Конспект урока "Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, еатр, кино в первой половине XIX века" 11 класс


11 класс
Тема: Изобразительное искусство, художественная литература, музыкальная жизнь, театр, кино в первой
половине XIX века.
Дата: 15.03.2012г
Цель урока: сформировать целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой
половине XIX века, о выдающихся деятелях русской культуры этого периода, об их произведениях, о
наиболее значимых исторических памятниках;
Задачи:
обратить внимание учащихся на преемственность культуры, раскрыть исторические условия для ее
развития;
познакомить учащихся с основными наиболее выдающимися и характерными достижениями русской
культуры XIX века;
формировать у учащихся общие понятия о культуре как важной составной части материальной и
духовной жизни общества;
продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за великую культуру России золотого века.
Оборудование: Компьютеры, проектор, Компьютерные презентации, словари, тексты документов, рабочие
карты урока.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
- Развитие культуры в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны,
экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и
техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.
В одном из своих произведений А.И.Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном»,
который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом
крепостного состояния»
Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и
противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура
первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры
называют «золотым веком» культуры России.
План изучения нового материала (на доске)
1.Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX века
2. Литература
3. Музыка
4. Театр
5. Архитектура
6. Живопись
- Во время всего урока вы будете заполнять рабочие карты, поэтому прошу вас быть внимательными во время
моего рассказа и рассказов своих одноклассников. На парте у каждого лежит словарь терминов, которые нам
понадобятся для изучения новой темы.
1. Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX века
- Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была быстрая смена
художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.
(Работа со словарем)
Яркой чертой эпохи стало и усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных
областей культуры – литературы, живописи, музыки.
Работа со схемой (на доске)
В конце XVIII века были заложены основы сентиментализма, который был обращен к чувствам
человека.
Господствующим направлением в русском искусстве начала XIX века был классицизм, который, в
отличие от сентиментализма, был обращен к разуму. Русский классицизм отличался от европейского. Он
был тесно связан с идеями просвещения народа, освобождения угнетенных. А после наполеоновского
нашествия в нем появились мотивы служения государю и Отечеству.
Еще одним направлением в художественной культуре был романтизм. Его отличало
противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни.
В это же время появляется и другое направление – реализм, показывающий действительность в ее
наиболее типичных проявлениях. Одним из течений этого направления стал критический реализм,
произведения, написанные в этом стиле, не только показывали неблагополучные стороны жизни, но и
призывали к переменам.
2. Русская литература
- Первая половина XIX века в русской литературе названа «золотым веком». Пытаясь найти ответы на
вопросы современности, писатели обращались к историческому прошлому страны. Одной из важнейших
общественных проблем литературы этого периода, стала проблема укрепления национального самосознания.
(Компьютерная презентация «Золотой век» русской литературы)
1 слайд – Русские писатели.
2 слайд – Направления в русской литературе.
3 слайд – Портреты писателей (Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Тургенев)
Н.М.Карамзин Представитель сентиментализма, идеализировал сельскую жизнь, взаимоотношения
крестьян и помещиков. Он автор повестей «Бедная Лиза», «Марфа Посадница, или покорение Новгорода»,
а так же большого научного труда «История государства Российского».
В.А.Жуковский С его именем связано появление романтизма в русской литературе. Его произведениям
свойственен мистицизм и мечтательность. Его перу принадлежат баллады «Людмила» и «Светлана».
А.С.Пушкин В начале своего творчества создавал романтические произведения, но позже в его
творчестве наметился переход к реализму. В выдающимися образцами литературы этого направления
стали историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести
Белкина», поэма «медный всадник».
М.Ю.Лермонтов Так же в начале своего творчества работал в романтическом направлении, позже
стал создавать реалистические произведения. Роман «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь основатель русской школы критического реализма. Ярчайшими произведениями этого
художественного направления стали повесть «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души», которые открыли
начало «гоголевского периода» русской литературы.
