Презентация "Конструктивизм - "архитектурное лицо" России (на примере г. Челябинска)" 11 класс


Подписи к слайдам:
Московский конструктивизм в открытках

Тема: «Конструктивизм - "архитектурное лицо" России (на примере г. Челябинска)» (11 класс) УМК:Любой

Автор:

Оболенская Коринна, ученица 7 класса

Консультант: учитель истории МАОУ СОШ №104 Клепалов А. В.

Конструктивизм

«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В. Маяковский

План:

  • Конструктивизм как одно из направлений искусства
  • Задачи конструктивизма
  • Конструктивизм как « архитектурное лицо» г. Челябинска

Конструктивизм

Конструктивизм (фр. constructivisme от лат. constructio – построение), ставшее одним из главных направлений авангарда ХХ в. и поставившее в центр своей эстетики и художественной практики категорию конструкции. Основой этого направления является воплощение закономерностей, которые присущи формам, произведенным машинным способом.

Конструктивизм как одно из направлений искусства

Возникновение конструктивизма тесно связано с развитием индустриального производства. Сам термин, был созданы в 1921 году группой художников Института художественной культуры (ИНХУК). В группу входили А. Родченко, В. Степанова, А. Ган, братья Стенберги, О. Брик, Б. Арватов и др.

По другой версии, название "конструктивизм" пошло от "Манифеста реалистов", написанного Владимиром Татлиным совместно с братьями-художниками Антоном Певзнером и Наумом Габо. Один из пунктов манифеста призывал "конструировать искусство". Однако официально название этого стиля оформилось после выхода в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана "Конструктивизм".

По другой версии, название "конструктивизм" пошло от "Манифеста реалистов", написанного Владимиром Татлиным совместно с братьями-художниками Антоном Певзнером и Наумом Габо. Один из пунктов манифеста призывал "конструировать искусство". Однако официально название этого стиля оформилось после выхода в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана "Конструктивизм".

Новая культура - индустриальная

  • «…группа конструктивистов
  • ставит своей задачей 
  • коммунистическое 
  • выражение материальных
  • ценностей… 
  • Конструкция и фактура —
  • мобилизующие
  • материальные
  • элементы
  • индустриальной культуры».

Задачи конструктивизма

  • "конструирование" окружающей среды;
  • осмысление возможности новой техники;
  • Экспериментирование с такими материалами, как металл, стекло, дерево.

Задачи конструктивизма:

1) пропаганда советской идеологии (агитплакаты, окна РОСТА,); 2) попытка рационально организовать быт (если при планировке жилья учесть профессиональные привычки и запросы его будущих пользователей, то и качество их продукции и отдыха значительно повысится ) ; 3) превратить производство в искусство, а искусство – в производство; 4) школа конструктивизма стала «кузницей кадров» для советского искусства.     

Конструктивизм как «лицо» г. Челябинска

  • В кон. 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. конструктивизм определял принципы градостроительства и стилистические особенности челябинской архитектуры.
  • 9 мая 1929 СНК СССР принял Постановление № 306 «О приступе к постройке тракторного завода на Урале в 1929 - 1930 году».
  • Для организации и координации всех работ по строительству ЧТЗ и рабочего поселка, было создано специальное представительство

Особенности стиля в г. Челябинске:

  • применение новейших достижений в технике и технологии строительства (свободный, рациональный план; простые, геометризованные объемные формы; отсутствие фасадного декора; ленточное или сплошное остекление)

Соцгородок ЧТЗ

  • «Индустриальный рабочий город» ЧТЗ проектировался «на основе полного обобществления культурно-просветительной и бытовой жизни всех трудящихся...».

Соцгородок ЧТЗ

  • Основа жилой застройки - здания со связанными с ними через теплые переходы детскими яслями, детскими садами и школами-интернатами.

Архитекторы:

  • А. Буров – архитектор, принимавшый активное участие в проектировании соцгорода ЧТЗ в конце 1920-х - начале 1930-х гг. М. Гинзбург – его теоретическое и архитектурное творчество оказали влияние на проект Профтехкомбината Челябтракторостроя. Н. Милютин и Л. Собсович – их идеи оказали непосред¬ственное влияние на развитие градостроительства Челябинска рубежа 1920-х – 1930-х гг.

Поселок ЧГРЭС

Клуб поселка ЧГРЭС

  • В этом здании располагался один из первых рабочих клубов г. Челябинска
  • Композиция здания состоит из простых геометрических фигур.

Здание бывшей фабрики-кухни

  • По рекомендации здания строили с плоскими крышами с использованием их для площадок, в чем прослеживается влияние идей французского архитектора
  • Ле Корбюзье.

Гимназия № 48

Центральный Почтамп (до и после реконструкции)

ФЗУ ЧТЗ (здание не реконструировалось)

  • Гуляя сегодня по районам с застройкой того времени, не зная истории, мы не всегда испытываем чувство гордости за архитектурное лицо города, так как часто наблюдаемые нами памятники архитектуры находятся в аварийном состоянии. Однако, зная, какие идеи отражала архитектура в те далекие годы первой пятилетки, мы поймем, что гордиться на самом деле есть чем: новаторским подходом к архитектурному проектированию и городскому планированию, качеством проектных решений, социальной позицией проектировщиков и альтруизму рабочих.

  • Попробуйте взглянуть на Челябинск по-новому – с пониманием значимости архитектурной среды, принадлежности к мировой культуре и гордостью за нашу маленькую родину – столицу Южного Урала!

Источники информации:

  • 1)Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство"Советская энциклопедия", 1986.
  • 2) Художественно – исторический музей «арт-планета» http://smallbay.ru/architec083.html
  • 3) Смирнов, Л. В. Челябинск: Градостроительство: вчера, сегодня, завтра / Сост. С. Н. Поливанов. Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство , 1986

Источники информации:

  • 4) изображение на сл. 7 (книга А. Гана):
  • http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/42016_3_CompressedImage.jpeg
  • 5) изображение на сл. 12:
  • http://www.kabinet-auktion.com/files/images/gallery/42016_3_CompressedImage.jpeg
  • 6) изображение на сл. 13:
  • http://pics.livejournal.com/svoemesto_fest/pic/0000rw5f/s320x240

  • 7) изображение на сл. 15:
  • http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/00014p1x.jpg
  • 8) изображение на сл. 16:
  • http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001rf9q.jpg
  • 9) изображение на сл. 17:
  • http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001cfgq.jpg
  • 10) изображение на сл. 18:
  • http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001d3r2.jpg

  • 11) изображения на сл. 19:
  • http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001fz6z.jpg
  • http://pics.livejournal.com/nobelfaik/pic/0001gzp5.jpg
  • 12) изображения на сл. 20:
  • http://i.archi.ru/i/420/67456.jpg
  • http://i.archi.ru/i/420/67455.jpg
  • 13) изображение на сл. 22:
  • http://world.lib.ru/img/o/optimizm/chelyabinsk-photo/chelyabinsk-photo-15.jpg
  • 14) Информация к слайдам 4,8 взята из презентации:
  • http://nsportal.ru/shkola/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2012/12/07/moskovskiy-konstruktivizm-v-otkrytkakh