Сценарий сольного концерта учащейся 4 класса фортепианного отделения «И льются звуки фортепиано»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ЗАТО
Северск «Детская школа искусств»
Сценарий сольного концерта
учащейся 4 класса фортепианного отделения
«И льются звуки фортепиано»
подготовили
преподаватели по классу фортепиано
Колесникова Лариса Васильевна,
Кулягина Людмила Александровна
Северск
2015
Цель: представление успехов учащейся в форме сольного концерта итогам
учебного года.
Задачи:
1. Показать значение музыки в формировании духовного облика учащихся.
2. Показать развитие способностей и творческого потенциала одаренных
детей на основе личностно-ориентированного подхода к обучению.
3. Создать условия формирования пианистической базы учащейся для
дальнейшего обучения.
4. Прививать навыки культуры поведения в условиях публичного
выступления и представления результатов своей деятельности.
5. Формировать личностные качества: воля, целеустремленность,
трудолюбие, необходимые для успешного участия в исполнительской
деятельности.
6. Повышать мотивацию к обучению через вовлечение в концертно-
исполнительскую деятельность.
7. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке,
музыкальную культуру учащихся.
8. Развивать фантазию и воображение детей путем погружения в мир
музыкальных образов.
Форма проведения: сольный концерт учащейся фортепианного отделения с
элементами беседы для слушателей, учащихся общеобразовательной школы.
Распределение обязанностей педагогов в проведении концерта:
подготовка программы с учащейся для исполнения в публичном открытом
концерте Кулягина Л.А.;
подготовка сценария и проведение Колесникова Л.В.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, экран, презентация.
Аудитория: учащиеся ДШИ и общеобразовательной школы.
Сегодня, когда повсюду слышны только звуки песен современных
эстрадных исполнителей, кажутся волшебными доносящиеся из окон нашей
школы искусств звуки музыки, исполняемые на самых различных
инструментах, среди которых ведущая партия принадлежит звукам рояля,
которые словно являются оплотом чудесного и высокого искусства.
Фортепианные произведения прочно вошли в концертную практику,
педагогический репертуар, в программы конкурсов. Они отличаются
изобретательностью, богатством фактуры, технических и исполнительских
приемов, продуманной формой передачи художественных замыслов.
На первый взгляд кажется, что играть на рояле и выступать перед
публикой очень легко. Но так могут подумать только те, кто не представляет
себе, насколько сложен труд музыканта. Чтобы достигнуть мастерства,
начинают обучение в раннем детстве и продолжают всю жизнь. Музыкант через
звуки рояля передает слушателям все тонкие чувства и переживания,
заложенные в музыке композитором. При этом рояль дает возможность
пианисту добавить что-то свое, испытываемое им в момент исполнения.
Если раньше «королем» музыкальных инструментов называли орган, а
затем продолжительное время царствовал клавесин, то фортепиано постепенно
завоевывало свои позиции. Крыловидное фортепиано получило название рояль,
что значит «королевский». Заняв определенную нишу, рояль стал «властителем
музыкальных дум». Теперь от него многого ждали и многого требовали.
Свеча на рояле – и клавиши тонут
В оранжевых бликах минорного флёра,
В тревожном мерцаньи и в сполохах томных,
Где грани сотрутся меж белым и черным…
А в клавишах живы мазурки Шопена,
И тихая, тёплая прелесть ноктюрна –
Как ждут они – выпустит кто-то из плена
Их светлую душу… И чтобы бравурно
Взлетели пассажи – из ночи к рассвету,
От гулкого баса – к подвескам хрустальным
Высоких регистров, наполненных светом –
И трелями птиц над землею усталой…
Но где же те руки, что к ним прикоснутся
С умелою лаской и искренней страстью?
Ах, как же им хочется, вздрогнув, проснуться,
И выдохнуть в нежность аккорда: «Ну, здравствуй…»
(Л. Кленова)
Чудесные мелодии, возникающие из-под пальцев исполнителя, радуют
сердце своим легким прикосновением. Тихим светом вливается в наши души
прикосновение к клавишам, дарящее необычайное богатство звуков
фортепиано. Казалось бы, простые и легкие мелодии неожиданно рассыпаются
необычайными красками. Игра на рояле буквально очаровывает нас, но
фортепиано может выступать и в роли аккомпанирующего инструмента,
например, в дуэте со скрипкой.
И. Беркович. Вальс исп. ансамбль скрипка и фортепиано
Композиторы широко используют выразительные возможности фортепиано,
сочиняя музыку для фортепианных ансамблей в четыре руки.
Невин. Буги
П.И. Чайковский. Сладкая греза
Музыку не изучают по книжкам. Она вокруг нас, надо только уметь ее
слышать. Есть такая притча. Ребенок спросил у своего деда: «Дедушка, какая
она, Душа? Разве можно ее описать словами или нарисовать кистью
художника?». На что дед ответил: «Ее можно описать с помощью нот. Они
будут словами. Музыка - тот художник, который сможет нарисовать твою Душу,
сынок. И душу любого».
