Конспект урока "Изготовление декоративной плитки"

Тема урока: Изготовление декоративной плитки. Русский изразец – это
самобытное декоративное искусство.
Тип урока: Комбинированный.
Цель: Формировать технологические и художественные знания, умения и
навыки работы при изготовлении декоративной плитки; развить двигательную
функцию рук;
Воспитать творчески активные личности.
Задачи: Ознакомить обучающихся с русскими изразцами и технологией их
изготовления;
создать условие для развития представления о керамике как о народном
творчестве;
создать условие для развития двигательной функции рук;
создать условие для воспитания уважительного отношения к творчеству
мастеров керамики.
Оборудование: Мультимедийный проектор, образцы декоративных плиток.
Материал: Красная глина, шамот, глей.
Музыкальный ряд: Русские народные мотивы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний домашнего задания.
2.1 Фронтальный опрос. Материалы для декоративной лепки и оборудование
керамической мастерской.
2.2 Сообщения обучающихся по темам «Школа лепки из глины» и
«Технология лепки из глины».
3. Ознакомление с новым материалом по плану:
Сообщение темы урока.
Слайд 1 Тема сегодняшнего урока «Изготовление декоративной плитки».
Эта тема рассчитана на 4 часа.
Задачи урока:
1. Ознакомиться с русскими изразцами;
2. Ознакомиться с технологией изготовления изразцов;
3. Изготовить декоративную плитку, модель изразца;
Слайд 2 Вопросы на которые должны ответить обучаемые в ходе
ознакомления с новым материалом:
2
1. Что такое изразец?
2. Виды изразцов.
3. Сюжеты и мотивы изразцов.
4. Область применения изразцов.
5. Технология изготовления декоративной плитки.
6. Способ лепки декоративной плитки.
Показ слайдов, сопровождаемый рассказом.
Слайд 3 Русский изразец – это самобытное декоративное искусство.
Русским изразцам примерно тысяча лет. Сменились поколения, правители,
социальные строи, но по – прежнему опытные гончары обжигают в горнах и
печах глиняные плитки, раскрашенные и разрисованные с одной стороны.
Изразец от слова резать, так как изначально формы вырезались из
древесины, сейчас делают модель плитки, а форму льют из гипса.
Искусство архитектурной керамики пришло к нам из Византии и государств
Балканского полуострова. Пришло вместе с обрядами христианской религии
и традициями церковной живописи. Однако очень скоро после принятия
новой религии соборы в Киеве, Новгороде и других городах стали возводить
на свой отечественный вкус и манер. И точно также быстро приняла чисто
русское обличье декоративная плитка. Эта самобытность по наследству
изразцам и сохранилась ими вплоть до начала 20 столетия.
Слайд 4 Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт,
традиции и вкусы народа, было создано в большинстве своем безымянными
народными мастерами резьбы по дереву, гончарами и живописцами,
выходцами из ремесленной части населения в небольших гончарных
мастерских, разбросанных по всей территории Русского государства.
Слайд 5 Изразцы делятся на виды. Первый терракотовый – он на покрытии
не раскрашен ни глазурями, ни эмалями. Это первый вид, который
изготавливали на Руси. Второй – муравленый (от слова трава – мурава), он
покрывался глазурью зеленого цвета. Третий – многоцветный, он
расписывался цветными эмалями. Четвертый – это голландский кафель. Это
самый молодой вид изразцов. Царь Петр, решивший обустроить Русское
государство на западный манер, привез голландских мастеров и технологию
голландских кафелей. Технология осталась, а вот изображать на кафеле
стали мотивы и орнаменты гжельских мастеров.
Слайд 6 Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из
окружающей их жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий и смежных
отраслей прикладного искусства: резьбы по дереву, белому камню,
народных мотивов вышивки и кружев.
Слайд 7-9 Изразцы с геометрическим орнаментом чаще всего изображали
знаки и символы до христианского периода.
Слайд 10-13 Изразцы с растительным орнаментам. Прошу обратить
внимание на обопщеность форм, на символичность изображений.
Слайд 14-15 Изразцы по мотиву «зверь», изображаются не только животные
целиком , но и их головы.
3
Слайд 16-18 Изразцы по мотиву «птица» обычно дополняются растительными
орнаментами.
