Конспект урока "А. С. Пушкин. Стихотворение «И. И. Пущину»" 6 класс


Конспект урока литературы в 6 классе.
Тема: «А. С. Пушкин. Стихотворение «И. И. Пущину»
Цели урока:
1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.
2) развитие у учащихся аналитического мышления;
развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;
расширение читательской эрудиции учеников;
3) воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей страны, к
отдельным её представлениям.
Оборудование: Портреты Пушкина, Пущина.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно
такие уроки, а не уроки русского языка и литературы, проводились в России во времена
Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя.
- От какого слова, по- вашему, произошло слово «словесность»? (Слово)
Вы правы «в Начале было Слово». Но вы правы отчасти, потому что между ними были ещё
слова:
Словесность словесный словеса слово
-С помощью какой морфемы образовалось слово словеса?
С помощью суффикса –ЕС-
Можете назвать слова с этим суффиксом.
Небо + ЕС = небеса
Чудо + ЕС = чудеса
-Вот и произведения словесного искусства является своего рода маленьким чудом
Тайну создания одного чудесного стихотворения А.С.Пушкина мы попробуем раскрыть
сегодня на уроке.
I. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я . С р а в н е н и е д в у х и з о б р а ж е н и й
А. С. Пушкина.
Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в период учебы его в
Царскосельском лицее.
Рассмотрим гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» (1822) и В. А. Фаворского
«Пушкин-лицеист» (1935).
Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников? В каком из этих портретов
больше сходства с поэтом той поры?
Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещенному в
хрестоматии?
Составьте устный портрет А. С. Пушкина по произведениям художников и
воспоминаниям современников. Обратите внимание на то, как в словесных описаниях и
изобразительных портретах авторы передают то, что перед нами великий поэт.
2. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я I г р у п п ы по теме «Портрет Пушкина».
Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта:
«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он
был мал нем было с небольшим 5 вершков, то есть примерно 165 см); но тонок и
сложен необыкновенно крепко и соразмерно».
Иван Александрович Гончаров, писатель:
«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с
мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь
задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В
позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного
человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского…
У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми
кудрявыми волосами».
Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог:
«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении… очень подвижного… с
великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все
прекрасное в природе, с белыми, блестящими зубами, о которых он очень заботился… Он
вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с
вьющимися волосами каштанового цвета… Черты лица у него были приятные, и общее
выражение очень симпатичное... Его портрет, работы Кипренского, похож безукоризненно».
Вера Александровна Нащокина, жена П. В. Нащокина, друга А. С. Пушкина:
«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми
глазами необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические, задушевные
глаза, в которых отражалась вся бездна души и ощущений, переживаемых душою великого
поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала».
3. В ы с т у п л е н и я у ч а щ и х с я II г р у п п ы по теме «Пушкин и его друзья».
Петр Андреевич Вяземский, друг поэта:
«Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была
более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нем было более любви, нежели
негодования».
Петр Александрович Плетнев, друг и издатель Пушкина:
«Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».
В одном из писем Плетнев приводит слова Пушкина: «Я хочу доказывать моим друзьям,
что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним
показывать, что они для меня первые из порядочных людей…»
Николай Михайлович Смирнов, крупный чиновник, любитель искусства, приятель
Пушкина:
«Кто был ближе к нему, кто пользовался его совершенным доверием, кому доступны
были тайные струны его души, те уважали в Пушкине человека столько же, как и поэта, те
открывали в нем ежедневно сокровища неистощимые и недоступные пониманию толпы так
называемых его приятелей… Своих друзей он защищал с необыкновенным жаром; зато
несколькими словами уничтожал тех, которых презирал…»
Готовя сообщения о друзьях Пушкина, учащиеся могут использовать стихотворения «19
октября 1825» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам,
друзья мои…») и др.
4. Р а б о т а н а д с т и х от во р ен и е м «И. И. Пущину».
1) В ы с т у п л е н и е у ч а щ е г о с я н а т е м у «Мой первый друг…» с
использованием отрывка из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине» о посещении
Михайловского.
«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством…
Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по
брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и
как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не
было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу
нерасчищенного двора…
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми
вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру
его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не
простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть
наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около 8 часов утра. Не знаю, что
делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как
мы попали в дом: один почти голый, другой весь забросанный снегом. Наконец пробила
слеза (она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало
перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только
ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня,
столько раз им воспетая, чуть не задушил ее в объятиях.
Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле
крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой
небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с
книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные
листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда, с самого
Лицея, писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)…
Наконец, помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа
пошла правильнее; многое надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг
друга…
Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится,
что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом
воспоминании; им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало
переменился, оброс только бакенбардами.
Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал
объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу,
он гордился мною и за меня…
Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда
рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. После обеда, за чашкой кофе, он
начал читать ее вслух… Я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и
исполненное жизни чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое
наслаждение.
Потом он прочел мне кое-что свое…
Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить; на прощанье хлопнула третья
пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта
надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг
лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами,
но грустно пилось: как будто чувствовалось, что в последний раз вместе пьем, и пьем на
вечную разлуку. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то
говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой
в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.
Сцена переменилась.
Я осужден: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я
соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в
тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным
мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым
встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу
призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором
неизвестною рукою написано было:
Мой первый друг, мой друг бесценный!..
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой живительной
благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в
изгнании».
2) В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е у ч и т е л е м с т и х о т в о р е н и я
«И. И. Пущину».
Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку – величайшее событие, отсюда и такие
высокие задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Дружба выше всяких
преград, она освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу. А в
Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней»
продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.
В стихотворении раскрывается мир души поэта, мир интимный, поэтому при чтении
стихотворения неуместна риторика; оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.
3) Р а б о т а н а д в ы р а з и т е л ь н ы м ч т е н и е м с т и х о т в о р е н и я «И. И.
Пущину» учащимися.
Какие факты биографии А. С. Пушкина и И. И. Пущина помогают понять
стихотворение?
Стихотворение начинается восклицательным предложением. Как надо произнести эту
строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?
Каким чувством проникнуты строки, где поэт вспоминает о встрече в Михайловском?
Последние строки говорят о другой «встрече». Чем она похожа на первую? Чего желает
другу поэт? Как надо произнести эти строки?
II. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стихотворение «И. И. Пущину» выучить наизусть.