».)
Перечитайте вторую часть стихотворения. Подтвердите строчками из текста, что в душе
мальчика борются разные чувства: любовь к щенку и обида на него. И какое же чувство побеждает?
(Из второй части стихотворения видно, что мальчик очень любит щенка и все готов ему простить.
Чувство обиды в душе героя тоже есть. Мальчик представляет, как строго он скажет щенку:
«Вытри лапы и входи!» Но чувство любви к щенку все-таки сильнее: мальчик мечтает, что, как
только щенок вернется, он схватит его и прижмет к груди.)
III. Итог урока. С каким произведением познакомились? Кто автор?
У р о к 109 М. ПРИШВИН. «РАЗГОВОР ДЕРЕВЬЕВ»
Ц е л и : учить определять, что выражает название рассказа его тему и основную
мысль; совершенствовать умение выделять средства художественной выразительности;
развивать умение пересказывать близко к тексту.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы
учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении;
различать малые фольклорные жанры; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы
учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать
доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план
выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное
восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Х о д у р о к а
I. Речевая разминка.
Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем
наращивая темп:
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора,
дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
II. Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с творчеством автора.
Пришвин Михаил Михайлович (1873–1954) русский писатель, родился в имении
Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в купеческой семье.
Образование дети получили благодаря их матери.
Начал печататься в 1898 году. В 1906 в журнале «Родник» был опубликован первый
рассказ Пришвина «Сашок». В литературных кругах имя Михаила Пришвина становится
известным в 1907–1908 гг. после публикации путевых очерков («В краю непуганых птиц»,
«За волшебным колобком»), появившихся в результате путешествия писателя по Северу
(Олонец, Карелия, Норвегия) и по Заволжью («У стен града невидимого»). В 1910 году
путешествовал по