Музыканты и композиторы с удивительной легкостью своего дарования
словно переливают душу в звуки флейты, скрипки, виолончели, фортепьяно
столь же легко, как ветер играет с листьями, а солнце - с бликами на воде.
Музыка никогда не живет в пустоте - она обязательно переплетена с поэзией и
живописью, всегда пронизана чувствами, мыслями и воспоминаниями, делая
нашу жизнь богаче внутренней красотой.
Своеобразие фортепиано проявилось в особенностях, главная из которых
заключалась в том, что, в отличие от органа и клавесина, на фортепиано можно
было добиться певучего звучания, то есть рояль может петь и говорить, как
человек.
Особенно ярко это качество раскрывается при исполнении произведений
И.С. Баха. Более 260 лет назад Иоганн Себастьян Бах писал свои музыкальные
шедевры. Он писал одни пьесы - для исполнения на органе в храмах, другие -
для своих детей с целью тренировки их музыкальных способностей. А вот
теперь задумайтесь: Бахи - род немецких музыкантов и
композиторов, оказывавший в течение двух веков большое влияние на развитие
европейской музыки. Из этой семьи происходит более 52 известных
музыкантов, математиков и несколько замечательных композиторов, самым
известным из которых является И.С. Бах. Попробуйте найти другого гения, у
которого было бы 52 гениальных потомка!
В чем же дело? А дело в том, что Иоганн Себастьян Бах написал цикл
поистине волшебных учебных пьес для своих детей. Название для них
композитор подобрал чрезвычайно точно, так как его инвенции, - что означает
«изобретение, выдумка» - действительно полны выдумок, остроумных
сочетаний и чередований голосов. Но инвенции - это не только упражнения.
Это яркие художественные произведения, в каждом из которых воплощено
определенное настроение.
И.С. Бах. Инвенция ля минор
Я на клавишах белых хотела сыграть
Всех любимых мелодий мотивы.
Клавиш много, но всё же пришлось мне признать
Не хватает у белых силы.
А на клавишах черных мотив не сложить:
Отзовется рояль диссонансом.
И его я спросила: «Ну, как же мне быть,
Чтобы струны запели романсом
И ответил мне старый и мудрый рояль,
Перламутром и углем сверкая:
«Чтобы песня звучала, на всех играй,
Цвета клавиш не различая».
Я сказала «Спасибо тебе за совет,
Эту истину я принимаю».
Мне теперь ни к чему этот странный запрет:
На всех струнах души я сыграю...
Я на клавишах белых хотела сыграть,
Только это - затея пустая.
Хорошо, что рояль научил понимать,
Что мелодия жизни – цветная. (Е. Белова)
http://ok.ru/bashgf/topics/-1176221582
И.С. Бах. Инвенция фа минор
Еще одна ступень в развитии пианиста этюды. Что же такое
этюды и зачем их играть? Зачем в музыкальных школах им придают такое
большое значение? Неужели без освоения этюдов нельзя научиться играть
на фортепиано? Ну почему же нельзя? Конечно же, можно! Ведь всем
известно, что уже на протяжении многих лет педагоги всего мира
признают, что этюды К. Черни отлично развивают беглость пальцев и
готовят руки пианистов к наиболее виртуозным произведениям. Этюды
позволяют развить точные ритмические навыки, а также скоординировать
игровые движения.
А чтобы сделать это занятие более интересным, ведь можно и самим
придумать названия к этюдам, что даст дополнительный стимул для
сотворчества и поможет более осмысленному изучению нотного текста. И
тогда близкие и понятные образы вызывают эмоциональный отклик и
способствуют развитию музыкальности, а желание исполнить этюд ярко и
выразительно придаст заинтересованности в работе над техникой. Какие
названия вы дали бы этим этюдам?
К.Черни-Гермер. Этюд №6, часть II
А. Майкапар. Стаккато-прелюдия
После исполнения учащиеся-слушатели предлагают названия по ассоциациям,
которые вызвала у них музыка.
Во второй половине XVIII-начале XIX века много спорили о том, где
находится центр Европы. Географы называли один город, историки - другой,
писатели - третий. Не спорили только музыканты, любители фортепианного
искусства. Для них центром Европы, центром всего музыкального мира в то
время мог быть только один город Вена. Имена великих композиторов
венской школы Гайдна, Моцарта и Бетховена всем хорошо известны.
Но был композитор, пианист, органист и педагог - один из самых
почитаемых современниками, сыгравший важную роль в развитии лондонской
школы пианизма - Ян Ладислав Дюссек. Он оказал влияние на формирование
поистине звездного периода существования лондонской школы, современницы
венской классической. Вместе с ним в это время там жили и творили М.
Клементи, И. Крамер, приезжал с концертами Й. Гайдн.
Сонатина - жанр инструментальной музыки, производный от сонаты.
Возникла во второй половине XVIII века, имела, в основном, учебно-
инструктивное назначение, небольшие масштабы. Целостное исполнение
сонатин основано на развитом чувстве ритмической мерности движения,
которое обеспечивает «дирижерское» волевое управление ритмом. В Сонатинах
воспитывается выносливость, психологическая, эмоциональная,
пианистическая способность быстро переключаться при смене образов,
фактуры.
