План-конспект урока "Декоративный орнамент. Буквица" 6 класс скачать


План-конспект урока "Декоративный орнамент. Буквица" 6 класс

1
МОУ Брызгаловская СОШ
План-конспект урока ИЗО в 6 классе
по теме:
«Декоративный орнамент.
Буквица»
Учитель ИЗО
Жмурина С.Н.
2
Вид занятия: декоративное рисование.
Цель: создание условий для формирования творческого восприятия мира,
творческого подхода к работе, развития общей эрудиции и кругозора.
Задачи:
Развитие графических умений и навыков;
Воспитанник коллективистских качеств, взаимной вежливости,
дисциплины, аккуратности, самостоятельности;
Дать сведения об истории письменности, рукописных книг,
книгопечатанья, каллиграфии и принципах образования шрифта.
Оборудование: Для учителя – таблицы, музыкальное сопровождение.
Для учащихся – альбом, фломастеры, линейка, карандаши.
Зрительный ряд: Образцы шрифтов, детские работы по заданию, образцы
рисованных букв.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
1. Организация класса. Проверка готовности к уроку.
2. Игра «Загадывание загадок» 1-2-3-1 ряду. «Мозговой штурм». По
итогам – победители.
3. Историческая справка о письменности. 4 сообщения.
4. Работа над заданием.
5. Практическая работа. (музыкальное сопровождение)
6. Домашнее задание.
7. Просмотр работ. Итог урока.
3
Ход урока.
1. Проверка наличия инструментов, необходимых для работы.
2. Вам дано было (домашнее) задание: найти загадки о письме, буквах,
книгах.
Проводим игру: первый ряд задаёт загадку второму ряду, второй
третьему, третий – первому.
3. Письменность, как и звуковая речь, это средство общения между
людьми. Она служит для передачи информации на расстоянии и во
времени. Письменность является частью общей культуры. История
развития письменности знает 4 основных вида письма (см.
приложение):
Пиктографическое
Идеографическое
Слоговое
Буквенно-звуковое
Палеография – наука, изучающая историю письменности. (сообщение
учащегося)
Каллиграфия – искусство написания декоративного шрифта.
Книга включает несколько основных элементов украшения: обложка,
иллюстрация, буквица, титульный лист и д.р.
Художники украшают книгу орнаментами, вязью (орнаментом из
букв), изображениями и декоративными элементами. Старинные книги
часто украшались декоративными элементами и буквицами,
придуманными и нарисованными от руки. В рисунках использовались
растительные и животные элементы. Внешний вид этих букв сразу
создавал определённое настроение читателя, настраивал его на верное
понимание прочитанного.
4. Работа над заданием. Вам необходимо на листе изобразить пословицу
или поговорку с использованием буквицы.
Этапы работы:
Расположить лист (вертикально, горизонтально), разлиновать.
Оставить место для «буквицы», написать текст печатными буквами,
соблюдая правила.
Нарисовать «буквицу», учитывая необходимость её угадывания.
Выполнить в цвете (домашнее задание).
4
5. Физкультурная минутка. Разминка для пальцев.
6. Практическая работа.
7. Подведение итогов: «Экспресс-просмотр» (композиция, стилистика,
декорированность).
5
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пиктографи
́
ческое письмо
́
вид письменности, знаки которой
(пиктограммы) обозначают изображённый ими объект.
Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными
культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др.
Пиктографическое письмо сохранилось у единственного народа наси,
живущего в предгорьях Тибета.
Теоретически, надписи пиктографическим письмом могут быть поняты
людьми, говорящими на разных языках, даже если пиктографические письма
этих языков различны.
Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и
ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют
движение таких систем в сторону идеографических письменностей.
Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также
упрощением и канонизацией начертаний каждого знака. Примеры
пиктографического письма — кодексы индейцев Месоамерики.
Иероглифическое письмо. В иероглифическом письме зачастую трудно
различить исходное изображение, лежащее в его основе. В иероглифах
появляются типичные конструктивные элементы, повторяющиеся в разных
знаках. Вероятно, причиной этого было стремление человека упростить
запись письменного текста, упростить обучение письму. Тем не менее,
иероглифическое письмо по-прежнему сохраняло существенный недостаток:
оно не имело никакой связи с произношением слова. В результате
письменная и устная речь существовали как бы по отдельности. Кроме того,
в языках, для которых характерно изменение формы слова в зависимости от
его синтаксической роли, приходилось дополнять иероглифы специальными
обозначениями для форм слов.
Сло
́
говое письмо
́
(иногда силлаби
́
ческое от фр. syllabe слог) — вид
фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги.
Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный
согласный звук со следующим за ним гласным. В среднем слоговые азбуки
(называемые также силлабариями) насчитывают 80-120 символов. Слоговое
письмо используется в микенском варианте греческого, языке чероки, языке
ваи, креольском языке ндьюка на основе английского (письменность афака),
язык И в Китае, слоговое письмо нюй-шу народа яо, древнефилиппинская
6
письменность алибата. Также во многом слоговым является логографическое
письмо в китайском языке, языке майя, и в клинописи. Иногда их называют
логосиллабические языки.
Фонетическое письмо «пиши, как слышишь». Существует заблуждение,
что писать так очень легко, но на самом деле для этого надо освоить
транскрипцию. Все говорят, да и слышат тоже, очень по-разному.
Попробуйте узнать вот это слово: псайш. А ведь именно так (в беглой речи!)
мы произносим представляешь.
Но даже если все научатся записывать звучащую речь, проблема договора о
единообразии всё равно останется: можно написать здраствуйте, можно
здрассьте или драсьти — какой вариант выбрать «для всех»? У белорусов,
например, принято фонетическое письмо, но не надо им завидовать! Без
орфографии всё равно не обойтись: всем одинаково приходится писать
старажытны (древний), вадаспад (водопад). В русской орфографии тоже есть
фонетические написания, но таких правил немного.