А.Н.Островский Представитель реалистической школы, в своей драме «Свои люди сочтемся»
раскрывает особенности жизни русского купечества.
И.С.Тургенев В его творчестве центральное место заняла тема крепостной деревни, ее обычаев,
нравов. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника». Здесь он не только
описывает прекрасную русскую природу, но и крепостных крестьян.
Чтение детьми отрывка из «Записок охотника»
Первая половина XIX века стала временем становления современного русского литературного языка,
основанного на традициях народной речи.
3. Музыка
- Вся первая половина XIX века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния
народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучат в творениях
А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, А.Е.Варламова. Но центральное место в русской музыке этого периода
принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке.
Презентация «М.И.Глинка» (Тихонова А, Алексеева К.)
4. Театр
- Русский театр так же переживает быструю смену художественных направлений.
Классицизм с его античными и мифологическими сюжетами начала XIX века сменяет романтизм, в котором
явный акцент делается на переживаниях героев. Представителем театрального романтизма, игра которого
отличалась бурной эмоциональностью, был Павел Степанович Мочалов.
С развитием реалистического направления на сценах театров появились произведения Пушкина, Грибоедова,
Гоголя, Островского. С этим периодом в русском театре связано имена великих актеров Михаила Семеновича
Щепкина и Александра Евстафьевича Мартынова.
Самыми крупными театрами России того времени были Александринский театр в Петербурге и Петровский
театр в Москве, который в 1824 году был разделен на Большой и Малый.
5. Живопись.
- В 1825 году в культурной жизни России произошло знаменательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где
были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный
художественный музей.
Русская живопись первой половины XIX века так же переживает смену направлений. Классицизм, крупнейшими
представителями которого были Карл Павлович Брюллов и Александр Андреевич Иванов, уступает место
романтизму (портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин).
Основоположником критического реализма в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов.
В начале XIX века произошло рождение нового бытового жанра, которое связано с творчеством Алексея
Гавриловича Венецианова. Он стал основоположником так называемой «венециановской школы»
Компьютерная экскурсия «Русские художники первой половины XIX века»
88888888888888888
II. Работа по группам
I Работа с компьютерами
II Работа с документами.
Завершение работы в рабочих картах.
III. Рефлексия
Игра «Умная игрушка» Передавая игрушку из рук в руки, вы должны назвать: 1) имя деятеля русской
культуры;
2) название направления, стиля или жанра, свойственного культуре России этого периода.
IV. Подведение итогов.
- Первая половина XIX века вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Ее
отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная
взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых
произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской
народной культуры. Все это делало художественную культуру России разнообразной и многозвучной, вело к
возрастанию ее влияния на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов простых людей.
Приложение 1.
Технологическая карта урока
Тема: Художественная культура первой половины XIX века.
I. Особенности развития художественной культуры в первой половине XIX века.
1. Перечислить направления в русском искусстве в первой половине XIX века.
а)_____________________ б)_____________________ в)______________________
г)_____________________ д)_____________________
II. Литература
1. Главная общественная проблема литературы «золотого века»
_________________________________________________________________________
2. Заполнить таблицу
Направление
Писатель
Произведения
1. авангардизм
2. экзистенциализм
3. социальная антиутопия
4. критический реализм
5. реализм
III. Музыка
1. Знаменитые композиторы
а) ______________________ б)______________________ в)______________________
IV. Театр
1. Перечислить знаменитых театральных деятелей первой половины XIX века.
а) _____________________ б)_____________________ в)_____________________
V. Архитектура
1. Перечислить характерные черты стиля «ампир»
а)___________________________ б)___________________________
в)___________________________ г)___________________________
2. Заполнить таблицу
Архитектор
Город
VI. Работа по учебнику
1.Прочитать материал на с. 106-107 и ответить на вопросы № 9 и № 10 (с.109)
№ 9__________________________________________________________________________
№ 10_________________________________________________________________________
2. Прочитать текст документа (с.110) и ответить на вопрос № 2
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________
VII. Живопись
Работа с компьютером. Заполните таблицу
Русские художники
Годы жизни
Произведения
Приложение 2.
