Конспект урока по аккомпанементу с учащейся 8 класса «Развитие творчески-слуховых и пианистических способностей учащихся на уроках фортепиано»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО
Северск «Детская школа искусств»
Конспект урока по аккомпанементу с учащейся 8 класса
«Развитие творчески-слуховых и пианистических способностей учащихся
на уроках фортепиано»
подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Черенкова Галина Константиновна
Северск
2015
Тема урока: «Аккомпанемент вокального произведения как средство в
создании целостного художественного образа».
Цель урока:
Совершенствование знаний, умений и навыков аккомпанирования,
помогающих раскрытию целостного художественного образа
музыкального произведения.
Задачи:
1. Развивать умение и навыки аккомпанирования, путем
совершенствования мелодического и внутреннего слуха.
2. Воспитывать выразительность исполнения в тесной связи с
ритмическими, двигательными, образно-эмоциональными
ощущениями в работе над художественным образом музыкального
произведения.
3. Продолжить работу над педализацией как одного из средств
художественной выразительности.
4. Воспитывать чувство партнерства.
5. Расширять музыкальный кругозор путем знакомства с репертуаром
отечественных и зарубежных композиторов.
6. Воспитывать художественный вкус и чувство стиля.
1. Вступительное слово педагога.
Ход урока
Музыка является самым универсальным средством эстетического и
нравственного воспитания, формирующего внутренний мир будущих
музыкантов. Целью обучения в музыкальной школе или ДШИ является
подготовка не только будущих исполнителей-профессионалов, но и
музыкантов-любителей, которые могут самостоятельно разобрать и выучить
музыкальное произведение, свободно аккомпанировать. Навыки
аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике.
Участие в художественной самодеятельности, в домашнем музицировании.
Аккомпанемент как дисциплину проходят в ДШИ в 6 и 7 классах. Ученик
знакомится с вокальной и инструментальной литературой разных эпох, стилей и
жанров. Умение аккомпанировать приобретается постепенно. Начиная с
несложных произведений с простейшим аккомпанементом, постепенно
усложняя задачу.
Беседа с учащейся. Что же такое аккомпанемент? Какие бывают типы
аккомпанемента?
1. Гармоническая поддержка
2. Чередование баса и аккорда
3. Аккордовая пульсация
4. Гармонические фигурации
5. Аккомпанемент смешанного стиля
6. Дублирование вокальной партии
7. Отклонения от вокальной партии
2. Исполнение романсов. А.Варламов «Вдоль по улице метелица метет»,
муз. Б.Б., сл. Аимофеевой «Дремлют плакучие ивы»
Этапы работы:
Знакомство с произведением
Изучение партии солиста (определить характер музыки,
интонационный строй мелодии, местонахождение кульминации,
динамический план, знакомство с текстом)
Знакомство с фортепианным сопровождением (тип фактуры,
трудности, аппликатурные задачи)
Работа над 3-х строчной партитурой (солист и басовую партию)
Исполнение с солистом (выравнивается звуковой баланс, темп,
акценты, паузы)
Концертное исполнение (итог работы)
3. Работа над аккомпанементом в романсе Э.Григ, перевод С.Гинзбург
«Заход солнца».
Основной формой работы на уроках аккомпанемента является изучение
музыкального произведения. Здесь происходит формирование музыкального
образа, уяснение исполнительских задач. Содержание раскрывается не только
через музыкальные, но и через поэтические образы, через соединение звука и
слова, а также привлечение других видов искусства. Показаны репродукции
картин И.И.Левитана «Вечерний звон», «Сумерки».
Э.Григ «Заход солнца» - музыкальное произведение, воплощающее
картину природы. В аккомпанементе сохраняется неизменная фактура на
протяжении всего произведения.
