Проект "Военная проза Н. Носова" 11 класс


2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ВОЕННОЙ ПРОЗЫ Е.И. НОСОВА…………....6
1.1. Правдивое изображение войны в рассказе Е.Носова «Красное вино
Победы»……………………………………………………………………………7
1.2. «Живое пламя» - символ войной прозы Е.И. Носова…………………….12
1.3. Повесть об истоках победы «Усвятские шлемоносцы»………………..14
ГЛАВА 2. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАССКАЗА Е.И.
НОСОВА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»……………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...26
3
ВВЕДЕНИЕ
Военная тема всегда была значима для русской литературы, она
помогала понять природу человека, выявить силы добра, могущие
противостоять злу. Примеры классических образцов произведений русской
литературы о войне убеждают, что рассказ о ней это воплощение не
только героики сражений, но и «вечных» проблем, которые в мирные
времена скрыты житейской повседневностью. Именно потому военная тема
всегда актуальна, особенно в этом году, ведь 2015 год- год, когда вся страна
празднует 70-летие великой победы.
Тема Великой Отечественной войны в литературе второй половины XX
века занимала одно из ведущих мест. В условиях обострения проблем войны
и мира усиливалась антивоенная направленность нашей литературы о войне,
многочисленной и многогранной как в жанровом аспекте, так и в
стилистическом исполнении. И каждый автор стремился найти свой,
неповторимый сюжет или показать то, о чём уже написано, в новом ракурсе.
Внес свою лепту в развитие темы войны и писатель-деревенщик Е. Носов.
Неординарность его стиля отмечали многие писатели и критики, в частности,
Ю. Бондарев замечал в нем «талантливого стилиста». А.И. Солженицын
неоднократно отмечал самобытность произведений Е. Носова, «краткость,
неназойливость, непринужденность показа», его наблюдательность, «тип
народного восприятия», разнообразие сюжетов, отсутствие в них жесткости,
и то, что каждый сюжет «просочен затопляющим настроением».
Война пришла в творчество Е.Носова не сразу, но, обратившись
однажды к этой теме, писатель уже не оставлял ее. Сам Е.Носов однажды
напишет: «В моей творческой хронологии тема войны не является
изначальной. <.> Военная тема как бы вкраплялась в <.> основной сельский
перечень. <.> Тем более что между деревенской и военной прозой легко
прослеживается логическая связь…» [13, с. 8]. Таким образом, рассматривать
произведения Е. Носова о войне необходимо в контексте его творчества.
4
Объектом данного исследования стали произведения Е.И. Носова, в
которых тема Великой Отечественной войны является основной: повесть
«Усвятские шлемоносцы», рассказы «Красное вино победы» и «Живое
пламя».
Предмет исследования: сюжетная организация, изображенный мир,
художественная речь и жанровая специфика военной прозы Е.И. Носова.
Цель работы заключается в выявлении основных принципов Е. Носова
в его «военной» прозе, реализуемых на формальном уровне жанра,
композиции, художественной речи и изображенного мира.
В процессе достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) определить место произведений военной тематики в творчестве Е.И.
Носова и значение его творчества в «военной» прозе XX века;
2) выявить специфику сюжетной организации и рассмотреть основные
мотивы произведений Е. Носова о войне;
3) рассмотреть типологию героев и взаимодействие голосов автора-
повествователя и персонажей;
4) исследовать жанровый аспект произведения Е.И. Носова как одно из
проявлений индивидуального авторского стиля;
Работа основывается на методологических принципах системного
подхода к выявлению константных свойств поэтики произведений Е.И.
Носова о войне и многоуровневого анализа художественной структуры
произведений с точки зрения проблемы автора и стиля. В исследовании
использованы структурно-типологический метод, метод мотивного анализа,
историко-генетический метод, дающий возможность проникнуть в
творческую лабораторию писателя и, в частности, биографический подход,
позволяющий обосновать место и глубину раскрытия темы войны в
творчестве Е.И. Носова.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью
использования материала при разработке курсов по истории отечественной
литературы XX века, семинарских занятий, спецкурсов, посвященных
5
литературе о Великой Отечественной войне, а также творчеству Е. Носова и
при подготовке мероприятий посвященных юбилею 70-летия войны.
