Конспект урока "Древнерусская литература в истории" 6 класс


Медведевой Т.А.
6кл.
Тема: «Древнерусская литература в истории»»
Ход урока:
I Оргмомент.
II Проверка домашнего задания. Стр.50-54 читать, стр.52 вопросы устно,
стр. 54, вопросы 1-3,устно кроме вопроса 3. письменно , прочтение в классе.
Начало с презентации. Кто такой Нестор?
1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной
книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет».
Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской
литературы.
Продолжение презентации. Рассказ учителя о Мудрость Ярослава
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы
книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по
их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в
Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии премудрости
божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав
объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской.
2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами
наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?
3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы
понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на
древнерусском языке и тот же текст в пересказе.
Рассказ учителя о Вл. Мономахе + презентация.
«XI век. Половцы продолжают наступать на Русь. Русские князья ссорятся, превращая
ссоры в разорительные войны… Умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого
князь Всеволод. На престол вступает его сын Владимир Мономах. Он снискал преданную
любовь к себе, уважение современников и потомков, им написано «Поучение» сыновьям.
Из него мы узнаем, что князь Владимир совершил много походов.
По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным
сыном, в молодости смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома,
почтительным к родителям. В знак особой любви назвали его Мономахом (т. е.
достойнейшим из внуков).
В зрелых летах он был добрым государем в наследном владении своем, умным
советником князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем
врагов отечества. В годы его жизни наконец была достигнута победа над половцами,
заключен с ними самый выгодный мир (этим Русь обязана Мономаху). Когда князь
Святополк умер, жители Киева захотели видеть государем своим только Владимира
Мономаха. Впоследствии он еще раз усмирил половцев, которые поселились на берегах
Днепра и получили название каракалпаков, старался улучшать законы, окружил
каменными стенами древние города, закладывал новые (г. Владимир), но, чтобы понять
особенности характера и нравственные устои Мономаха, нужно прочитать его духовное
завещание, наставление сыновьям…»
1. В чем смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам
необходимыми и сегодня? Как вы понимаете советы: «не давайте отрокам
причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и
накормите просящего», «убогих не забывайте»?
2. Как должно звучать это произведение? Прочитайте его выразительно,
отметьте особенности стиля.
3. Попробуйте сами составить небольшое поучение младшим брату,
сестре или другу, использовав некоторые слова из «Поучения», например:
«приветить», «молвить», «почет» и др. (предварительно объясните
их).Проверка –чтение вслух.
III Наставление тверского епископа Семена. Слова на доске: Тиун —
приказчик, управитель, управляющий хозяйством.
Мзда — плата, взятка.
Константин, князь полоцкий, прозванный Безруким, желая ш что-то укорить у себя на пиру тиуна
1
своего,
1
сказал при всех епископу:
Владыко, где быть тиуну на том свете?
Епископ Семен отвечал:
Где и князю.
Князь же, невзлюбив того, молвил епископу:
Тиун не по правде судит, мзду
1
берет, имущество люде, с торгов продает, мучит, делает все
лихое. А я тут при
И говорит епископ:
Если князь добрый, жалует людей, правду любит, выбирает тиуном или каким другим
начальником мужа добро и богобоязненного, разумного, праведного, делающего все I закону
справедливому и судить умеющего. Тогда и князь пс падает в рай и тиун его будет в раю. Если
же князь христиа не жалеет, сирот не милует и за вдовицу не заступается, т ставит тиуном
или другим начальником человека злого, Бог, не боящегося, закона справедливого не
ведающего и суда непонимающего — только для того, чтобы добывал князю бо гатство, а
людей не щадил. Все равно как бешеного человека дав ему меч, напустить на людей — так и дать
власть лихом} человеку губить людей. Тогда князь — во ад и тиун с ним -во ад!
Вопросы: В чем смысл наставления?
Согласны ли с решением епископа?
Близки ли пословицы «Каков пастух, таково и стадо», «Каков поп, таков и
приход» наставлению Семена?
Какие еще пословицы можно привести на эту тему?
Прочитайте вслух выразительно или перескажите близко к тексту
«Наставление...», подчеркнув его основную мысль.
Может ли наставление епископа Семена пригодиться сегодня?
IV Домашнее задание.
Стр 54-63,вопросы устно.