Способность нарастания или затухания звучности тщательно
вырабатывается в соответствии с динамикой мелодии. Обращаем внимание на
непрерывность динамического развития гармонии. Следует избегать резкой
смены силы звучности на гранях долей и тактов. Свойственный сильным долям
такта акцент должен придавать общей гармонической звучности характер
ритмической пульсации, но не дробить ее на кусочки. Выработка такой
динамики это воспитание слуха. Гармонический фон является вторым планом
интонационного содержания произведения, но он требует точной формы
воплощения.
Полное выражение гармонический фон получает при ясной
интонационной линии баса. Звучание басового голоса фундамент гармонии.
Неопределенный по интонации бас заставляет мелодию повисать без опоры.
Слыша бас, певец легче ощущает гармоническую окраску всей мелодии.
Большую роль в создании гармонического фона играет педаль. Ее следует
тщательно продумывать. Умелое пользование педалью подчеркивает
особенности тембровой окраски партии аккомпанемента.
В процессе работы формируется художественный образ. Творческое
участие ученика ярко проявляется во вступлении и заключении. Вступление
вводит слушателя в общее настроение, ритм и темп произведения. Часто во
вступлениях проводится основная тема, предвосхищая вокальную партию
(«Дремлют плакучие ивы» муз. Б.Б, «Забыть так скоро» Чайковского).
Заключение является итогом, раскрывающим идею композитора.
Процесс создания художественного образа связан с чувствами, эмоциями.
«Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства не увлекает
слушателя», - говорил Л.Н. Толстой, поэтому необходимо, чтобы исполнитель
не только тщательно изучал произведение, но и внутренне пережил его.
Фортепиано как сопровождение должно звучать чуть тише солиста, какова бы
не была динамическая шкала произведения.
Главные задачи исполнения:
Координировать силу звука по отношению к солисту
Умело распределять постепенные нарастания или ослабление звука
Дышать одновременно с солистом
Правильно педализировать
Раскрыть содержание произведения
Хорошо аккомпанировать ученик может тогда, когда внимание устремлено на
солиста и он сам пропевает «про себя» каждый звук и каждое слово.
4. Разбор нового романса П.И.Чайковский, сл. Э. Тюркетти, перевод А.
Горчаковой «Серенада»
«Серенада» - мужской жанр любовной песни. Исполнители появлялись
под балконами или окнами своих возлюбленных и признавались в любви под
аккомпанемент лютни, мандолины, гитары. Моцарт был родоначальником
блестящих серенад. За Моцартом особым пристрастием к серенадам отличался
Шуберт, Григ, Чайковский.
Определение главного настроения романса:
Как начинается романс?
Какие чувства передает музыка?
Как развивается мелодия?
Есть ли кульминация?
Как заканчивается романс?
На уроке разбирали вступление романса. В вокальных произведениях
вступление это часто прелюдирование фактуры, вводящее в настроение, ритм
и темп произведения («Мне грустно» А. Даргомыжского). В данном романсе
вступление имеет более законченную форму. Здесь проводится основная
мелодия, которая предвосхищает вокальную фразу. Работа велась над звуком, а
также техникой исполнения.
5. Выводы.
1. Совершенствование умений и навыков ученика идет с освоением
различных типов аккомпанемента.
2. Развитие слуховой чуткости к намерениям солиста.
3. Умение следить за строчкой солиста и басом.
4. Умение смотреть в ноты, а не на руки.
5. Овладение педализацией.
Занятия аккомпанементом расширяют репертуар ученика. Формирует
интерес к особому виду творчества. В процессе общения с вокальными
произведениями разных жанров формируется эстетическое сознание.
Эстетическое воспитание способствует формированию у ученика высокого
художественного вкуса.
6. Домашнее задание.
Закрепление исполнительских приемов в романсе Э. Грига «Заход
солнца», разбор аккомпанемента романса П.И.Чайковского «Серенада».
Литература
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка,1982.
2. Голубовская Н. Искусство педализации - М.: Музыка, 1974.
3. Крюков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.- Л.: Музгиз,
1961.
4. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента - Л.: Музыка,1972.
5. Смирнова М. О работе концертмейстера. - М.: Музыка, 1974.