6
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ВОЕННОЙ ПРОЗЫ Е.И. НОСОВА
Самый искренний интерес к страницам нашей истории, над которыми
выведено « ВОЙНА» не иссякнет никогда, и без знания фронтовой
литературы о войне подрастающему поколению нельзя ориентироваться в
современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития,
выстраивать стратегию жизненного поведения. «Военная проза не только не
исчерпала свой потенциал, но, наоборот, приобрела «второе дыхание» [1;
192]. Писателей военной прозы, героями которых были наши отцы,
прадедеды, деды А. Платонова, А. Твардовского, В. Некрасова, А.
Солженицына, Е. Носова, В. Быкова и многих других, объединяет не
только тема, но и общая радость и боль за прошлое, этим и объясняется
выявление определяющих концептов в анализируемых произведениях.
Писать так, как писал И. Носов о войне мог только тот, кто сам там
побывал. А так оно и было. Отечественная война застала его,
шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить
фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа
1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в
артиллерийские войска.В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945
встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ «Красное
вино победы». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности. После
войны продолжил учебу, закончил среднюю школу и много писал, писал о
том, что пережил сам, писал о той боли, которую испытавал он сам и многие
русские солдаты, отдававшие свои жизни за победу.
Война величайшая трагедия человечества, и литература всегда
отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальна эта тема стала в
двадцатом веке после двух мировых войн, которые унесли миллионы
человеческих жизней. Война это всегда экстремальная ситуация, все
нравственные проблемы на войне обостряются.
7
А написать о войне так, чтобы за строками книги не слышны были
свист пуль, грохот снарядов, пулеметные очереди, крики боли и отчаяния.
Написать тихо, но ясно и мощно, написать с неподдельной и неразделенной
скорбью, написать всю правду, которой - сам свидетель. Военная проза
Евгения Носова, по словам А.Солженицына, горькой горечью
всколыхивает... то, что больно и сегодня...". Его произведения о войне- крик
души, это та боль, которую испытали многие, кто жил в то тяжелое и
кровопролитное время. Рассмотрим самые яркие произведения Е.И. Носова о
войне подробнее.
1.1. Правдивое изображение войны
в рассказе Е.Носова «Красное вино Победы»
« О войне написано много», - сказал однажды Евгений Носов, - и мне
хотелось бы углубить эту тему, исследовать солдатскую психологию». Он
по-своему подходит к ней, всегда живо неисчерпаемо и волнующе. Вот
поэтому в произведениях Носова о войне есть одна удивительная
особенность, в них нет эпизодов самой войны. Ни батальных сцен, ни
закулисных противоборств разведок и контрразведок, нет ни окопной, ни
штабной правды. Но есть правда такая огромная, что она объединяет все
другие правды своим горестным материнским объятием. Местом действия в
этом рассказе он сделал не поверженный рейхстаг, не Потсдам, где была
подписана капитуляция фашистской Германии, а далекий от фронта
небольшой подмосковный городок Серпухов и ослепительно белую палату
госпиталя. Этим автор и затрагивает самое может быть, заветное в своей
памяти о войне - как он в феврале 1945 года был тяжело ранен под
Кенигсбергом и встретил день Победы на казенной койке.
В рассказе «Красное вино Победы» главное внимание автора уделяется
рассуждению о страшной и непомерной цене великой жертвы, которую
принёс русский народ, завоевав Победу, о невосполнимости человеческих
утрат как частных, так и общенародных. Таким образом, писатель ставит
проблемы общечеловеческие.
8
Небольшой по объему рассказ талантливого писателя ставит на
пьедестал русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования.
Композиция рассказа не отличается внешней сложностью, но у неё есть
свои особенности. В сюжете практически нет событий в привычном смысле
слова: в серпуховском госпитале весной 1945 года оказываются раненые
бойцы, которые ждут окончания войны. Своеобразие рассказа в том и
заключается, что Е.Носов не описывает перипетии солдатской жизни, а
изображает процесс ожидания. Внешние события заменяются ожиданием
победы, её предчувствием.
