Конспект урока "В мастерской романтизма: художественная жизнь Франции в первой половине XIX века"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура»
в 8 классе
«В мастерской романтизма: художественная жизнь Франции
в первой половине XIX века»
подготовила
преподаватель фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна
Северск
2015
Цель урока:
1. Познакомить учащихся с путями развития изобразительного искусства
Франции первой половины XIX века.
2. Формировать восприятие произведений искусства как неотъемлемой части
мировой художественной культуры.
Задачи урока:
1. Сформировать понятие об особенностях возникновения романтизма в
Западной Европе.
2. Научить ориентироваться в стилевых особенностях живописи данного
периода.
3. Уметь описать и анализировать памятники искусства.
4. Расширить представление о борьбе романтизма с академической школой
живописи.
5. Познакомить с творчеством художников - представителями нового
направления в искусстве.
6. Уметь выразить свое отношение к произведениям искусства.
7. Воспитать ценностное отношение к художественным произведениям.
8. Показать неразрывные связи между прошлым, настоящим и будущим в
памятниках культуры и искусства.
Методы обучения:
1. Метод экспозиционного показа.
2. Метод сравнения и сопоставления произведений классицизма и
романтизма.
3. Метод исторического анализа рассматриваемых явлений.
Тип занятия: урок-исследование, который способствует пробуждению
интереса, развивает познавательную активность учащихся, вовлекает их в
творческий процесс.
Структура занятия:
I. Организация класса.
II. Изучение нового материала по теме «В мастерской романтизма».
1. Постановка проблемных задач и целей урока.
2. Опережающие задания учащихся.
3. Закрепление пройденного.
III. Актуализация опорных знаний по теме «Классицизм».
IV. Подведение итогов и выводы.
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Словарь терминов: классицизм, романтизм, композиция, колорит, сюжет,
рисунок, цвет в живописи.
Персоналии: Жан-Доминик Энгр, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Паганини, Ф.
Шопен, Жорж Санд, А. Мицкевич, Ш. Бодлер.
Эпиграфы:
«Живопись... мост, переброшенный от души художника к душе зрителя...».
Эжен Делакруа
«Великолепные аккорды красок переносят вас в мир гармонии и мелодии. Эта
живопись внушает мысль на расстоянии».
Шарль Бодлер
«Романтизм заключается в восприятии мира, а не в выборе сюжетов или
достоверности изображения».
Шарль Бодлер
Содержание урока
I. Организация класса.
Вступительное слово учителя. Итак, мы во Франции начала XIX века. В это
время Франция была центром художественной жизни Европы и стала центром
политических событий.
Каковы были главные итоги Французской революции?
Чем были вызваны и что принесли наполеоновские войны?
Какие восстания и народные выступления произошли в европейских
странах в начале XIX века?
Ответы. Великая Французская революция 1789 года, 1803-1812 -
наполеоновские войны, освободительное движение за независимость в Греции и
других странах. В 1815 году наступило относительное спокойствие, но люди
ощущали мучительный разлад между идеалом и действительностью. Затем
революции 1830, 1848 гг.
Учитель. Как чувствовал себя человек в таком мире?
Ответы. Не было уверенности в завтрашнем дне, каждый день что-то
происходило.
Учитель. Мог ли человек оставаться прежним? Что же происходило в умах
людей?
Ответы. Неудовлетворенность, бунт против мира буржуа.
II. Изложение нового материала.
Каждое искусство обращено к человеку и в центре его внимания находится
человек. Главные качества воплощаются в определенном идеале или герое
искусства. Просветительские идеалы нашли свое воплощение в портретной
живописи XVIII века. Всмотритесь в них.
Изобразительный ряд: портреты Рокотова, Левицкого, Боровиковского,
Шардена, Хогарта. Какими были герои этих портретов?
Ответы. Чувство собственного достоинства, уверенно смотрят на мир.
Учитель. А теперь посмотрите на эти портреты.
Изобразительный ряд: портреты Шопена, Делакруа, Кипренского, Жерико.
Чем отличаются портреты этих героев от портретов эпохи Просвещения?
Что можно сказать об их социальной принадлежности, их занятиях,
стремлениях?
Ответы. Можно отметить беспокойство, чувство тревоги, волнения,
вопросительный взгляд, вглядываются, словно стараются что-то понять.
Учитель. Портреты принадлежат кисти разных художников, созданы в разных
странах, но написаны в одно время - в начале XIX века. Что вызвало к жизни их
появление?
Романтический герой - какой он? Что ищет? Что его интересует? Послушаем
голоса поэтов.
Учащиеся читают стихи:
***
О Греция, восстань! С презреньем сбросьте, греки,
Сиянье древней славы Турецкое ярмо,
Борцов зовет на брань, Кровью вражеской навеки
На подвиг величавый. Смойте рабское клеймо! (Дж. Байрон)
***
О Франция, мой час настал: я умираю!
