Крылатые строки русской поэзии


1
Крылатые строки русской поэзии
Из произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Цель: Воспитание интереса и любви к родному языку.
Задачи: Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания.
Развитие умения употреблять крылатые выражения в своей речи.
Форма проведения: познавательная беседа и интеллектуальная игра.
Крылатые слова- цитаты и выражения из литературно- художественных
произведений, различные изречения исторических лиц, имена мифологических,
фольклорных и литературных персонажей, оторвавшиеся от первоисточника и
получившие вторую жизнь в повседневной речи. («Лебединая песня», «растекаться
мыслью по древу», «Фома неверующий», «Сизифов труд» и т. д.).
Велика роль крылатых фраз в формировании общенационального языка и
среди жемчужин русской поэзии есть строки, которые начали жить своей
собственной жизнью
Крупным событием в формировании языковой культуры стала комедия А.С.
Грибоедова «Горе от ума», когда читающая Россия заговорила его афоризмам. Мы
употребляем их ежедневно и не всегда помним, что автор этих крылатых строк-
поэт Александр Грибоедов. А. С. Грибоедов, дипломат, талантливый поэт,
композитор, вошел в историю русской литературы как автор единственной
блистательной комедии «Горе от ума». В. Г. Белинский писал, что стихи Грибоедова
обратились в пословицы и поговорки, «комедия его сделалась неисчерпаемым
источником применения на события ежедневной жизни, неистощимым рудником
эпиграфов!» По образному выражению И. А. Гончарова, посвятившего «Горю от ума»
статью «Мильон терзаний», стихи и полустишия из комедии разошлись точно
мильон, разменянный на гривенники.
Крылатые строки в 18- 19 веках проходят несколько стадий: от письменного
источника в разговорный обиход, затем в письма как образные выражения, даже в
чужие художественные произведения как прямые или косвенные цитаты, нередко с
изменением отдельных слов. Выдвигается проблема «чужого слова» в поэзии,
трансформация и развитие крылатых строк.
Истоки и судьбы грибоедовских афоризмов различны. Некоторые из них
восходят к более ранним крылатым выражениям. Так, «И дым отечества нам сладок
и приятен!» представляет собой измененную державинскую строку «Отечества и дым
нам сладок и приятен». Во времена Державина и многим ранее дымом называли
жилье, дом, который облагался податью «с трубы», или «дыма». Державин и вслед
за ним Грибоедов превратили это бытовое понятие в поэтическую метафору.
2
Слова Софьи «Счастливые часов не наблюдают» вероятно, восходят к строке
из драмы Шиллера «Пикколомини» «Счастливому часы не бьют», которая появилась
за четверть века до грибоедовской комедии.
Грибоедов остроумно обыгрывает народные пословицы и поговорки.
Например, поговорка «с глаз долой, из сердца вон». У Грибоедова «Ах, тот скажи
любви конец, кто на три года в даль уедет». Выражение «гора с плеч упала», а
грибоедовский Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано- так с плеч долой».
Такое изящное использование поговорки породило новый афоризм, который имеет
более точную социальную направленность. Пословицу «там хорошо, где нас нет»,
Грибоедов использует в диалоге «Где ж лучше?
…..Где нас нет»
Многие фразы из комедии стали бессмертными благодаря сочетанию
стихотворной формы и разговорной речи. «Ах! Злые языки страшнее пистолета». «А
впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловестных», «но
чтоб иметь детей, кому ума недоставало»
В поговорку вошли не только строки из бессмертной комедии. Имена и
фамилии ее героев стали нарицательными и употребляются в самом различном
контексте: карьерист Молчалин и «молчалинство»; солдафон Скалозуб, барин-
бюрократ Фамусов, врун и болтун Репетилов, вельможный «покойный дядя Максим
Петрович» («когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб») и упомянутая в
финальной реплике Фамусова княгиня Марья Алексевна, мнением которой дорожит
«весь свет». Так, «Горе от ума»- начиная с самого своего названия- стало кладезем
афоризмов. Прочитав комедию, Пушкин в письме А. А. Бестужеву-Марлинскому
замечает: «О стихах я не говорю: половина- должна войти в пословицу».
1 ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
Закончите монолог соответствующим крылатым выражением:
1. –А впрочем, он дойдет до степеней известных
(ВЕДЬ НЫНЧЕ ЛЮБЯТ БЕССЛОВЕСТНЫХ)
2. А судьи кто? -За давностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
(ВРЕМЕН ОЧАКОВСКИХ И ПОКОРЕНИЯ КРЫМА).
3. Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
(СВЕЖО ПРЕДАНИЕ, А ВЕРИТСЯ С ТРУДОМ.)
4. Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист,
(ДА УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ПЛУТОМ)
5. Дверь отперта для званых и незваных,
(ОСОБЕННО ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ.)
6. Я вас обрадую: всеобщая молва,
3
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз; два;
А книги сохранят так (ДЛЯ БОЛЬШИХ ОКАЗИЙ.)
7. Через какое колдовство
Нелепость обо мне все в голос повторяют!
Чье это сочиненье!
Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют-
(И ВОТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНЬЕ!)
8. Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
(И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН.)
9. Ах, от господ подалей,
У них беды себе на всякий час готовь,
(МИНУЙ НАС ПУЩЕ ВСЕХ ПЕЧАЛЕЙ
И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ.)
10. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
(НУ КАК НЕ ПОРАДЕТЬ РОДНОМУ ЧЕЛОВЕЧКУ?)
11. Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
(ПОДПИСАНО, ТАК С ПЛЕЧ ДОЛОЙ.)
12. К тому, к сему, а чаще ни к чему:
(ПОСПОРЯТ, ПОШУМЯТ И…РАЗОЙДУТСЯ.)
13. Сказал, бы я, во- первых; не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.
(СЛУЖИТЬ БЫ РАД, ПРИСЛУЖИВАТЬСЯ ТОШНО.)
14. Здесь нынче тон каков?
На сьездах, на больших, по праздникам приходским?
Господствует еще смешенье языков:
(ФРАНЦУЗСКОГО С НИЖЕГОРОДСКИМ?)
15. Смотрите на часы, взгляните-ка в окно:
Валит народ по улицам давно;
А в доме стук, ходьба, метут и убирают.
(СЧАСТЛИВЫЕ ЧАСОВ НЕ НАБЛЮДАЮТ.)
16. Ну вот, великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
(УЧЕНЬЕ- ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ- ВОТ ПРИЧИНА.)
17. Хлопочут набирать учителей полки
(ЧИСЛОМ ПОБОЛЕЕ, ЦЕНОЮ ПОДЕШЕВЛЕ.)
18. А наши старики? Как их возьмет задор,
Засудят о делах: (ЧТО СЛОВО- ПРИГОВОР!)
19. Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
4
А чем не муж? Ума в нем только мало;
(НО, ЧТОБ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ,
КОМУ УМА НЕДОСТАВАЛО )
20. Я гнева вашего никак не растолкую,
Он в доме здесь живет, великая напасть!
(ШЕЛ В КОМНАТУ, ПОПАЛ В ДРУГУЮ.)(
21. Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько?
(ШУМИМ, БРАТЕЦ, ШУМИМ.)
22. Чтоб истребил господь нечистый этот дух
(ПУСТОГО, РАБСКОГО, СЛЕПОГО ПОДРАЖАНЬЯ.)
ВИКТОРИНА.
Определите, кому принадлежат данные афоризмы.
Чацкий Фамусов Скалозуб Молчалин Софья Лиза
1. Грех не беда, молва не хороша.
2. Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.
3. Молчалины блаженствуют на свете.
4. Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
5. Не повредила бы нам откровенность эта.
6. Ни беспокойство, ни сомненья
А горе ждет из-за угла.
7. Не надобно иного образца,
Когда в глазах пример отца.(
8. Умеренность и аккуратность.
9. Дистанция огромного размера.
10. Ученье- вот чума, ученость- вот причина.
11. Мне все равно, что за него, что в воду.
12. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
13. А судьи кто?
14. Ах! Злые языки страшнее пистолета.
15. Ба! Знакомые все лица!
16. Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
17. Бывают странны сны, а наяву страннее.
18. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.
19. В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
20. Герой.. не моего романа.
21. Дома новы, но предрассудки стары.
22. Ну как не порадеть родному человечку!
23. Послушай! Ври, да знай же меру.
5
24. Счастливые часов не наблюдают.
25. Сюда я больше не ездок.
Ключ
Чацкий 3,4,13,1621,23,25.
Фамусов 7,10,15,17,18,22.
Скалозуб 2,9.
Молчалин 5,8,14,19.
Софья 6,11,20,24.
Лиза 1,12.
Мы видим, что афоризмы, ставшие пословицами поговорками, являются не только
речевой характеристикой действующих лиц, но и придают языку произведения
сочность, выразительность, яркость. Меткие грибоедовские афоризмы вышли не
только за рамки комедии, но и целой исторической эпохи. Речь человека, который
правильно использует в своей речи крылатые слова, всегда будет живой,
остроумной.