С первых же страниц рассказа чувствуется, что много сокровенного
намеревался вложить писатель в образы своих героев. Поначалу раненым
войны белизна и тишина госпиталя кажутся неправдоподобными, но
постепенно они начинают привыкать к этому, их путь сюда не просто
длинный, но и тяжелый: восточно-прусские укрепления, прорыв. Мазурские
болота, промозглость сырых ветров и едких туманов Балтики, чахлый вереск
на чужой земле, с которой пострадавших отправляют в тыл. Особенно
поражает сосновая роща, являющаяся операционной. Конечно же, хирург,
несмотря на сильную усталость, делает свое благое дело умело, правильно.
Люди остаются инвалидами, иного выхода нет. « Пока он приводил руки в
порядок, одна из сестер подхватывала и уносила таз, где среди красной каши
из мокрых бинтов и ваты иногда пронзительно - восково, по-куриному,
желтела чья-то кисть, чья-то стопа... Мы видели все это, с нами не играли в
прятки, да и некогда было и не было условий, чтобы щадить нас
милосердием», - эти строчки трогают, проникают в самую душу и вызывают
неизмеримый ужас. Пережившие такие кровавые события эти люди с
трепетаньем в сердце ждут дня Победы. Они давно мечтали о нем, сражались
за него. Щемящая тоска по Родине, чувство любви, печали, неясной вины
перед отчим домом, краем прозвучат в рассказе. Раненые в палате будут
вспоминать родные свои места - и Волгу, и Сибирь, и Молдову, и Мезень, и
спорить, чьи края красивее и лучше во всех смыслах. И даже закованный в
9
гипсовый панцирь Копешкин попытался что-то сказать о своей пензенской
деревеньке, где остались его жена и двое ребятишек. Но не вышло так как он
хотел. А все равно и без слов понимаешь, что это на первый взгляд ничем не
примечательное место, самое дорогое, любимое для Копешкина. Изредка в
этом рассказе бросается в глаза та или иная деталь окопного быта.
Неспешно развивающееся повествование, всё увеличивающее
напряжение ожидания победы, вдруг ускоряется и стремительно мчится к
кульминации. Наконец, приходит радостный и счастливый для всего
русского народа день. Приезд начальника госпиталя полковника Туранцева
по прозвищу Дед, обрывки фраз, неожиданные указания сменить бельё,
заколоть кабана, отыскать к обеду вино всё свидетельствует о Победе.
Явился старичок с фотоаппаратом и нацеливал его на увечных,
загипсованных солдат таким образом, чтобы на снимке они получились бы
целыми и невредимыми. Все это лишь внешние приметы праздника. И не
случайно, что этот прекрасный день еще и день скорби, горя. Смерть
Копешкина - единственная смерть в этой палате, но не в целой России,
сколько же жизней унесла война! Крик женщины, наполненный отчаянием и
болью, во время праздника - это крик души, передающий тревожную
неизвестность как жить дальше: « Ой, да сиротинушки вы мои беспонятыи-и-
и!- продолжала вскрикивать женщина - Да как же я теперь с вами буду! Что
наделала война распроклятая, что натворила! Нету нашего родимова-а-а...»
Этот вопрос задают все, кого коснулась война. Пьют за победу и будущую
жизнь они красное вино победы. В их души вселилась даже не надежда, а
вера и убежденность в лучшее - справедливость, добро, мир на Земле.
Большой эмоциональной силой обладает эпизод, описывающий, как сапер
Михай, позабыв, что у него нет рук, начал ловить брошенный ему букет. Он
вызывает чувство сострадания, благодарности к этому человеку за его
отвагу, смелость, храбрость.
Внимание писателя сосредоточивается на внутренних переживаниях
героя: “Я вдруг остро ощутил, что госпитальные часы отбили какое-то иное,
10
новое время… Что-то враз обожгло меня изнутри, гулкими толчками
забухала в подушку напрягшаяся жила на моём виске”.
