Открытый урок "Симфонический оркестр. Группы инструментов. Дирижер"




Открытый урок
Тема урока: «Симфонический оркестр. Группы инструментов.
Дирижер»
Цель урока: придти к пониманию многообразия выразительных
возможностей оркестровой музыки; обобщить знания учащихся об
инструментах симфонического оркестра.
Задачи:
образовательные:
на примерах оркестровой музыки выявить индивидуальные черты в
звучании отдельных инструментов и групп симфонического оркестра;
продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных
инструментов;
развивающие:
развитие ассоциативного мышления школьников, умения сравнивать,
сопоставлять;
развитие импровизации в доступных для детей формах;
развитие умения содержательно излагать свои мысли о музыке;
развитие тембрового слуха в процессе слушания музыки;
развитие проектных возможностей учащихся.
воспитательные:
воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;
воспитание музыкального вкуса на лучших образцах музыкальной
культуры.
Форма урока: урок повторения, углубления и исследования.
Технологии: деятельностного подхода
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные
инструменты, изображения музыкальных инструментов, справочные
материалы
Учащиеся входят в класс. Видят музыкальные инструменты, плакат с
изображением симфонического оркестра.
Учитель читает стихотворение ЯКОВА ХАЛЕЦКОГО
О, если б вы знали, как нежен фагот,
Какая душа у рояля!
И флейта, влюбленно вздыхая, поет -
Быть может, вы тоже слыхали?
Как арфа, прислушавшись к звукам рожка,
Ему отвечает охотно,
А скрипки, гармонией красок дыша,
Собрали волшебные ноты.
Я очень люблю их – моих дорогих
Друзей самых верных и вечных.
И где бы ни шел я по жизни, без них
Мне было бы пусто, конечно.
И каждый из них, оставаясь собой,
Сливается в звонком потоке
В оркестре с такою счастливой судьбой
И близкой и снова далекой.
Где столько красот, необычных подчас,
Ведут свои партии хором.
И снова басит ветеран-контрабас
В согласьи с самим дирижером.
А ноты, слетая с натянутых струн,
Вокруг рассыпают улыбки.
И вторят им полные радостных дум
Гитары, и трубы, и скрипки!
как вы думаете, что станет темой нашего сегодняшнего урока? (ответ)
Слайд №1 (Тема)
Слайд №2
Посмотрите на эту картинку (оркестр и дирижёр).
Скажите, пожалуйста, исполнители сидят кто где хочет или они сидят в
определённом порядке?
(есть порядок, исполнители с одинаковыми инструментами сидят
рядом).
Такое размещение необходимо, чтобы исполнители с одинаковыми
инструментами хорошо слышали своих соседей и играли одновременно.
Посмотрите как много разных инструментов, как вы думаете кто в
оркестре самый главный?
(тот, кто стоит перед оркестром, отдельно)
Обратите внимание, в руках этого музыканта не инструмент, а палочка.
В какой руке у дирижера дирижерская палочка?
Самый главный музыкант в оркестре, его руководитель
называется дирижёр.
При помощи дирижёрской палочки он объединяет всех исполнителей в
единое целое. Дирижёр должен всех видеть, всех слышать, показывать
музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижёр
стоит перед оркестром на кафедре, помогая музыкантам выступать
согласованно. Перед дирижером стоит подставка для нот.
Как она называется?
Пюпитр (от франц.) подставка для нот.
Правильно ноты перед дирижером называются партитура. Там
написаны партии каждого инструмента.
Симфонический оркестр может играть просто музыку для слушания, а
может сопровождать действие спектакля. В этом случае оркестр
располагается не на сцене, так как там идёт спектакль, а в специальной нише
перед сценой. Эта ниша называется оркестровой ямой.
Слайд №3
Вспомните, какие группы инструментов входят в состав симфонического
оркестра? Ответы.
Слайд №4
Разделить класс на 5 групп по числу групп оркестра.
Работа над мини- проектами.
Вам необходимо подготовить сообщение об инструментах своей группы.
Можно использовать справочные материалы
Особенно важно подчеркнуть особенности инструментов группы и
доказать ее важность и необходимость для оркестра. Работаем с
сообщениями 6 минут. Каждый будет выступать по 2 минуты. Расскажите о
самом главном про свои инструменты.
(Важно: контролировать процесс, помогать в
разрешении затруднений, возникающих у учащихся в ходе реализации
проекта).
Слайд №5
Струнные смычковые инструменты.
Виолончель большего размера, чем скрипка. Она, более чем какой-либо
инструмент из семейства смычковых, подходит для выражения силы,
глубины чувств. Ее звучание мужественно, но ей доступны и нежные,
воздушные краски, лиризм, напевность. Появилась она в конце 15-начале 16
века. Своим созданием и совершенством обязана выдающимся скрипичным
мастерам: братьям Маджини, Амати, позже Страдивари.
Во время игры виолончель ставится на пол, упираясь шпилем.
Виолончель имеет 4 струны. Поначалу виолончели поручалась партия
аккомпанемента в ансамбле со скрипками.
Бурный расцвет виолончельного искусства начался в 18 веке, когда
виолончель вытеснила из музыкального быта виолу да гамбо. Виола была
похожа на виолончель, но у нее было 5-7 струн. Стояла она на коленях
музыканта. Да гамбо переводится как «ножная». Расцвет русской
виолончельной школы связан с именем знаменитого исполнителя Давыдова,
которого Чайковский называл «королем виолончели».
Контрабас струнный смычковый музыкальный инструмент. Длина
его, включая корпус и гриф,- 190 см. Внизу контрабас завершается шпилем.