Дюссек. Сонатина До мажор, ч.I.
И еще один великий классик венской музыки. Семнадцатилетним юношей
Бетховен впервые появился в Вене и навсегда связал свою жизнь с этим
городом. Целый мир откроется каждому, кто услышит бетховенские
фортепианные сонаты. Печаль и победный восторг, бурный порыв и
безоблачная радость - нет таких чувств, которые не отразил бы композитор в
своих произведениях.
Но среди огромного мира его творчества особое место занимают
фортепианные миниатюры. Пьеса «К Элизе» является настоящей жемчужиной
в бескрайнем море бетховенской музыки. Эта фортепианная миниатюра стала
одним из самых популярных произведений Бетховена. Ее настоящее название -
Багатель №25 ля минор, а «К Элизе» является подзаголовком. Произведение
было опубликовано только в 1867, через 40 лет после смерти композитора.
Точно не известно, кто такая Элиза, которой посвящено произведение.
Существует версия что неправильно был прочитан неразборчивый почерк
Бетховена, и на самом деле пьеса озаглавлена «К Терезе», и, таким образом,
посвящена Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. Которой композитор
делал предложение, однако получил отказ.
В 2009 году появилась статья, что пьеса была посвящена немецкой певице
Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля, и,
впоследствии, жене композитора Гуммеля. Элиза - как ее называли в Вене -
была близким другом Бетховена с 1808 года, но и у этой версии есть
противники. Наверное, нам сейчас неважно, кто явился главной героиней для
создания этой пьесы, и мы вновь и вновь наслаждаемся нежной мелодией души.
В её сияющих глазах, в прекрасной искренней улыбке
Я видел небо в облаках и моря солнечные блики…
Кружась в водовороте чувств, любовью сердце наполняя,
Она жила в душе моей, меня собою вдохновляя… (С. Семин)
http://www.innervoice.ru/stixi-moej-dushi/
Л. Бетховен. К Элизе
Токкатина музыкальное произведение виртуозного характера, которое
характеризуется однообразным и быстрым движением.
Вот он, дом веселый тот,
Дом, где музыка живет.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Пляшет резвый табунок,
Бьют подковки – цок-цок-цок!
Звон серебряный дробится,
Рассыпают гром копытца…
На пути барьеры встали,
Черным лаком заблистали.
Скок лошадки через них –
Нет препятствий для шальных!
Наконец, притопнув лихо,
Стали кони.
В доме тихо… (Материал представлен сайтом: www.nastyha.ru
- <a href="http://nastyha.ru">Культура и искусство</a>)
С. Майкапар. Токкатина
Звучала музыка и таяла душа,
А чувства были смазаны, как краски,
Мелодия плыла хрустально, не спеша,
Цветочным вальсом из забытой сказки.
И где-то высоко волшебною струной,
Создатель нам настраивает чувства,
Растаявшей душой, очищенной, святой,
Мы входим в мир волшебного искусства.
(http://vk.com/clubfortepianomusic)
Парцхаладзе. Вальс
Эта музыка легкая, наполненная светом, мягкая и нежная, похожа на то,
как поет наша душа, когда мы просыпаемся летним утром в объятиях
солнечных лучей, когда весной мы радуемся капели, звенящей за окном, когда
исполняется наша мечта, когда смеется родной человек это удивительное
чувство радости и любви ко всему.
Музыка помогает почувствовать благодарность, гармонию, чистоту и
совершенство, стремление к которым, пускай часто неосознанно, хранится в
глубинах души каждого человека. В звуки фортепиано можно погружаться,
слушая и переживая каждое движение мелодии, а можно использовать их, как
фон для раздумий.
Сегодня мы убедились, что главное, чем дорого нам фортепиано, что
составляет именно его, фортепианную сущность, останется с нами, и игра на
этом «королевском» инструменте будет жить и приносить радость людям.
Вручение подарков
Пожелания успехов
Литература
1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для учащихся
старших классов музыкальной школы, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 1989.
- 192 с.
2. Ерхова И. Н. Ян Ладислав Дюссек и лондонская фортепианная школа:
аспекты взаимодействия [Текст] / И. Н. Ерхова, О. А. Гумерова // Молодой
ученый. — 2014. №20. — С. 704-708.
3. Зильберквит М. Рождение фортепиано. - М.: Детская литература, 1984. -
86с.
4. Зимин П. История фортепиано и его предшественники. - М.: Музыка,
1968. - 178 с.
5. Кленов А. Я познаю мир: Детская энциклопедия. - М.: Музыка, 1997. -
448с.
6. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах М.: Всесоюзное
издательство советских композиторов, 1986.- 212с.
Интернет-ресурсы:
http://klavierstimmer.ru/articles
http://www.innervoice.ru/
Тренировка вашего мозга и «Тройные инвенции Баха». - режим доступа:
http://www.indigo-papa.ru/node/388
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/84/%D0%98%D0%9D%D0%92%D0%95%
D0%9D%D0%A6%D0%98%D0%AF
http://myfortepiano.ru/skachat-etjudy.html
http://www.moluch.ru/archive/79/13792/