Автор ничего не приукрашивает. Он видел все сам, собственными
глазами. Но, показывая грязь и ужас полевых условий, он не говорит о грязи
человеческих душ, которая, наверное, ему тоже встречалась. Разными путями
попадали солдаты в госпиталь. Кто-то на мине подорвался, кого-то
перерезала автоматная очередь, а кто-то почти предугадал свое ранение.
В рассказе «Красное вино победы» главных героев несколько.
Рассказывать о них автор начинает после того, как они как-либо проявят себя
в событиях, разворачивающихся в данной палате.
- Интересно, где теперь наши? спрашивал ни к кому не обращаясь,
лежавший в дальнем углу Саша Селиванов, смуглый волгарь с татарской
раскосиной. В голосе его чувствовалась тоска и зависть.
После его слов автор непосредственно начинает давать характеристику
своим товарищам по палате. Он рассказывает, что из-за толсто
загипсованной ноги, Сашу прозвали Самоходкой. К ноге с помощью
кронштейна и блока был подвязан мешочек с песком, отчего Саша был
вынужден всё время лежать на спине, а если и садился, то в неудобной позе,
с высоко задранной ногой. Следующий раненый Бородухов. Он заметно
напирал на «о», отчего речь его звучала невесомо и основательно. Был он из
мезенских мужиков-лесовиков, уже в летах, кряжист и матер телом, под
которым тугая панцирная сетка провисла, как веревочный гамак. Минные
осколки угодили ему в тазовую кость, но лежал он легко, ни разу не
закряхтев, не поморщившись. С начала войны это четвертое его ранение, и
поэтому, должно быть, Бородухов отлеживался свой очередной лазарет как-
то по-домашнему, с несуетной обстоятельностью, словно пребывал в доме
отдыха по профсоюзной путевке.
Самым тяжелым больным в палате является раненый Копешкин. С
каждым днём ему становилось всё хуже и хуже. Говорил он всё реже, да и то
безголосо, одними только губами, и надо было напрягаться, чтобы что-то
11
разобрать в его невнятном шепоте. Несколько раз ему вливали свежую кровь,
но всё равно что-то ломало его, жгло под гипсовым скафандром, он и вовсе
усох лицом, резко проступили заросшие ржавой щетиной скулы, сбрить
которые мешали бинты. Иной раз было трудно сказать, жив ли он ещё в
своей скорлупе или уже затих навечно. Лишь когда дежурная сестра Таня
подсаживалась к нему и начинала кормить с ложки, было видно, что в нём
ещё теплится какая-то живчина. Так и умер Копешкин в победное утро, и
заметили это намного позже. Некоторые раненые всё же могли передвигаться
по палате. Например, такие, как Михай. Он был родом из-за загадочного
бессарабского городка Флаешты. Его внешний вид Евгений Носов описывает
так: «Я представлял молдаван непременно черноволосыми, поджарыми и
проворными, а этот был молчаливо-медлительный увалень с широченной
спиной и с детским выражением округлого лица, на котором примечательны
и удивительно ясные, какие-то по-утреннему свежие, чистые, ко всему
доверчивые голубые глаза и маленький нос пипочкой. К тому же Михай,
даже будучи коротко стриженным под машинку, был золотисто-рыж, будто
облитый медом. Этот большой тихий тридцатилетний ребенок вызывал у нас
молчаливое сострадание. Он единственный в палате не носил гипсов: обе его
руки были ампутированы выше локтей, и пустые рукава исподней рубахи
ему подвязывали узлами». Он очень тяжело переживал утрату рук. Часами
лежал он, уткнувшись лицом в подушку, иногда беззвучно трясясь широкой
спиной. Но потом успокаивался. Случалось даже, что, сидя у окна, он тихо
напевал что-то на своем языке, раскачивая могучее тело в такт песне. И всё
глядел куда-то вверх домов, будто высматривал за горизонтом далекую
Молдову.
Более подвижные в палате обитали два шутника Саенко и Бугаев, -
как их ещё называли «счастливчиками», так как они почти не находились в
палате. В отличие от остальных, они щеголяли в полосатых госпитальных
халатах, которые позволяли им разгуливать по двору. Чуть только
дождавшись обхода, они рассовывали по карманам сигареты, спички, домино
12
и, выставив вперед по гипсовому сапогу Саенко правую ногу, Бугаёв
левую, - упрыгивали из палаты. Возвращались только к обеду. От них
вкусно, опьяняюще пахло солнцем, ветреной свежестью воли, а иногда и
винцом. Оба уже успели загореть, согнать с лица палатную желтизну.