Словарь
Ампир разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при императоре Наполеоне (ампир -
в переводе: империя)
Классицизм европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное
(древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.
Критический реализм ветвь реалистического искусства XIX-XX веков, в которой преобладало критическое
отношение к изображаемой реальности.
Национальное самосознание осознание представителями народа своего единства, права на независимость
и свободу.
Реализм направление в искусстве, ставящее перед собой задачу дать наиболее полное, правдивое
отражение действительности.
Романтизм идейное и художественное направление, характеризующееся исключительностью героев,
страстей, обстоятельств; мироощущение, которому свойственна идеализация действительности,
мечтательность.
Сентиментализм течение в литературе и искусстве, объявившее доминантой «человеческой природы» не
разум, а чувство; путь к идеальной личности искал в совершенствовании чувств.
Художественная культура совокупность произведений, созданных мастерами художественного творчества:
литераторами, музыкантами, художниками, архитекторами, скульпторами.
Художественный стиль совокупность признаков, характеризующих искусство определенного направления.
Приложение 3.
ДОКУМЕНТ № 1
Н. М. КАРАМЗИН
ИЗ СТАТЬИ «О СЛУЧАЯХ И ХАРАКТЕРАХ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ
ХУДОЖЕСТВ»
...Тени предков наших, хотевших лучше погибнуть, нежели принять цепи от могольских варваров, ожидают
монументов нашей благодарности на месте, обагренном их кровию. Может ли искусство и мрамор найти для себя
лучшее употребление? Пусть в разных местах России свидетельствуют они о величии древних сынов ее! Не в одних
столицах заключен патриотизм; не одни столицы должны быть сферою благословенных действий художества. Во всех
обширных странах российских надобно питать любовь к отечеству и чувство народное. Пусть в залах петербургской
Академии художеств видим свою историю в картинах; но в Владимире и в Киеве хочу видеть памятники геройской
жертвы, которою их жители прославили себя в тринадцатом веке. В Нижнем Новгороде глаза мои ищут статуи Минина,
который, положив одну руку на сердце, указывает другою на Московскую дорогу. Мысль, что в русском отдаленном от
столицы городе дети граждан будут собираться вокруг монумента славы, читать надписи и говорить о делах предков,
радует мое сердце. Мне кажется, что я вижу, как народная гордость и славолюбие возрастают в России с новыми
поколениями!..
Вопросы к документу:
1) Какие «случаи» и «характеры» могут быть, по мнению Н.М.Карамзина, примером для
восхищения?
2) Где должны находиться памятники русской истории?
ИЗ СТАТЬИ «О ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ И НАРОДНОЙ ГОРДОСТИ»
...Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть
сам собою, чтобы сказать: «Я существую морально!» Теперь мы уже имеем столько знаний и вкуса в жизни, что могли
бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? Что там носят, в чем ездят и как убирают домы? Патриот
спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные
для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человеку и народу, который будет всегдашним учеником!
До сего времени Россия беспрестанно возвышалась как в политическом, так и в моральном смысле. Можно сказать,
что Европа год от году нас более уважает, и мы еще в средине нашего славного течения! Наблюдатель везде видит
новые отрасли и развития; видит много плодов, но еще более цвета. Символ наш есть пылкий юноша: сердце его,
полное жизни, любит деятельность; девиз его есть: труды и надежда! Победы очистили нам путь ко благоденствию;
слава есть право на счастие.
Вопрос к документу: Какова основная мысль отрывка из статьи?