Исполнитель играет на нем стоя или садится на очень высокий специальный
стул. Его основная задача давать оркестровый «бас» - опорную ноту в
самом низком регистре. Он выполняет в оркестре ту же роль, что и басы в
хоре.
Первые контрабасы сделаны, по-видимому, в 17 веке мастерами
Маджини и Тодини.
Контрабас имеет 4 струны, настраиваемые по квартам. Небольшие
оркестры 18-начала 19 века включали в свой состав лишь один контрабас. В
современном оркестре их уже 8-9. Среди русских контрабасистов выделялся
своим искусством Кусевицкий. Под его пальцами этот громоздкий и
неподатливый инструмент обрел невиданную певучесть звучания.
Роль контрабаса в оркестре огромна: являясь басом оркестра, он создает
как бы основу звучания струнной группы.
Альт по внешнему виду нелегко отличить от скрипки он лишь чуть
больше. Длина корпуса современного альта превышает длину корпуса
скрипки на 3-4, редко на 6 см.
Альт уступает скрипке в блеске и яркости. Это происходит потому, что
альт настроен на квинту ниже скрипки. Тембр инструмента как нельзя лучше
подходит для воплощения суровых и торжественно-печальных образов,
глубоких размышлений о жизни.
Появился альт в 16 веке. Знаменитые русские альтисты Борисовский,
его ученик Дружинин.
Скрипка. Первые скрипки появились во Франции и Италии в начале 16
века. Италия дала миру выдающихся скрипичных мастеров: Амати,
Страдивари, Гварнери. Делались скрипки из клена и ели. Скрипка имеет 4
струны. Древним предком теперешней скрипки был народный инструмент
славянского происхождения. Он имел долбленый корпус, покрытый плоской
пластинкой, 3 струны, лукообразный смычок, стянутый на концах пучком
волос из конского хвоста. Особенно расширил возможности скрипки
итальянец Паганини. Много впоследствии появилось замечательных
скрипачей, но никто не смог превзойти его.
Слайд №6
Деревянные духовые инструменты
Кларнет. Появился кларнет около 300 лет назад, когда нюрнбергский
мастер Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель шалюмо.
Звук у него ясный (отсюда название кларнета, от латинского «кларус» -
«ясный»), очень гибкий и выразительный. В передаче чувств и настроений он
может соперничать с любым струнным инструментом.
Звук на кларнете извлекается с помощью камышовой пластинки
трости, прикрепленной к мундштуку. Вибрируя от дыхания исполнителя,
трость вызывает колебания воздушного столба, заключенного в инструменте.
Кларнет состоит из следующих частей: мундштука, небольшого
промежуточного бочонка, верхнего и нижнего колена, где размещены все
отверстия и клапаны и слегка расширяющегося конусообразного раструба.
Изготовляют кларнет из твердых пород выдержанного дерева
(гренадилловое, пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы.
Фагот. Самый низкий по звучанию в группе деревянных духовых
инструментов. Источник его звука две особым образом выточенные и
связанные ниткой камышовые пластинки. Эта маленькая, хрупкая и
недолговечная деталь называется тростью. Трости часто меняют, так как они
быстро теряют свои игровые качества.
Фагот состоит из пяти частей. «Эс» - единственная металлическая,
латунная или медная, часть инструмента. По форме похожа на латинскую
букву «эс». На нее плотно насаживается трость. «Эс» вставляется в малое
колено. Длинная трубка инструмента большое колено. Нижняя
соединительная часть «сапог». Наверху находится раструб. Изготавливают
инструмент из специально подготовленной, выдержанной древесины.
Создан в 20-30-е годы 16 века в Италии.
Музыкально-образные задачи, которые может решать инструмент,
поистине безграничны. Это светлая или скорбная лирика, драматизм,
героика, юмор, гротеск и сарказм, философское раздумье, наполненные
пафосом монологи и т.д.
Гобой. Устройство его сложно. Звук возникает в результате вибрации
трости, которая насаживается на металлическую трубочку штифт и туго
обвязывается ниткой. Сама по себе трость никаких звуков не производит.
Однако при соединении трости с инструментом приобретается полноценный
сочный тембр гобоя.
Ствол инструмента изготовляется из африканского черного дерева и
состоит из трех соединенных вместе колен, образующих прямую и узкую
трубку с небольшим раструбом.. На канале ствола расположены 25 игровых
отверстий, 22-24 из них закрыты клапанами. Сложная система позволяет
открывать и закрывать клапаны, находящиеся на любом расстоянии от
пальцев.
Изобретение гобоя относят ко второй половине 17 века и приписывают
это французским мастерам.
Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Очень
хорошо он выражает лирические настроения, нежную любовь, покорную
жалобу, горькие страдания. Участвует он и в героических, воинственных
моментах. Четкость и звонкость в звукоизвлечении на гобое помогает в
передаче беззаботного веселья, острой шутки, насмешки, грациозности.
Широко известен гобой как инструмент пасторальный, воссоздающий
музыкальные картины природы и сельской жизни.
Разновидность гобоя английский рожок. Он звучит несколько ниже
гобоя, тембр его немного гнусавый, «утиный». Если гобой мы можем
сравнить с певческим голосом сопрано, то английский рожок с меццо-
сопрано.
Флейта является одним из самых древних музыкальных инструментов.
В Китае первые упоминания о флейте с пятью-шестью отверстиями для
пальцев относятся к первому тысячелетию до н.э. А самые первые
упоминания о продольной флейте существуют в греческой мифологии и
истории Египта (третье тысячелетие до н. э. Название инструмента
происходит от латинского слова «флатус» - «дуновение». Совреме