Презентация Черты «физиологического очерка» в романах И.А. Гончарова


Подписи к слайдам:
Черты «физиологического очерка» в романах И.А. Гончарова

Черты «физиологического очерка» в романах И.А. Гончарова

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

  • жанр журналистики (эссеистики), основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40 годах XIX века в Англии и Франции, позднее появился и в России и был развит писателями "натуральной школы".

 Типические черты физиологического очерка:

  • критический реализм
  • детализация
  • отражение центральных исторических противоречий эпохи
  • обилие подробностей
  • сравнительная бесстрастность по отношению к излагаемому, заключавшую в себе принятие как должного существующих социальных противоречий

«Обыкновенная история» (1844—1847 )

  • Любому внимательному читателю «Обыкновенной истории» становилось ясно, что книга молодого литератора написана вослед «Евгению Онегину», проникнута поистине пушкинской доброй иронией по отношению к обоим ее неидеальным «героям» — дяде и племяннику Адуевым, этому обычному русскому семейству, где случилась обыкновенная история: из двух борющихся полуправд под постоянным давлением действительности родилась реальная истина, верное понимание текущей жизни.

«Обломов» (1859 г.)

  • В романе «Обломов» вещная деталь играет
  • огромную роль в создании образа главного
  • героя. Вещами, бытовыми деталями автор
  • «Обломова» характеризует не только внешний
  • облик героя, но и противоречивую борьбу
  • страстей, историю роста и падения, тончайшие
  • его переживания.

«Обломов» (1859 г.)

  • Черту физиологического очерка мы можем встретить в «Сне Обломова»(1 часть гл.4).
  • Описание одного дня, который дает представление о жизни в целом.

«Обрыв» (1869 г.)

  • Тщательное копирование мелких подробностей
  • Микроскопически тонкий анализ (одежда, интерьер, еда, книги)
  • Нанизывание деталей, коллекционирование
  • наблюдений, эстетизация повествования
  • связаны не только с авторскими установками,
  • но и с образом Райского, которому Гончаров
  • часто передоверяет повествование, с
  • особенностями его художественного видения.

  • «Физиологии» свойственно стремиться к объединению — в циклы, в книги. Из мелких образов складываются большие Гончаровское творчество – не исключение. Мы видим объединение в так называемую трилогию. В каждом из произведений присутствует элемент последующего романа.(Так, например, опубликованный в 1849 году гениальный «Сон Обломова», то эта реалистическая утопия воспринималась не как начало нового романа, а как недостающая глава «Обыкновенной истории»).

  • Безусловно в романах И.А. Гончарова
  • прослеживаются черты «физиологического
  • очерка».Но нельзя говорить, что все
  • произведения пропитаны лишь традициями
  • «новой школы» без всякого новаторства.
  • Заметен постепенный методологический
  • переход Гончарова -от описательности к
  • психологизму.
  • ОПИСАТЕЛЬНОСТЬ
  • Физиологический очерк
  • Роман
  • ПСИХОЛОГИЗМ