Презентация "Краеведческий подход в экологическом образовании"

Подписи к слайдам:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г.Перевоза» Тема «Краеведческий подход в экологическом образовании»
  • «Изучая предков, узнаём самих себя,
  • без знания истории
  • мы должны признать себя случайностями,
  • не знающими, как и зачем пришли в мир,
  • как и для чего живём,
  • и к чему мы должны стремиться»
  • В.О. Ключевский
  • Автор: Лисенкова Нина Ивановна
  • учитель биологии
  • МАОУ СШ №2 г.Перевоза
Цель работы
  • Развитие активных личностных природоориентированных интересов, умений и навыков учащихся, через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность в пространстве родной традиционной культуры
  • Задачи
  • Сбор и обработка информации в традициях неразрушающего природопользования местного населения.
  • Педагогическое осмысление и популяризация художественно-промыслового компонента географически конкретной традиционной культуры как совокупности исторически развивающихся природохозяйственных форм, оптимальных в социоприродном пространстве этой культуры.
  • Создание условий для формирования природоориентированного мироощущения личности ребёнка психолого-диагностическим путём, а именно, через вовлечение ребят в общение с носителями традиционной природоориентированной культуры.
Аннотация
  • Краеведение в школе, воспитывая любовь к отчему краю, вовлекает школьников в практическую деятельность по охране окружающей природной среды во время различных внеклассных мероприятий. Экологическое краеведение помогает учащимся сельских школ глубже и всесторонне подойти к изучению памятников природы и истории, народных традиций своей местности.
  • Краеведение имеет высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природносоциального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи человека и природы. Конкретизация общечеловеческих ценностей на локальном уровне осуществляется в следующих взаимосвязанных направлениях: сохранение природы родного края и здоровья населения, культ предков, национальных традиций по экологически оправданному поведению, семейного уклада жизни. Краеведческий принцип позволяет целостно раскрыть локальные экологические проблемы посредством воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, сформировать качество личности, составляющие основу экологической культуры
  • Эффективность
  • экологического
  • образования и
  • воспитания
  • =
  • Знания
  • +
  • Степень участия
  • школьников в
  • улучшении
  • природного
  • окружения
  • Актуальность традиционной культуры
  • На уровне
  • государства
  • Для этносов
  • Нижегородской
  • области
  • Для
  • гражданина
  • Развитие
  • патриотической
  • и гражданской
  • позиции
  • Решение проблем
  • экологического
  • кризиса
  • Обеспечивает
  • сохранение и
  • самобытность
  • их культуры
  • Самореализует,
  • находит воплощение
  • своих интересов
  • Экологически
  • образованная
  • личность
  • Познавательная
  • активность
  • (знания)
  • Эмоциональное
  • восприятие природы
  • (эстетические
  • чувства)
  • Осмысление
  • традиционной
  • культуры
  • Практическая
  • деятельность
  • в улучшении
  • природного
  • окружения
Контроль за успехами членов кружка и сравнение результатов со знаниями других учеников в школьных предметах, связанных с деятельностью кружка (географии, истории, биологии, ИЗО)
  • Качество уровня знаний участие в экологической деятельности
  • Качество уровня
  • знаний учащихся (обучающихся
  • на «4» и «5»)
Участие в районных олимпиадах по биологии, географии, истории. Формирование у детей положительного эмоционального отношения к природе.
  • В результате анкетирования детей и их родителей удалось установить четыре группы детей по их эмоциональному отношению к природе.
  • 1. Имеющие положительно-эмоциональное отношение к любым объектам природы.
  • 2. Имеющие положительно-эмоциональное отношение только к интересующим их объектам.
  • 3. Имеющие безразличное отношение к объектам природы, не проявляющие особый интерес к ним.
  • 4. С явно выраженным неудовлетворительным отношением к окружающим природным объектам.
  • Год
  • 2003
  • 2004
  • 2005
  • 2006
  • 1
  • 28%
  • 36%
  • 64%
  • 76%
  • 2
  • 22%
  • 30%
  • 25%
  • 15%
  • 3
  • 44%
  • 22%
  • 11%
  • 9%
  • 4
  • 6%
  • 2%
  • 0%
  • 0%
Участие школьников в экологической деятельности (5-9 кл.).
Заключение
  • Этно-экология в качестве комплексного подхода к изучению родного края природы и жизни народа способствует тому, чтобы заинтересовать, вовлечь учащихся в работу по исследованию, сохранению и возрождению природы и культуры своей малой родины.
  • Особенно ценно прямое общение учащихся с носителями конкретной традиционной культуры, «живое» участие в природно-социальном контексте локальной традиционной культуры, где дети получают не только необходимые знания, умения и навыки по изучению традиционного экологического компонента, но показывает его культурное и экологическое значение.
  • Многолетняя краеведческая работа с учащимися в целях их экологического образования помогла мне разработать свою методику экспедиционного сбора информации по различным природосберегающим фольклорно-этноэкологическим аспектам традиционной культуры родного края.
  • Дальнейшую работу в этом направлении представляю в систематизации результатов материалов исследовательских этно-экологических проектов внутри района, создании карты этно-экологических троп Перевозского района, сборе материала для книги о фольклорно-мифологических природных объектах мира дикой природы и мира человека.
Литература
  • 1) Борейко, В.Е. Использование народных традиций и поверий в охране природы. // Неформальное экологическое образование детей. – Киев – Нижний Новгород: Просвещение, 1994. – с. 85-90.
  • 2) Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В. Добрецова. – М.: Агропромиздат, 1988. – 239 с.
  • 3) Козлов, Ю.Ф. Быт и нравы России. Очерки из истории государства Российского / Ю.Ф. Козлов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 560 с.
  • 4) Семёнова, М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия / Мария Семёнова. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 560 с.
  • 5) Экологическое образование школьников: (Сборник программ по экологии) / Сост.Л.Н. Шилова, И.М. Швец. – Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993. – 198 с.
  • 6) Этноэкология:Сборник материалов / Под ред. О.А. Захаровой. – М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. – 140 с.