Презентация "Национальный русский костюм" 2 класс

Подписи к слайдам:
Национальный русский костюм
  • Выполнила:
  • Королевская Валерия
  • ученица 2 «Б» класса
  • школы №46
Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа.
  • Одежда  русских  поражала  иностранных  гостей  своей  пышностью,  разнообразием  убранств  и  красочностью. Вся  одежда  четко  разделялась  в  соответствии  с  тем,  кто ее  носил. Одежда  простолюдинаи крестьянина  была скромная  и  бедная,  одежда  князей,  бояр  и  царского  двора – очень  богатая  и  нарядная.
Разновидности русского костюма
  • Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, меха, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству
  • Костюм простого народа шили из льна, хлопка и шерсти.
Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По количеству сундуков и нарядов судили о богатстве хозяев дома. Основу любого русского костюма составляла рубаха
  • Рубаху надевали мужчины, женщины и дети, и носили от рождения до смерти. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной тесьмой или вышивкой и использовалась в качестве оберега.
  • Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.
  • Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные.
Женская одежда. Сарафан
  • Сарафан распашная длинная
  • одежда без рукавов, на лямках.
  • Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.
Понёва
  • Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.
Передник
  • Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
  • Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
Душегрея
  • Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.
Головные уборы
  • Важной частью женского костюма был головной убор. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи обручи и ленты , а также платки.
Мужская одежда
  • Комплекс мужской одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна.
  • Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.
Порты
  • Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
Кафтан
  • Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой
  • Онучи. Лапти. Валенки
  • Онучи это куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).
  • Лапти это обувь, сплетённая из лыка
  • или берёсты.
  • Основной вид крестьянской обуви.
  • Валенки мужская, женская обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти.Это обувь с высоким голенищем, круглым носком, плоской подошвой без каблука.
Дети
  • Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Весь секрет -в священной силе, или в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Ткань
  • Ткани ,из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать.
  • Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе.
  • Каждая губерня России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны.
Выбор цвета в костюме.
  • Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Белый, красный, синий, чёрный, золотой и зелёный издревле почитались на Руси.
  • Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу.
  • Самым любимым цветом был красный. «Весна- красна» , «Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный символ солнца, отваги и любви.
  • Каждая губерня выбирала предпочтение своему цвету .
Выбор орнамента
  • Орнамент имел особый смысл в
  • костюме. Предпочитали цветы, птицы,
  • дерево жизни, ромбы, кресты и женские образы.
  • Подол в одежде - символ растений, корней, цветов, засеянного поля, богини плодородия.
  • Рукава – символ труда, рукоделья, достатка здоровья, благополучия.
Украшения
  • Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга и граната , янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги и мелкие, изящные.
Заключение
  • Глубок и многогранен руский народный костюм. Никогда он не был простым и примитивным. Ни одна бусина на нем не пришита «просто так». Всему есть объяснение и без этого невозможно до конца понять народный костюм.