Конспект урока "Оятская роспись" 3 класс


Урок: Оятская роспись.
Учитель ИЗО высшей категории- Раменская Александра
Владиславовна.
Цель: ознакомление с оятской росписью.
Задачи: ознакомление с произведениями и историей развития оятской
росписи, с особенностями узора; формирование умений выполнять элементы
росписи; развитие воображения, художественного вкуса; воспитание
уважения к произведениям народных мастеров.
Оборудование:
- для учителя:
изделия оятских мастеров, фотографии, образцы работ, презентация
«Оятская роспись».
-для учащихся:
лист бумаги, краски гуашь, кисти, палитра.
Ход урока.
1. Организация класса.
Приветствие класса.
Проверка готовности к уроку.
2. Постановка темы урока. (1 слайд)
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к народным мастерам,
познакомимся с росписью оятской керамики. Побудем в роли подмастерьев
и распишем, соблюдая традиции оятских мастеров, шаблон оятской
керамики.
3. Вводная беседа. ( слайд - Карта Ленинградской области)
Совершив виртуальное перемещение в пространстве, преодолев около 300
км, из Санкт-Петербурга мы оказались в селе Алеховщина. (Слайд карта
Алеховщины)
Селение Алеховщина стоит на берегу реки Оять. ( Слайд – река Оять )
Река Оять протекает по Вепсовской возвышенности.
Давным-давно эти края населял народ – вепсы. Вепсы жили на берегах реки
Оять, и дали название возвышенности, на которой река начинается. Да и
название « оять» переводится с вепсского очень трогательно - «ручеек».
Река Оять с не простым характером, извилистая, то широкая, то
превращается в ручеек, то мощная, как водопад, то равнинная и приветливая.
Но всегда поражает своей красотой.
В этих местах провел свое детство известный русский художник Василий
Дмитриевич Поленов. Конечно, он был вдохновлен живописностью реки
Оять и окружающей ее природой и запечатлел ее красоту на своих полотнах.
( Слайд В.Д.Поленов)
Побережье реки Оять издавна славилось богатыми залежами экологически
чистой красной глины. И древние вепсы использовали ее для изготовления
посуды, игрушек, и в строительстве. Так и зародилось на этой земле
гончарное дело в 18 веке.
Теперь и флаг Алеховщины отражает древний народный промысел, который
стал известен во всем мире. ( Слайд 6 )
- Кто изображен в центре флага?
- Гончар – мастер, создающий глиняную посуду, путем вращения гончарного
круга.
- Ствол какого дерева напоминают нам боковинки флага?
- Да, березы, она наделяла вепсов жизненной силой и обладает лечебными
свойствами.
Фон флага голубой ( цвет лазури ) означает – честь, верность,
символизирует реку Оять.
Черный цвет символ мудрости, честности, скромности.
Желтый ( золото ) символ божественного сияния, солнечного света,
прочности.
Белый цвет (серебро ) – правдивость, благородство, надежду.
Цвета флага вепсы взяли из палитры оятской росписи.
4. Знакомство с изделиями Оятской керамики. ( слайд 7-8 )
Здесь вы видите изделия Оятской керамики.
- Что же такое керамика?
Слово « керамика» происходит от древнегреческого слова «керамос» т.е.
глина.
-Вы уже догадались почему керамика называется оятской?
Свое название керамика получила от названия реки Оять.
Давайте проследим путь создания горшочка из глины.
Занимались гончарным делом в свободное время, чаще всего зимой. Лепили
все: горшки, миски, чашки, масляники, кашники, крынки, рукомои и
игрушки.
Причем в изготовлении оятской керамики была задействована вся семья:
женщины месили глину, мужчины занимались формовкой, т.е. вращением
гончарного круга ногами мастер руками вытягивает стенки сосуда и придет
ему нужную форму, и прокаливали в печи для прочности. Затем покрывали
глазурью для блеска и обжигали. Все изделия обжигаются в муфельных
печах при температуре до 1100 градусов. А дети лепили мелкие детали к
изделиям и помогали расписывать.
Все изделия выполняются вручную и хранят в себе тепло рук оятских
мастеров.