Рассказ Е.И.Носова «Красное вино Победы» глубоко символичен.
Опьяняющая радость Победного утра сопровождается суровой песней начала
войны: «Вставай, страна огромная!..» и слезами женщин и детей. Вино,
которое дали всем раненым в госпитале, символизирует кровь, пролитую на
войне, и великую жертву, принесённую целым народом. Как сладок вкус
победы и как горек вкус утраты. Красное вино символ, отражающий "две
стороны монеты": обретая что-то одно, мы теряем другое. Вопрос в том,
готовы ли мы стоит ли) жертвовать самым дорогим ради выигрыша, ради
славы? Автор отвечает на это так: "Оставшееся в стакане вино он разнес по
койкам, и мы выпили по глотку. Теперь оно показалось таинственно-темным,
как кровь".
Обрубленные войной руки Михая, протянутые навстречу кинутому в
окно палаты букету, - это тоже символ. Так же, как рисунок деревенского
домишки, напоминающий умирающему Копёшкину о родном доме.
Долгожданный День Победы – это праздник-поминки, объединяющий всех.
Цените жизнь такой, какая она есть. Оглянитесь вокруг: родные места,
лес, дорога, ручеек, знакомый запах, шум листвы! Вы чувствуете? Разве вы
не счастливы? Ощутите красоту мира сейчас, пока жизнь не заставит вас с
ней расстаться, и вы поймете, что "величайшие истины — самые простые".
Всю душу вкладывает автор в описание того событие, которое стало
переворотом в истории и разрушением и страданием в судьбах людей.
1.2. «Живое пламя» - символ войной прозы Е.И. Носова
«Живое пламя» - рассказ о том, как порой бывает коротка жизнь.
Именно через название произведения писатель передал свое отношение к
изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.
13
Описывая цветение маков, автор использует различные художественные
средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело
полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые
лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то
напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться сразу
опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей
яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские
красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка
скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг
осыпались и погасли». Автор говорит о маках, как не о простых цветах а как
о чём - то большем, будто они всё чуствуют и всё понимают.
Он сожалеет о том, что через два дня дивный костёр мака потухает, он будто
гибнет. Рассказ вызывает у меня разные чувства. Грусть ни о чем. Просто
становится грустно, как иногда бывает в дождливый день, когда за окном
грязь и слякоть, а где-то далеко за городом слышны грусные отголоски
грома, который тихо замолкает, ещё безуспешно пытаясь разрозится новым
шумом.
Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с
судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем
крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика».
В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только
цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка.
В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская
глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной
сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать
обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию,
а к жизни, полной глубокого смысла.
Текст рассказа заставляет задуматься о тех, кто отдал на войне за нас
свои жизни, кто не побоялся смерти и погиб зная, что он не зря прожил
жизнь.
14
Память об этих людях будет жить вечно. Мак это живое пламя души
человека. Эти яркие цветы, подобно человеческой жизни, сначала
распустились, затем пламенели, гасли и сгорели. Жизнь человека так же
коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека,
отдавшего свою жизнь во имя жизни других.
«Живое пламя» - это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им,
и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь, и сущность
самой жизни, с её силой, энергией и вечным возрождением, вечной
устремлённостью к солнцу в непрерывном движении. Память о павших в
Великой Отечественной войне живёт в наших сердцах благодаря таким
произведениям Е.И. Носова.
