Открытый урок в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов"


Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Медвеженский
Фольклор в музыке
русских композиторов
Открытый урок в 5 классе
Подготовила учитель музыки
I квалификационной категории
Миронова Нина Викторовна
2012 2013 учебный год
2
Цели:
1. Воспитывать интерес и потребность в общении с искусством.
2. Развивать слушательскую культуру учащихся, творческие способности и
самостоятельность детей.
Задачи:
1. Развивать представления о связи музыкальных и речевых интонаций,
близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика,
пауза, акценты, настроение – интонационная окраска).
2. Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую
сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену
настроений, образов в одной сказке.
3. На основе эмоционального восприятия музыки П.Чайковского,
М. Мусоргского, Н. Римского – Корсакова и др. развивать воображение,
образную речь детей, побуждая их сочинить «свою» сказку, рассказанную
музыкой, опираясь на различение и смены интонаций.
4. Развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке,
инструментовке, инсценировать сказку.
Оборудование:
телевизор, DVD, аккордеон.
Оформление:
рисунки учащихся, картинки, видеоряд, сказки, придуманные учащимися.
Ход урока
1. Муз. Н. Михуткиной, сл. В. Майоровой «Сказочная страна»
(учащиеся исполняют песню в сопровождении аккордеона)
- Вы любите сказки? А что такое сказка? «Сказка – фольклорный жанр,
преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или
бытового характера с установкой на вымысел». Само название «сказка»
возникло далеко не сразу. Так, вначале в древней Руси произведения, которые
рассказывались для развлечения, назывались байками (от слова «баить»,
говорить). А сказками назывались документы, в которых сообщались
различные сведения («ревизская сказка» содержала сведения о количестве и
составе населения). Впервые термин «сказка» в современном значении был
употреблен в 1649 году. Очень быстро его значение перешло только на
волшебные сказки, в основе сюжета которых были фантастические
приключения или подвиги главного героя.
Сказка... Ее удивительный мир, где вымысел и реальность тесно
переплетаются, очень близок и понятен детям. Мы знаем сказку в разных ее
обликах: и в литературе, и в театре, и в кино: есть сказка в музыке, в живописи,
в скульптуре, - на все лады она разыгрывается, варьируется. Сказка не может
существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические
существа - помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь
желанной цели.
Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками -
ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как
меняется окраска музыки, ее настроения, то становится понятным, о чём
3
повествуется в сказке, рассказанной музыкой.
2. А. Лядов «Кикимора»
- Ученик известного русского композитора-сказочника Н.А. Римского-
Корсакова А.К. Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших
пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них:
картинка к русской народной сказке «Баба Яга», сказочная картинка
«Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».
Кикимора – это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего
встречается в русских сказках кикимора болотная – злое, коварное,
привередливое существо, созданное воображением русского человека.
3. П. Чайковский «Баба-Яга»
- Эту пьесу мы слушали на прошлом уроке. Поделитесь, пожалуйста, своими
впечатлениями о ней: что вам представилось, какие картины возникли в вашем
воображении.
Ответы учащихся.
В начале этой пьесы музыка зловещая. В ней слышны остановки, пугающие
аккорды с жёсткими акцентами, будто Баба – Яга ковыляет, прихрамывая,
затевает что-то недоброе. Потом появляется непрерывное, суетливое движение.
Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляются то
вверху, то внизу, будто Баба – Яга мечется, суетится, что-то ищет. В средней
части пьесы равномерные повторяющиеся звуки изображают безостановочное
движение, как будто Баба – Яга помчалась, понеслась в своей ступе.
Отрывистые аккорды звучат ритмично, коротко, чётко, остро, как удары
помела, которым Баба – Яга погоняет ступу. Третья часть пьесы повторяет
первую, но теперь мелодия звучит высоко, будто Баба – Яга в полёте
поднялась под самые небеса, грозит, машет, злится. Но вот мелодия начинает
звучать всё ниже и ниже, как будто Баба - Яга спускается вниз, на землю.
Закружилась, колдует, вертится и, вдруг, пропала...
4. М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (просмотр фрагмента
мультфильма).