В былые времена местные гончары на больших лодках доставляли
знаменитую оятскую керамику в Санкт-Петербург. Речные караваны
состояли порой до 30 лодок. Продавалась оятская керамика на Невском
проспекте около Аничкова моста. В 19 веке она была почти в каждой
Петербургской семье.
5. Поиск изделий оятской керамики.
Диво – дивное посуда –
Миски, вазы и горшки.
Кто такое сделал чудо?
Ты пойди – ка поищи!
Далеко ходить не будем,
Знаем точно мы о том,
Что такое делать чудо
Могут в области родной.
- Подходите, не стесняйтесь,
И Ояти удивляйтесь!
Выбирай себе горшочек,
Будешь весел, ты, дружочек!
- Сумеете, ли вы определить оятскую керамику. Кто хочет попробовать?
Выбирайте, а мы поглядим.
(Дети выбирают изделия оятской керамики из представленных образцов).
6. Этапы изготовления оятской керамики. ( Слайд 9 )
На Ояти роют глину,
Мягкую, пластичную.
Чтобы сделать нам посуду,
Очень симпатичную.
Не сидит гончар без дела –
Лепит он посуду смело.
А на ней такой узор,
Отвести не в силах взор.
- Какая форма у оятской керамики?
- У нее округлая, приземистая форма.
Узоры состоят из простых геометрических и природных элементов.
Изображения наносятся ярусами – на ободке, на горлышке, на широкой
части тулова разными способами: при помощи штампа или палочки.
Техника росписи производится с помощью выдавливания из рожка цветной
глины АНГОБЫ. Ангоба – это жидко разведенная глина, смешенная с
природными красителями.
Главные, истинные цвета черный и белый.
У оятской керамики есть тайна, которая спрятана в ее орнаменте.
Каждый элемент о чем-то говорит, в нем скрыт определенный смысл.
- Попробуем разгадать тайну орнамента.
- Какие элементы узора вы видите? Что изображено в орнаменте?
Водичка, изображение в виде змеечки.
Дорога, поясная, по кольцу, оберегает от зла.
. начало начал, всего.
Цветок – вселенная.
Поза лягушки.
- Какие элементы повторяются в этих узорах?
- Чем отличаются эти узоры друг от друга?
- Что общего мы можем увидеть в этих узорах?
Узоры в орнаменте повторяются, чередуются – это называется ритмом.
Все эти элементы символы народные мастера изображают для того, чтобы
они зло отгоняли, а добро притягивали.
7. Работа с интерактивной доской.
- Поможем медвежонку выбрать орнамент для его посуды.
8. Физ. минутка.
9. Педагогический рисунок.
Орнамент не нарушает округлости объемов посуды, а помогает выявить ее
пластику, разнообразие форм.
- Проводим две горизонтальные линии на широкой части тулова, между
которыми будем выполнять узор.
10. Самостоятельная работа.
-Сейчас вы в роли подмастерьев, учимся у оятских мастеров, и стараемся
повторить орнамент оятской росписи.
Советы мастера:
- орнамент рисуется сразу кистью
- самые крупные элементы орнамента изображайте на самой выпуклой
поверхности тулова сосуда
- сферическую округлую форму посуды подчеркивай линиями – поясками.
- Решите, какую форму посуды вы выберите.
Продумайте в какой последовательности лучше работать в цвете.
11. Обобщение.
- С какой росписью сегодня познакомились?
- Где появилась эта роспись?
- Из чего выполняют изделия?
- Чем расписывают?
- Чем покрывают изделия, чтобы они стали блестящими?
12. Подведение итогов. Рефлексия.
Выставка работ учащихся. Обсуждение работ учащихся.
- Скоро Масленица, а перед Масленицой всегда мастера привозили свои
изделия на ярмарку ( на доске вывеска « Выставка народных промыслов.
Оятская керамика). Вот и мы расставим свои эскизы на полочки.
Пища приготовленная в глиняной посуде, очень вкусна и полезна, не
пригорает, сохраняет витамины. Пироги, хранящиеся в ней долгое время не
черствеют, а также молочные продукты дольше остаются свежими.
Работа по рефлексивным вопросам.
13. Уборка рабочего места.