1.3. Повесть об истоках победы «Усвятские шлемоносцы»
Эта повесть об истоках победы в священной для всех советских людей
войне, Можаев утверждает гуманную мысль о миролюбии русского человека,
о приоритете естественных ценностей в его жизни, таких, как обыденная
мирная жизнь в своем доме, в кругу родных, работа на своей земле, общение
с односельчанами, воспитание детей, готовность придти на помощь. Ключом
к пониманию замысла повести являются слова писателя:«Суть человека
труда и особенно хлебороба такова, что он к войне не готов. Обращение
земледельца в солдата - это всегда трудный психологический порог, всегда
тяжелая внутренняя ломка». Первые страницы повести описывают
сенокосную страду, знакомят нас с главным героем, Касьяном, красивым,
достойным человеком из деревеньки Усвяты, передают его радостное
мироощущение, чувство довольства от возможности косить на своей земле,
устремленность к красоте. В эти мирные трудовые дни приходит известие о
начале войны с фашистами. Сельчане уходят с покоса, потрясенные
нелепостью, ненужностью происходящего. Природа олицетворяется, и тоже,
как и люди, чутко реагирует на происходящее, «безвольно поникает»,
«обвядает». «На головах у девочек, еще недавно в праздничном разноцветье
15
лугов воображавших себя сказочными царевнами, в жалкой теперь
ненужности мелькали цветочные венки, обвядшие, безвольно поникшие, о
которых девочки, наверное, уже и не помнили».
Носов не описывает фронтовые сражения, страшная фронтовая
реальность отодвинута, дается через переживания, мысли, чувства героев,
воспринявших начало войны как бедствие, как «ожог», как непоправимое
горе, ворвавшееся в мирную, налаженную жизнь сельчан и принесшее
непоправимые страдания. Слово «война», «ужалившее» Касьяна на покосе,
«как внезапный ожог,который он поначалу вроде бы и не очень
почувствовал, теперь, однако, пока он бежал, начало все больше саднить,
воспаленно вспухать в его голове, постепенно разрастаться, заполняя все его
сознание ноющим болезненным присутствием».
Все происходящее воспринимается через мирочувствование Касьяна,
мирного труженика, воплощающего лучшие черты русского национального
характера. Он нетороплив, несуетен, любит свои Усвяты, где родился и
вырос, весь крестьянский мир, осиянный «тоненькой свечечкой колокольни
в стороне над хлебами», любит свою мать, брата, жену, двух детей, с
нежностью думает о третьем, еще не родившемся, но так страстно
ожидаемом ребенке. Мысли его и о недокошенной траве, и о «не
подкрепленном на зиму погребе», и о Куликовском сражении, о Куликовом
поле, соединяющем прошлое, настоящее и будущее в единую цепь.
Состояние усвятцев, самого Касьяна, передает емкий эпиграф из «Слова о
полку Игореве» – «И по Русской земле тогда / Редко пахари перекликалися, /
Но часто граяли вороны».Ментальную установку усвятцев, единство со всем
народом в отпоре врагу, готовность, как и у их предков, заслонивших Святую
Русь от неприятеля, защитить мирный хлебопашеский труд на своей земле,
передают слова старого Селивана, не согласного с тем, что армия усвятцев
маленькая: «Снег, братка, тоже по капле тает, а половодье собирается. Нас
тут капля, а погляди туда, за речку, вишь, народишко по столбам идет? Вот
и другая капля. Да вон впереди, дивись-ка, мосток переходят – третья. Да уже
16
Никольские прошли, разметинские… Это, считай, по здешним дорогам. А и
по другим путям, которые нам с тобой не видны, поди, тоже идут, а? По всей
матушке-земле нашей! Вот тебе и полая вода. Вот и главная армия!».
В финальные строки повести, перед тем, как Касьян переступит порог
своего дома, чтобы стать в ряды усвятских шлемоносцев, в колонну
новобранцев, отправляющихся на фронт, автор включит пронзительный,
«звеняще-отчаянный голосок» ребенка, Сергунка. « Папка! Папка-а!... Я с
тобой!... Я с тобой, папка-а-а!». И этот пронзительный крик ребенка,
пробившийся к Касьяну сквозь «бабьи вопли», воплощает весь ужас и
античеловечность, противоестественность войны. «Остановился Касьян,
похолодел, сжался нутром, будто левым соском напоролся на вилы: перед
сенечным крыльцом, отбиваясь от бабкиных и материных рук, барахтался на
земле Сергунок, так и не успевший в суматохе натянуть своих покосных
штанов – крутился вертким вьюном, бил-колотил ногами, тянул к нему
руки. Папка-а! Я с тобой!».