Возлюбленная мать, прощай: покину свет, -
Но имя я твое последним повторяю.
Любил ли кто тебя сильней меня? О нет! (П. Беранже)
***
О родина! Когда без силы
Ты пред тираном пала ниц,
Раздастся песня из могилы
В ответ на стоны из темниц!
Изгнанник, стану я у моря,
Как черный призрак на скале,
И с гулом волн прибрежных споря,
Мой голос зазвучит во мгле. (В. Гюго)
***
Впервые став рабом, клянусь, я рабству рад.
Все мысли о тебе, но мыслям нет стесненья,
Все сердце – для тебя, но сердцу нет мученья,
Гляжу в глаза твои – и радостен мой взгляд.
Я пережил любовь, казалось, неземную,
Пылал и тосковал, лил слезы без конца.
А ныне все прошло, не помню, не тоскую, -
Ты счастьем низошла в печальный мир певца.
Хвала творцу, что мне послал любовь такую,
Хвала возлюбленной, открывшей мне творца! (А. Мицкевич)
Ответы.
неудовлетворенность положением, мечется по свету в поисках успокоения.
Романтический герой - бунтарь против пошлости жизни;
попытка понять современную жизнь,
разочарование в ней, поэтому бегство от действительности.
Учитель. Куда отправляется герой в поисках лучшей доли? Куда бежит?
Ответы.
в дальние страны - привлекает экзотика Востока;
испытывает ностальгию по прошлому, отсюда интерес к средневековью,
легендам, развалинам замков, вера в привидения, тяга к мистическому;
в мир фантазий и грез;
интерес к своим внутренним переживаниям, внутреннему миру человека,
к себе, своему «Я» - рост индивидуального начала. Отсюда возникает
традиция ведения дневников, повести в жанре исповеди. Первое
романтическое произведение в литературе А. де Мюссе «Исповедь сына
века»;
личная реакция художника на события современности, субъективизм
становится критерием в искусстве.
Учитель. Итак, романтический герой - это бунтарь-одиночка. Французская
революция положила конец многим представлениям, считавшимися
незыблемыми на протяжении сотен лет. Гюго написал: «Если бы после
революции..., которая поразила все вершины и корни общества, не произошло
никаких изменений в умах людей, в характере народа - разве это было бы
неудивительно?». Деятели искусства стремились понять, почему увенчавшиеся
победой усилия народа не привели к утверждению Разума и Свободы. Поэтому
на смену идеалам классицизма с его рассудочными героями, культом античности
пришел новый творческий метод.
В искусстве складывается новое идейное и художественное течение,
сформировавшееся сначала в литературе, потом в других видах искусства,
которое получило название «романтизм».
Обратимся к эпиграфу. Романтизм рождался не просто, а в горниле
кипевших страстей. В искусстве трещали устаревшие каноны. Классицизм не
мог вместить и осмыслить в своей системе событий, потрясавших Европу.
Впервые термин «романтизм» появился в некрологе, посвященном Теодору
Жерико. Значение термина довольно расплывчато и неясно. Его ведут от
испанского слова «романс» - так называли песни лирического содержания, а,
может, он происходит от слова «роман» - так называли эпические поэмы о
рыцарях.
Искусство, создаваемое романтиками, в каждой стране имело свои
национальные особенности, его расцвет приходится на 30-е гг. XIX века. Вместе
с тем в творчестве романтиков есть общие черты: неприятие окружающей
действительности, разлад с миром, жизнь полна противоречий и задача
художника - раскрыть драму жизни. Они стремятся познать человека как
личность. Каждый человек - это целый мир, сложный, противоречивый,
загадочный.
Вывод. Происходят изменения в мировоззрении людей, а в искусстве происходит
смена стиля и направления. Что мы понимаем под стилем?
Ответы. Под стилем мы понимаем приемы и методы, с помощью которых
создаются художественные произведения. Они считаются лучшими для
достижения цели, а в конечном счете для выражения идей своего времени.
Учитель. Значит, можно овладеть определенными навыками в живописи и
можно создать совершенное произведение? Где учили этому? Как называлось
учебное заведение для художников во Франции в XIX веке?
Ответы. Академия художеств.
Проблемный вопрос. Какова же была расстановка сил в художественной жизни
Франции?
Работа с таблицей - в центре художник, над ним довлеет Академия Художеств,
с разных сторон - публика и критика, которые диктуют художнику свои вкусы.
