Конспект урока "Русская литература 20 века. Проблема периодизации русской литературы 20 века" 11 класс


Тема урока: Русская литература 20 века. Проблема периодизации русской литературы 20 века.
Цели: Сформировать у учащихся понятия о периодизации русской литературы 20 века, его
основных направлениях развития
Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков конспектирования,
планирования ответов, сравнения и обобщения
Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, уделить особое внимание
воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной позиции.
Ход урока
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился при этом учиться. Э.Тоффлер
Актуализация опорных знаний
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
- Для чего человек читает? Что он может узнать из книг?
- Можно ли взять из книг какой-либо жизненный опыт, не повторять ошибок других?
- Как на примере героев можно воспитатель в себе какие-либо качества?
- Каких героев мы встречаем в произведениях?
Дифференцированное задание. Создание мини-проектов
1. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех
познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Как их развить в процессе
чтения?
2. Как надо готовиться к урокам по другим наукам – изучить заданный параграф (география,
биология, история, физика…). Что необходимо для себя выделять, как лучше запоминать
нужный параграф?
3. Существует профессиональная, научная, художественная, публицистическая литература. Как Вы
думаете, нужно ли простому человеку читать все это подряд, или нужно выбирать, что читать. Как
надо самообразовываться?
Литературоведческий диктант. Раскрыть понятия:
Автор - (реальный человек, создатель литер. произведения, образ, персонаж)
Художественный текст – (композиционно выстроенная, связанная и воспроизводимая
последовательность словесных, эстетических знаков, которые обладают смыслом, доступным
человеку)
Художественный мир – (воображаемая реальность, воплощенная в худ.тексте)
Читатель – (человек, который способен читать худ.текст, понимать и сопереживать)
Объяснение нового материала
Словарь.
Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая
эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия,
переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем,
взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, –
художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.
Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.
Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной
(социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики поднимать общественно-
значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её
стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.
Всех писателей начала 20 века объединяет общая тема осмысления революции, которая
соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки
катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине
интеллигенции, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть
ответственность за свою страну.
Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей
изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии.
И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали
советскую Россию.
Дополнительно.
Стихотворные лозунги, призывы, символизировавшие в быту новый стиль жизни:
«Пионеры, бейте тревогу – наши родители молятся Богу!»
«Мы отпустим мать на грядку и пойдём на детплощадку!»
«От поповской рясы отвлечём детские массы.»
«Все излишки – в сберкассу
«Смерть куличу и пасхе…»
В журналах, газетах молодых литераторов-самоучек с нарочито пролетарскими названиями «Горн»,
«Гудки», «Грядущее», «Твори!», «Кузница», «Железный путь» нередко звучали такие «истины»:
Понял я мудрость мира.
Вся – вот в этом молотке…
Во имя нашего Завтра –
Сожжем Рафаэля…
В кровь зацелован топкой жаркой,
Измят объятьями котла…
Образы-символы пролетарской поэзии 1917-1921 годов: «кузницы»,
«легионы труда», «порванные цепи», «тревожный набат», «ураган воли»
Лекция учителя с элементами беседы
Назовите известные вам литературные направления начала 20 века?
После 1917 г. в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы
писателей: футуристы, акмеисты, Пролеткульт и другие, сложившиеся в начале 1910-х годов.
Появляются новые литературные группы и направления: «Кузница» (1921), «Серапионовы братья»
(1919—1921), ЛЕФ (1923) и т.п.. Каждое из многочисленных литературных объединений старалось в
своих декларациях утвердить право на существование и доказать, что именно оно способно
наилучшим образом решить стоящие перед литературой задачи.
Каковы были причины возникновения столь многочисленных и разнохарактерных
литературных групп? На первый план выдвигаются материально-бытовые: «Вместе было легче
выжить в тяжелых обстоятельствах русской жизни тех лет, преодолеть разруху, голод, наладить
условия для нормальной работы и профессионального общения людей, причастных к литературе и
искусству». В годы революции и гражданской войны активизировались «устные» формы
литературной жизни.
Общество любителей русской словесности, среди председателей и членов которого были почти
все известные русские писатели: Л. Толстой, В. Соловьев, В. Короленко, В. Вересаев, М. Горький, К.
Бальмонт, Д. Мережковский, В. Брюсов, А. Белый, Вяч. Иванов, М. Волошин, Б. Зайцев, А. Куприн,
Н. Бердяев.
Символизм как течение после Октября не развивался. А. Белый и Вяч. Иванов преподавали в
Пролеткульте; молодые пролетарские писатели заимствовали у Белого символику, идеи космизма,
урбанизма, но многое, разумеется, в том числе антропософия Белого, оставалась невостребованным.
В 1921 г. ушел из жизни А. Блок, а в 1924 - В. Брюсов.
После Октября революция мыслилась ими как размах революционной стихии, как крестьянский
социализм.
Акмеисты, в свое время объединившиеся в группу «Цех поэтов» (1911-1914), после Октября
возобновляют активную организационную деятельность. Задача акмеизма - обретение равновесия
между «земным» и «небесными» мирами.
Истинным вождем, душой этого направления был Н. Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик,
солдат и путешественник.