Повесть Е.Носова «Усвятские шлемоносцы» передает веру писателя в
жизнестроительные силы миролюбивого русского человека, говорит об
истоках победы в священной для всех советских людей войне.
Примечательно и то, что своего героя, воплощающего в себе силу и
благородство человека, верность отечественным заветам, Носов назовет
говорящим именем Касьян («нареченный Касьяном да возгордится именем
своим, ибо несет оно в себе освящение и благословение Божие к подвигам
бранным и славным»), приобретающим в повести символическое звучание.
Военная проза писателей-фронтовика Е.И. Носова пронизана болью и
горечью за несовершенство жизни и человека, прославляет радость, чудо
жизни на Земле, связь Человека с миром и Вселенной. Она позволяет нам,
словно склонившись над картой боевых действий, вобрать в себя
художественно-духовную силу бессмертных произведений о священной
войне нашего народа, осознать, что сегодня узнать о той войне помогает
только память, сохранившаяся в книгах и письмах, в кинофильмах и песнях,
17
в сердцах людей, прошедших страшные четыре года Великой Отечественной
войны. Все его произведения это напоминание о том, что в нашей жизни
нет и никогда не может быть места фашизму, войне.
18
ГЛАВА 2. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАССКАЗА Е.И.
НОСОВА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ»
Цели:
показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить
своё отношение к истинным ценностям;
способствовать развитию аналитического и выразительного
чтения,
построению логических высказываний, отметить художественное
своеобразие рассказа,
способствовать нравственному и патриотическому воспитанию.
Оборудование: портрет Евгения Носова, иллюстрации С. Бордюга,
рисунки учащихся.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Литературная композиция о жизни и творчестве писателя.
Выступления учащихся.
1. Евгений Носов - фронтовик, и все его произведения, так или иначе,
затрагивают тему войны. Теперь уже никогда не спросишь у Евгения
Ивановича Носова (), почему он, солдат-артиллерист, шагнувший в войну в
1943 году после окончания 8 класса, избегал в своих произведениях описания
боёв, наступлений, атак. А ведь в составе армии К. К.Рокоссовского он
участвовал в форсировании Днепра, в боях за Минск и Белосток. Уже в 1945-
м, на подступах к Кенигсбергу, был тяжело ранен.
Война в судьбе любого её участника не эпизод. Не случайно же позже
год войны и рядовому, и генералу засчитывался за три. Прожитое,
пережитое, испытанное на войне уплотняло, спрессовывало жизнь человека,
делало детей взрослыми, юных - мужчинами. Об этом говорят герои рассказа
Носова» Шумит луговая овсяница» Павел и Анфиса.
2. Инсценировка (текст без слов автора)
19
- Вот вспоминаю своё мальчишество. Кажется, оно было страшно
давно. Как до Рождества Христова.
- А я будто вчера девчонкой была. Даже платья, какие носила, помню.
- Тебе повезло Всё-таки целым куском живёшь. А я другой раз силюсь
представить что-нибудь из тех лет, закрою глаза и вижу совсем не то…
Какие-то балки огненные рушатся…Люди бегут… Чёрные против огня…
Бегут и падают…
- Насмотрелся ты на войну. Оттого и так…
- Может быть… Никак я не пробьюсь сквозь всё это в те свои годы…
Где-то они остались по другую сторону… Как за лесным пожаром…
И всё это куда-то ушло… Самый лучший кусок жизни. Будто и не я
тогда был на свете…Так вот и живу укороченный…
3. Мысли, чувства, судьба героя Носова, конечно же, во многом близки
самому автору.