ДОКУМЕНТ №2
Историческое и художественное значение творчества Глинки является основным, капитальным для истории русской
музыки и может быть приравнено лишь к значению Пушкина для нашей литературы. Последний, однако, имел крупных
предшественников вроде Державина, Карамзина, Батюшкова, Жуковского, тогда как Глинке почти все приходилось
создавать силою своего гения. Псевдонациональные романсы и оперы наших композиторов-дилетантов и
ремесленников конца XVIII в. и начала XIX в. по примитивности формы и техники и наивности музыкального
содержания ничего не могли дать Глинке, могучему мастеру музыкальной характеристики, гениально непринужденному
технику, яркому и богатому колористу, поражающему классической простотой и удивительной новизной и свежестью
творчества в одно и то же время. На место условного национального стиля своих предшественников, выражавшегося в
полуитальянском-полурусском складе мелодии, поддерживаемой нехитрым сопровождением и самой элементарной
гармонизацией итальянско-европейского характера, Глинка дал образчики удивительного по новизне, гениального
прозрения в сокровеннейшую глубь народного творчества, вроде хоров «Разливалася» и «Славься» в «Жизни за Царя»,
многих мест «Руслана», «Камаринской» и т. д. В Глинке, как и в Пушкине, мы находим гармоническое слияние
национального начала с общечеловеческим и европейским.
Статья проф. С. К. Булича «Глинка» из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (1911
1916).
Вопрос к документу: В чем автор статьи видит особенности творчества М.И.Глинки?
ДОКУМЕНТ № 3
…Творчество Островского оставалось постоянно художественным быто-писательством, т. е. глубоким
проникновением в главные основы народной жизни и воспроизведением ее с одной стороны посредством
изображения нравов той или другой среды общества, с другой посредством создания типов, именно типов, а не
отдельных индивидуальностей. С этой точки зрения чаще всего напрашивается на ум, при чтении произведений
Островского, сравнение с Мольером. В «Свои люди-сочтемся» Островский взял предметом своего изображения
только купеческую среду, но как в Гоголевском «Ревизоре» картина исключительно чиновничьего общества, при
кажущейся узкости и определенности рамки, раздвинулась гораздо шире и пустила корни гораздо глубже, так и в
«Свои люди — сочтемся» за картиной отдельного слоя русского общества виднеется целый мир, из которого
произошел этот слой и откуда он получает свое питание.
Островский создал целую галерею типов, представляющих любопытные данные для изучения склада нашего
общества и в тоже время остающихся типами, в большинстве случаев, общечеловеческими. Совершил все это
Островский благодаря чисто художественному миросозерцанию, выразившемуся в объективном, доходившем до
крайних пределов беспристрастия, но вместе с тем глубоко-гуманном отношении к людям, — изумительному знанию
русской жизни, соединению неистощимого комизма, вернее — юмора (напр. в «Женитьбе Бальзаминова») с
потрясающим трагизмом (Напр. в «Грозе»), наконец, благодаря необычному, можно сказать гениальному чутью ( не
говоря уже о знании), черпавшему драгоценнейшие жемчужины из сокровищницы народного языка.
Статья российского поэта П. И. Вейберга «Островский» из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»
(1890 1907).
Вопросы к документу:
1) Какова основная характерная черта творчества Н.А.Островского?
2) Благодаря каким качествам писателя его творчество всегда было таким интересным?
Из воспоминаний актера и писателя И.Ф.Горбунова. 1849г.
…С появлением на сцене комедии Островского «Не в свои сани не садись» на московской сцене начинается новая
эра. Я был на первом представлении этой комедии. Она была дана в бенефис Косицкой. Взвился занавес, и со
сцены послышались новые слова, новый язык, до того неслыханный со сцены; появились живые люди из замкнутого
купеческого мира, люди, на которых или плевал с высоты своего невежества петербургский драматург Григорьев «со
товарищи», заставляя их говорить несуществующим, сочиненным, дурацким языком, или изображал их такими
приторными патриотами, что тошно было смотреть.
Вопрос к документу: Чем творчество А.Н,Островского отличалось от работ его предшественников,
описывающих купечески