Учитель. В начале XIX века возникла проблема в искусстве - в Академии
профессора обучали секретам мастерства молодых художников, но учили их на
образцах прошлого. Заказчики хотели приобрести картины мастеров прошлого,
нежели современных художников. Академия Художеств стала устраивать
выставки работ. Сейчас трудно представить, насколько важным было это
нововведение. Тогда же выставки превращались в события общественной
значимости, они создавали и разрушали репутации. Каждая выставка
становилась полем битвы между новым и старым искусством. Если раньше
требование, каким быть искусству, определял король, государство, то теперь
силы распределялись по-иному. Каковы отношения заказчика и художника?
Ответы. Учащиеся объясняют, каково положение художника в обществе:
Буржуа считают, что художник - мошенник, его труд и трудом нельзя
назвать;
Художник ощущает себя отверженным, поэтому выказывает презрение к
нормам общества линные волосы, борода, небрежность в одежде,
широкополая шляпа). Живут на Монмартре. Их сообщество называется
богема - собрание артистической молодежи.
Учитель. Другая сила - критика. Она выступает посредником между художником
и обществом. Формирует и воспитывает вкусы общества. И что получается? Ведь
искусство - это свобода самовыражения. А у нас получается, что художник связан
по рукам и ногам, опутан цепями условностей, которые навязаны ему извне. Что
делать?
Ответы. Необходимо вырваться из этого замкнутого круга.
Учитель. Вот оно! Гениальное решение! Искусство впервые становится
средством для проявления индивидуальности, если художнику есть, что сказать
людям. Стиль - это униформа, которая сужает возможности художника рамками
канона и условностей. Кто диктовал художнику, как писать?
Ответы. Академия Художеств.
Учитель. На каких правилах строилось обучение?
Ответы. На принципах классицизма.
Учитель. Значит, нужно порвать с этой системой, которая мешает творчеству!
По сути - любой отход от классицистических норм и правил ради свободы
самовыражения и есть романтизм! Чтобы понять революционный переворот,
который произошел в живописи, давайте определим, с чем нужно было
порвать, чтобы покончить с классицизмом.
III. Актуализация опорных знаний. Работа по таблице «Классицизм».
Изобразительный ряд: картины Энгра, из жизни Христа, Давид «Клятва
Горациев», «Смерть Марата».
Строгая иерархия жанров
Главный - исторический, остальные
занимают второстепенное место.
Необходимо изменить, т. к. портрет,
пейзаж и бытовая живопись имеют право
на жизнь.
Сюжеты
Мифологические
религиозные,
героические легенды из истории о
доблести и самопожертвовании
аллегорические
Герои
идеальный, возвышенный
Принцип триединства
единство места, времени, действия
Учитель. Как же будут действовать романтики?
Ответы. Художники будут искать новые сюжеты.
Учитель. Были примеры такого поиска у классицистов?
Ответы. Да, в творчестве Давида «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в
мяч» - отклик на события современности, но не порвал со схемами классицизма,
поэтому и называют революционный классицизм.
Учитель. Перелом намечался, но не наступил. Вывод - пренебрежение к
традиционным сюжетам! Именно в этом заключается самый замечательный
результат нарушения традиций - художники ощутили свободу и стали выражать
на холсте свои тайные мысли так, как до этого поступали лишь поэты.
Учитель. Следующий момент - поиск нового героя. Каким его видел
классицизм?
Ответы. В благородных произведениях должны действовать возвышенные
персонажи, а изображения рабочих и крестьян подходят лишь для низших
жанров.
Учитель. Итак, историческая живопись - высший жанр. Какие характерные
черты она имеет?
Ответы.
театральность действия, все происходит как на сцене.
костюмы и обстановка из античной истории
тщательная детализация
позы и героические жесты
Учитель. Давайте заглянем в мастерскую художника и постараемся понять, что
нового внесли романтики в живопись, какими средствами воплощали свое
понимание задач искусства.
Первым в этой череде художников был Теодор Жерико (1791-1824). Он умер
молодым, в расцвете сил в 32 года. Славился богатством и щедростью, слыл
одним из лучших наездников Парижа. Стал знаменит в 21 год, после того, как в
Салоне 1812 года была выставлена его картина «Офицер конных егерей, идущий
в атаку».
Ответы. Анализ композиции, динамики, драматизм колорита, контрасты
передают эмоциональное состояние, героический пафос сражения.
Учитель. Но из России стали приходить вести о поражении и художник
откликается на события. Он пишет картину «Раненый кирасир, покидающий
поле боя».
Ответы. Анализ композиции, состояние человека, трагедия человека.
Ответы учащихся, подготовивших опережающие задания.
Новым творческим всплеском явилось создание полотна «Плот «Медузы»,
толчком к которому послужили реальные события. Во время шторма фрегат сел
на мель. 150 человек оказались брошены на произвол судьбы трусливым
командиром, который сбежал с корабля на шлюпке. Люди сделали плот. Их
носило в открытом море, кончились запасы еды, началось каннибальство, многие
сходили с ума. На 13-й день их обнаружили, но осталось только 15 человек,
истощенных и обезумевших.