Из-за войны «он из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя
юность». «Перевязал верёвочкой свои физики-химии, недоделанные планёры
на чердаке спрятал и – потопал… Думал, приду - доделаю… Я даже девчатам
писем не писал: не успел завести…»
Потом дороги войны, госпиталь. И словно новое рождение: «Такое
теперь ощущение, словно я впервые появился на свет не в родильном доме,
как это положено, а в армейском госпитале. Вынырнул из хлороформа, будто
из небытия, и, как младенец, смотрю на Божий мир. Ко всему нужно было
привыкать заново…»
4. Школу Носов заканчивал уже после Победы. В гимнастёрке и
солдатских сапогах, с пенсионным удостоверением инвалида войны. Школа
была дневная. Он пришел сразу в выпускной класс. Непохожий на всех
ученик… Сам Носов рассказал об этом так: «В 1943 году, после
освобождения Курска, пришел и мой черёд идти на войну.
На фронте мне выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста.
Это постоянная дуэль с танками - кто кого… Или ты его, или, если промазал,
20
он тебя. Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд»
всё-таки поймал наше орудии в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в
гипсовом панцире.
К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в
школу, чтобы продолжать прерванную учёбу. На занятия я ходил с ещё не
зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке
(другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали
за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной ведь я
был старше их на целую войну».
5. Из прозы Е. И. Носова возникает и образ самого автора. Перед
читателем предстаёт очень добрый и светлый человек.
О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в
литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью
памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто
осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и
неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой
заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на
русскую землю»
Слово учителя
Представим себе людей, чьи образы создаёт автор в рассказе «Живое
пламя». И поймём, что содержание подчинено главной мысли. Какой?
Память о погибших в Великой Отечественной войне живёт в сердцах родных
и совсем незнакомых людей. известные и безымянные бойцы, не пришедшие
с фронта, возвращаются в нашу жизнь…дуновением лёгкого ветерка,
лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом
или…ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.
Художественное чтение рассказа
Беседа
21
1. В рассказе тётя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но
глубокая, затаённая печаль переполняет эту женщину. Что даёт нам право
сделать такой вывод?
Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги
Петровны.
2. Ощущается ли присутствие Алексея? (Работа по иллюстрации-
описание комнаты)
3. Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась
разведением цветов.
Выразительное чтение описания клумбы.
4. Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?
5. Почему тёте Оле не нравились маки? Где им место? Ведь она их
прополола! Оставила только три росточка.
6. Каково впечатление рассказчика от цветения маков? Как он его
выражает?
Выборочное чтение. Объяснение метафоры.
7. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О
чём это нам говорит? Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о
судьбе её сына.
8.Как погиб Алексей?
9. Какой же он, человек, способный на такой поступок?
Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать.
Можно сказать, что Алексей был гордостью тёти и до войны.
10.Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой.
Вывод: для того, чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы
любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его
защищать, не нужна какая-то особая атмосфера в семье. Необходимо
внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека. Глубокое
понимание этой истины породило среди народа множество пословиц.
Каких?
22
Первое в жизни - честно служить Отчизне.
Человек без Родины – всё равно, что земля без семени.
Жить – Родине служить.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Кто Родиной торгует, того кара не минует.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью,
свободу, город, край – всё, что мы зовём величавым словом «Родина».
11. Сумел ли Евгений Носов на страницах небольшого произведения
показать жестокость войны?
12. Понятен ли вам смысл рассказа?
13. Можно ли назвать маки его полноправными «героями»?
Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа? Понятен ли
вам смысл образа « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего
«трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?
Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова.
Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми,
весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки
их с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы,
лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом
человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».
14. Как вы понимаете конец рассказа? ( Зачитать)
Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из
влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго
свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Героическое
продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «
нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов. Память. Она
всегда с нами.
Чтение эпиграфа к уроку
15.Почему рассказ так озаглавлен?
23
Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое
вызывало рождение подвига, привело страну к Победе. И память о подвиге
нашего народа священна.
На фоне слайдов компьютерной презентации «Великая Отечественная
война» звучит фонограмма песни «За того парня» ( муз. Д. Тухманова, сл. Р.
Рождественского)
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало:
Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым.
Для Вселенной двадцать лет – мало.
Даже не был я знаком с парнем,
Обещавшим: «Я вернусь, мама!»
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены…
Просыпаемся мы, и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Обещает быть весна долгой,
Ждёт отборного зерна пашня.
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Всё зовёт меня его голос,
Всё звучит во мне его песня.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель предлагает составить кластер по рассказу.