"Роль музыки в развитии творческого воображения учащихся младших классов"


ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №
муниципального образования города Братска
Методическое сообщение на тему
«Роль музыки в развитии творческого воображения учащихся младших
классов»
Составитель:
Тимошенко Милана Николаевна
преподаватель духовых инструментов.
Братск 2014
Актуальность темы:
Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человечество
не обладало фантазией, оно лишилось бы почти всех научных открытий и
произведений искусства. Воображение, фантазия являются высшей и
необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта
способность нуждается в развитии. А развивается она особенно интенсивно в
возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не
развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой
функции. Проблема развития воображения в процессе общения личности с
музыкой не является новой. Являясь, как уже отмечалось, в известной мере
проблемой психологической, она издавна привлекала к себе внимание
педагогов – музыкантов. Тем не менее, в области общего музыкального
образования нет специальных работ, посвященных этой проблеме, что
доказывает актуальность ее рассмотрения, и обращения к изучению
проблемы развития образного воображения учащихся младших классов в
процессе восприятия различных видов искусств на занятиях музыкой.
Миссия преподавателя в музыкальной школе заключается не в том, чтобы
сводить проблемы музыкального воспитания и образования к формальной
информации, а в том, чтобы средствами искусства учить детей мыслить,
чувствовать, сопереживать, чтобы в конечном итоге у них развивался не
только интеллект, но и душа. Преподаватель должен ориентировать
учащихся в мире музыки, прививать им вкус и приобщить средствами
искусства к высшим духовным ценностям.
Младший школьный возраст является периодом, когда закладываются
основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты,
идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в младшем
школьном возрасте наиболее восприимчив к информации и способен
реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для детей
дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов. Музыка оказывает
влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей
детей, но и способствует социализации ребенка, а также формирует его
духовную культуру.
Приобретая определенные знания в музыкальной школе, умения и навыки
учащиеся приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться
того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний,
умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию
предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов
музыкально – эстетического сознания. Не только развивая эмоции, интересы
вкусы учащихся, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее
основу, а также эстетическое воспитание развивает музыкальный и
поэтический слух, способность воспринимать красоту природы,
произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует
воображение, эмоциональные реакции.
Организация музыкальной деятельности.
Правильно организованное музыкальное воспитание позволяет учащимся
приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от музыкального
воспитания в значительной мере зависит нравственно – эстетическое
развитие человеческой личности.
Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании
музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы
с детьми, что обеспечивает общее развитие учащихся в процессе занятий.
Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности
учащегося: на формирование его умственных, физических, творческих
способностей.
Работа с детьми должна соответствовать современным требованиям,
включать в себя новые разработки. Она должна иметь развивающий характер,
быть ориентирована на общее и музыкальное развитие учащихся в процессе
овладения ими музыкальной деятельностью. Должны быть учтены идеи
оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства
развивающей и оздоровительной работы с детьми. Необходимо создание
психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого
учащегося. Необходимо оснащение практическими материалами и пособиями
для индивидуальных и групповых занятий.
1). Подвижные игры, развитие крупной моторики, развитие координации
движений и концентрации внимания, развитие творческих способностей,
формирование двигательных навыков, коррекция речи в движении.
2). Развитие мелкой и крупной моторики, развитие моторики пальцев, кистей
рук, с помощью пальчиковых игр.
3). Физическое развитие, оздоровительная работа, развитие дыхательной и
сердечно – сосудистой систем.
4). Развитие творческих способностей, воображения в процессе активного
слушания музыки, инструментальное музицирование, импровизации на
музыкальных и шумовых инструментах.
Воображение и творческая деятельность.
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии
вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Воображение и
чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Эмоции как бы собирают
впечатления, мысли и образы. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь
стимулирует развитие воображения.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс
творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от
процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая
деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших
психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.
Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс,
поскольку он на 90 процентов состоит из открытия нового. Творческая
деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные
и нравственные нормы. Творческая деятельность развивает эстетическое
чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая
восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного. Творчество делает
жизнь детей богаче, полнее, радостнее. Дети, в отличие от взрослых,
способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с
удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах.
Именно музыкальное воображение, как одна из главных, ведущих функций
музыкального восприятия и сознания, становится необходимым, фактором.
Младший школьный возраст является важным периодом для развития
творческого воображения детей. Детей данного возраста отличает желание
петь, играть, сочинять. Именно в этом возрасте в процессе обучения
закладываются основные направления, по которым осуществляется
творческое развитие детской личности, ценность которой во многом зависит
от того, какие виды воображения преобладают в его структуре.
Воображение, как познавательный процесс у младшего школьника
проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами и
активно используется им, что определяется практическими умениями в
художественно – творческой деятельности. Творческое воображение
выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимся нового
учебного материала, но и является условием творческого преобразования
имеющихся у учащихся знаний, способствует саморазвитию личности, то
есть, в значительной степени определяет эффективность учебно –
воспитательной деятельности в школе. Поиск оптимального сочетания
психолого – педагогических условий для формирования творческого
воображения детей, является одной из центральных задач современного
обучения.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся является
творческое задание. Выполнение их во многом зависит от преподавателя, его
личности, увлеченности. Педагог способен повлиять на личностное
становление ученика. Необходимо приблизить учащегося к творческому
процессу. Педагог может быть сценаристом, режиссером, актером –
исполнителем или музыкантом – исполнителем. В общем, он должен быть
профессионалом своего дела. Работа педагога специфична, так как каждый
человек индивидуален, а работа преподавателя предполагает
импровизационный характер. Квалифицированный специалист видит
внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые ученик может
проявить в ходе правильной педагогической работы.
Мудрость творчества заключается в том, что не нужно, «торопить» чувство
мыслью, нужно довериться бессознательной области души учащегося.
Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально
слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих
проявлениях. Занятие строится как цельное, законченное произведение
совместной деятельности (преподаватель – ученик). Комплексное освоение
искусства способствует более полному выявлению творческих сил
учащегося, развитию его фантазии, воображения, артистизма,
эмоциональности, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих
способностей, важных для любых сфер деятельности, а также развитию
творческого воображения.
Использованная литература
Юдина Е.И. «Первые уроки музыки и творчества»
Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей
младшего возраста» М., 2000 г.
Эйзенштейн С. «Психология искусства» 1980 г.
Цыпин Г.М. «Музыкально – исполнительское искусство» М., 2002 г.
Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Ярославль. Академия
развития, 1996 г.
Стрелкова Л. «Творческое воображение: эмоции и ребенок» 1996 г.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» СПБ.,
1997 г.
Коротаева Е.В. «Связь музыки и живописи в развитии художественно –
образного мышления школьников. Искусство в школе» М., 1999 г.
Боровик О.В. «Развитие воображения» М., 2000 г.
интернет - ресурсы
Методики Кудрявцева В. и Синельникова В.
Проект по развитию творческого воображения младших школьников.
myshared.ru > slide/741684/
nsportal.ru «Система работы по развитию у детей воображения и
творческой активности»