Не только П. Чайковский, но и другие композиторы изображали Бабу
Ягу в своих произведениях. В пьесе Мусоргского «Избушка на курьих ножках»
так же 3 части. С первых звуков музыка рисует портрет свирепой, разъяренной,
беснующейся лютой ведьмы. Музыка звучит очень громко, с резкими,
внезапными, жесткими акцентами. Сначала она прерывается устрашающими,
зловещими паузами, потом движется с непрерывным ускорением, мчится -
грозная, чёткая, ритмичная, похожая на дикий лихой пляс или стремительный
полёт, властная, мощная, страшная, даже с оттенком злобного торжества! В
середине всё внезапно затихает, слышатся странные, дрожащие, волшебные
звуки. Мелодия звучит тихо, в низком регистре, таинственно, словно Баба – Яга
затеяла что-то недоброе, бурчит, колдует, шепчет, возится...
А в последней части музыка вновь рисует портрет Бабы – Яги, которая,
ворча и хромая, вновь забирается в свою ступу и улетает. И опять музыка
становится жёсткой, свирепой, грозной, как в начале.
5. Муз. М. Дунаевского «Частушки Бабок – Ёжек»
4
А как вы думаете, может ли Баба Яга быть смешной? (Ответы
учащихся). Оказывается, и такое может быть. В мультфильме «Летучий
корабль» живёт не одна, а целая многоэтажная избушка таких весёлых лесных
старушек. Они даже называются смешно – Бабки – Ёжки. А ещё они поют
забавные частушки под гармошку, в которых вспоминают своих знакомых -
Лешего, Чёрта, Сказочника… (Слушание фрагмента).
6. Н. Римский Корсаков. Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане»
(образ Белки).
Как известно в сказке происходят три чуда: первое - волшебная
Белочка, второе – чудо-богатыри, третье – Царевна Лебедь. Для
характеристики образа Белки композитор использовал русскую народную
песню «Во саду ли, в огороде». Мелодия звучит высоко, всё ярче, всё
затейливее. Грациозная, маленькая Белочка напевает свою песенку и легко
танцует (Просмотр фрагмента х/фильма).
7. М. Глинка «Марш Черномора»
На сюжет другой сказки Пушкина композитором М. И. Глинкой
написана опера «Руслан и Людмила». Один из волшебников – злой Черномор.
Это старый, уродливый карлик с огромнейшей бородой, которую несут на
подушках, существо фантастическое. Он похитил прекрасную девушку
Людмилу и силой волшебства перенёс её в свой дворец. «Марш Черномора»
построен на чередовании двух контрастных тем. Первая – звучит резко,
производит устрашающее впечатление, рисует появление злого волшебника,
вторая – волшебство царства. Музыка звучит здесь в высоком регистре, нежно,
прозрачно, чарующе.
8. П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
На мотив сказки Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
композитор П. И. Чайковский написал балет «Щелкунчик». Действие
происходит в канун Рождества. Девочке Мари приснился сказочный сон, как её
кукла отважный Щелкунчик победил Мышиного короля и превратился в
прекрасного принца. Все веселятся, празднуют победу над мышиным войском.
Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи. Танцует и хозяйка сказочного
сахарного дворца Фея Драже. Она загадочна и прекрасна. Тема её звучит
хрупко и нежно, напоминая мелодичный звон колокольчиков. Звуки передают
переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов, сверкание
драгоценностей, которых так много в волшебном царстве сластей.
Сказка может быть рассказана средствами музыки без помощи слов. Все
слова и зрительные образы (то, что из области драматического театра)
заменяют средства музыкальной выразительности (тембр, темп, гармония,
регистр, ритм, и, конечно, мелодия). Нужно уметь внимательно вслушиваться в
музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний,
духовный мир.
Литература:
1. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Сказка в музыке. Музыкальные
инструменты. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5
2. Юдовина – Гальперина Т. Большая музыка маленькому музыканту.
Альбом 5.
Санкт-Петербург: Изд. Композитор, 2005.
3. Музыкальные забавы. Вып.2 / сост. Маевский Ю. Санкт Петербург:
Изд. Композитор, 2002.
4. Мой Глинка. Популярные фрагменты / пер. Металлиди Ж. – Санкт –
Петербург: Изд. Композитор, 2002.
5. Юному музыканту-пианисту: хрестоматия для учащихся детской
музыкальной школы: 4 класс: учебно-методическое пособие / сост. Г. Г.
Цыганова, И. С. Королькова. – Изд. 5-е. Ростов н / Д: Феникс, 2008.