Эстетика акмеизма с ее возвращением слову его предметного содержания, «эстетизацией земного»
находила свое развитие у его признанных оставшихся в России мастеров - А. Ахматовой, О.
Мандельштама, М. Кузмина, В. Нарбута, С. Городецкого.
«Ко двору» революционной власти пришлись футуристы. «Центрифуга», куда входили Б.
Пастернак, Н. Асеев, существовала и в первые годы советской власти.
ЛЕФ. В этих условиях в конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ (Левый фронт искусства), куда
входили В. Маяковский, Б. Арватов, В. Каменский, Б. Пастернак, Н. Асеев, В. Шкловский, О. Брик,
Лефовцы выдвинули теорию «социального заказа», идею «производственного» искусства. Эта
группа афишировала себя как «гегемона» революционной литературы и нетерпимо относилась к
другим группам. Они пришли к отрицанию художественной условности, а из литературных жанров
признавали только очерк, репортаж, лозунг; отрицали вымысел в литературе, противопоставляя ему
литературу факта. Отвергая принцип литературного обобщения, лефовцы тем самым умаляли
эстетическую, воспитательную роль искусства. Характерное для Лефа социологическое понимание
искусства обусловило интерес писателя к документальному, хроникальному кино. «Кинематограф и
футуризм как бы идут навстречу друг другу», - отмечала критика тех лет. Движение киноленты
ассоциировалось с движением истории или человеческой жизни.
Имажинизм. В январе 1919 г. С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др.,
именовавшие себя «Верховным Советом Ордена имажинистов», выступили с изложением принципов
нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) литературного направления -
имажинизма. Предпосылками платформы этой группы были еще дореволюционные статьи В.
Шершеневича об «имажионизме».
В отличие от футуристов, искавших стыка между искусством и социальной практикой,
имажинисты провозглашали «победу образа над смыслом»: imagо (лат.) - образ.
«Поэт - это тот безумец, который сидит в пылающем небоскребе и спокойно чинит цветные
карандаши для того, чтобы зарисовать пожар. Помогая тушить пожар, он становится гражданином и
перестает быть поэтом», - писал В. Шершеневич.
Конструктивизм. Главным теоретиком литературного центра конструктивистов, созданного в конце
1924 г., стал К. Зелинский. Он полагал: «Конструктивизм - это математика, разлитая во все сосуды
культуры». Декларация группы вышла под претенциозным названием: «ЗНАЕМ. Клятвенная
конструкция (Декларация) конструктивистов-поэтов». В ней, в частности, говорилось:
«Конструктивизм как абсолютно творческая (мастерская) школа утверждает универсальность
поэтической техники; если современные школы порознь вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы,
акцентируя, И, говорим: И - звук, И - ритм, И - образ, И - заумь, И - всякий новый возможный прием,
в котором встретятся действительная необходимость при установке конструкции».
«Серапионовы братья». В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при
Петербургском Доме Искусств - образовали группу «Серапионовы братья» (по названию кружка
друзей в одноименном романе Э. Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К. Федин, Н. Тихонов, М.
Зощенко, В.Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский. Атмосфера была дружественной. «В комнате
Слонимского каждую субботу собирались мы в полном составе и сидели до глубокой ночи, слушая
чтение какого-нибудь нового рассказа или стихов, и споря о достоинствах или пороках
прочитанного, - вспоминал К. Федин.- Мы были разные. Наша работа была непрерывной борьбой в
условиях дружбы».
«Серапионы» уделяли большое внимание многообразию творческих подходов к теме,
занимательности сюжетостроения
Пролеткульт. Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла, как говорили
тогда, пролетарская литература. Пролеткульт - это культурно-просветительные организации, студии
литераторов, художников, актёров. Наиболее активную деятельность в первые годы революции
развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до
Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности
пролетариата, создание новой пролетарской культуры.
Запись в тетрадь общих положений периодизации
Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых
отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.В
периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-
идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века
определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все
сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы,
начавшиеся еще на рубеже веков.
Второй период 1917 начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на
два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-
политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала
относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений,
литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые,
рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и
социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К
концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать
литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.
Третий период 1930-е первая половина 1950-х годов – отмечен утверждением административно-
командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством
социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской
литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую
(не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).
Вторая половина 1950-х первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся
кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика
ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и
проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.
Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной
перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной
отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений,
направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое
сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.
Подведение итогов урока. Вопросы для закрепления материала.
1.Что ассоциировалось с движением истории или человеческой жизни?
А. воспитательная роль искусства
Б. движение киноленты
В. «победа образа над смыслом»
Г. отрицание художественной условности
2. Какое авангардное течение было нацелено на поэтический эксперимент и своих программе
представлялось как сторонник «техницизма, математической схемы», игнорирующий национальную
природу искусства?
А. «Цех поэтов»
Б. кубофутуризм
В. имажинизм
Г. конструктивизм
3. Какая группа молодых писателей взяла название кружка друзей в одноименном романе Э.
Гофмана?
А. «Серапионовы братья»
Б. «Цех поэтов»
В. «Кузница»
Г. «Звучащая раковина»
4. Литература какого периода имеет общие черты с литературой революционных лет?(Новейший
период, конец 20 века)
Рефлексия