Творческий метод Жерико при создании полотна - художник снял сарай, соорудил
плот. Ему приносили трупы, руки и головы, все валялось в беспорядке.
Натурщики отказывались работать, потому что в помещении невозможно было
находиться из-за тлетворного запаха.
Учитель. Художником владела одна мысль: как далеки от жизни сцены из
истории Греции и Рима, как фальшивы холсты, изображающие подслащенную
античность. Надо потрясти сонных зевак! Какими средствами он это делает?
Ответы. Жерико избрал кульминационный момент, когда люди увидели на
горизонте силуэт корабля, но их сразу не заметили, спасение придет позже.
Учитель. Как выстроена композиция?
Ответы. Треугольник с вершиной, направленной вверх. Подножие - мертвые
тела, написанные в натуральную величину.
Учитель. В процессе работы Жерико заинтересовался патологическими
изменениями человеческой психики. Результатом его наблюдений явилась серия
портретов умалишенных. Художник отдался своему воображению, что привело
его к душевному заболеванию и постоянному изображению преступлений и
смерти, но он добился желаемого. Отзывы в печати: «Это сама Франция, это наше
общество погружено на плот «Медузы» (Мишле), Делакруа плакал, стоя у
полотна, не помня себя выскочил на улицу и помчался по улицам Парижа. Что
нового внес Жерико?
Ответы. Обращение к событиям современности, необычные душевные
состояния, изображение безобразных сторон жизни, а не внешне красивого. Его
живопись вызывает чувства! В картине слышно, как стонет океан, ревет ветер,
мечутся громады волн.
Учитель. Художник открывает эмоциональное состояние человека. Такова магия
кисти!
IV. Подведение итогов и выводы. Обращение к эпиграфам урока. Так что же
такое романтизм?
Ответы. Романтизм - идейное и художественное движение в европейской и
американской культуре конца XVIII-начала XIX вв. Зародился как реакция на
рационализм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердился в
эпоху революционного преобразования мира, романтизм противопоставил
нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду
обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Запись в тетради.
1. Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу
романтического мировосприятия.
2. Утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека,
изображение сильных страстей, одухотворение сил природы, интерес к
прошлому, стремление к синтезу видов искусства
3. Стремление к исследованию «теневых» сторон человеческой души в
сочетании со знаменитой «романтической иронией», стремящейся к
сопоставлению высокого и низменного, трагического и комического,
реального и фантастического.
4. Развиваясь во многих странах, романтизм приобретал яркое национальное
своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и
условиями.
5. Живописцы, писатели и музыканты в своих произведениях стремились
показать высокое предназначение человека, его богатый духовный мир,
глубину переживаний и эмоций.
6. Человек с его духовными переживаниями и исканиями, внутренней
борьбой - главная тема в произведениях романтиков.
Учитель. Далее мы проследим, как романтики будут разрушать и ниспровергать
основы и каноны академической живописи. Но вообще-то это будет довольно
грустная история - история горстки одиночек, бросивших вызов, проявивших
смелость и настойчивость, критическое отношение к традициям, открывая новые
пути в искусстве.
Самые драматические эпизоды этого процесса будут происходить в
Париже. Сюда стекались художники, поэты, музыканты, чтобы учиться у
знаменитых мастеров, чтобы участвовать в спорах о природе искусства, которые
ни на минуту не затихали в маленьком кафе на Монмартре и в ходе которых
рождалась новая концепция искусства.
V. Выставление оценок
VI. Домашнее задание. Подготовить сообщения об Эжене Делакруа,
композиторах-романтиках Шуберте, Шумане, Шопене, Листе (по выбору), Н.
Паганини, писателях и поэтах Дж. Байроне, В. Гюго, Ж. Санд и др.
Литература
1. Ванслов В. Изобразительное искусство и музыка. - Л.: Художник РСФСР,
1977. - 224 с.
2. Ивлев С. А. Художественная культура XIX и ХХ веков. Материалы для
учителя МХК. - М.: ООО «Фирма МХК», 2001. - 198 с.
3. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. - М.:
Высшая школа, 1983. - 317 с.
4. Калитина Н. Н. Французское искусство конца XVIII-ХХ вв. - Л.: изд-во
Ленинградского университета, 1990. - 278 с.
5. Кожина Е. А. Романтическая битва. - Л.: Искусство, 1969.
6. Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура. Методические
рекомендации. - М.: ООО «Фирма МХК», 2001. - 344 с.
7. Синчук С. Романтизм. Художественная культура Франции начала XIX века.
- журнал «Искусство в школе», 1998, № 5.
8. Соллертинский И.И. Романтизм: его общая и музыкальная эстетика//
Исторические этюды. - М.: Государственное музыкальное издательство,
1963. - 397 с..