Слайд 19-23 Зооморфные и мифологические мотивы. Здесь мы видим существ
из легенд и преданий, таких как единороги , лавы (их никогда не видели
простые ремесленники) фениксов.
Слайд 24-27 Изразцы с изображением быта. Так как изразцы были символами
богатства и знатности, то чаще изображали иноземные сцены быта, сцены
охоты.
Слайд 28 Религиозного содержания объясняются тем что изразец пришел к
нам вместе с религией, с нашей верой. И первыми изразцами украшали храмы.
Слайд 29-32 Композиции из изразцов могли сочетать все мотивы и орнаменты,
все виды изразцов. Старые печи можно было читать, как книги. На изразцах
были и пословицы и поговорки, и выписки из Библии.
Слайд 33 – 35 Гжельские мотивы изображали на голландском кафеле..
Физ. минутка:
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
Слайд 36 Изразцы пришли к нам с архитектурой. Они своим нарядным
многоцветьем свидетельствовали о богатстве и могуществе русских князей и
царей.
Слайд 37 Сотни тысяч изразцов украсили собор Василия Блаженного. Его
построили в честь взятия Казани. Этот собор – чудо архитектурного искусства.
Слайд 38 – 42 Постепенно изразцы перебрались в интерьер. Ими украшали
печи и камины знатных дворян и купцов.
В настоящее время изразцы широко востребованы, несмотря на свою
тысячелетнюю историю. Ими украшают не только печи и камины, но и деловые
офисы.
Слайд 43 «Народ… выбирает, сохраняет и несет, шлифуя на протяжении
многих десятилетий, только самое ценное и гениальное» искусствовед Калинин
П.И.
Слайд 44 Технологический процесс производства изразцов - это процесс
ручного производства, в проведении всех этапов работ требует соблюдения
максимальной аккуратности, точности и высокой культуры. В изготовлении
изразцов каждое изделие уникально, никогда не бывает их тиражей.
Технологический процесс производства изразцов очень сложный, его
выполняют различные мастера модельщики, художники, литейщики,
глазировщики. Стадии технологического процесса включают в себя:
. изготовление модели;
. снятие формы и последующая ее заливка глиной;
. высушивание, промывание, зачистка и подгон между собой изразцов;
. роспись изразцов;
4
. глазирование;
. обжиг.
Работа художника модельщика является одной из самых интересных –
каждый изразец он наполняет определенным смыслом, стилем, сюжетом.
Глазурь на изразец наносят ручным способом. Обжиг покрытий изразцов
осуществляют в печах при температурах 950 – 1250 С – температура зависит от
вида глины.
Мы с вами сегодня изготовим сами декоративные плитки, модели изразцов.
Слайд 45 Технология изготовления модели:
Подготовим материал (глина должна быть мягкая, однородная, без камешков и
не прилипать к рукам).
Слайд 46 Изготовим пластину (толщина пластины 8 – 10 мм.)
Слайд 47 Вырежем плитку (плитка может быть квадратной, прямоугольной и
ромбиком)
Слайд 48 Наносим рисунок(не надо в точности копировать рисунок, больше
обобщений)
Слайд 49 Формируем рельеф по рисунку (стараемся как можно лучше
проработать края, можно выдавливать рисунок по контуру)
Слайд50 Уточняем детали (стеками, притираем с водой)
Слайд 51 Модель изразца по мотиву «птица»
4. Практическая работа.
Изготовление декоративной плитки, модели изразца по мотивам «птица»,
«зверь». Для ребят, кто похуже лепит и рисует больше обобщений, меньше
деталей.
Вводный инструктаж правил безопасной и аккуратной работы.
Индивидуальное выполнение модели.
Демонстрация операций учителем по этапам технологического процесса.
Текущий инструктаж в ходе работы
Соблюдение правил безопасной и аккуратной работы;
Соблюдение правильности выполнения трудовых приемов;
Контроль качества.
5. Заключительный инструктаж Подведение итогов урока.
5.1 Коллективное обсуждение и оценка практической части урока.
5.2 Выявление индивидуальных и общих ошибок и недочетов в работе.
5.3 Оценка работы на уроке.
5.4 Тестовая проверка усвоения теоретической части урока.
Слайд 52 Проверка выполнения задач урока.
5
6. Слайд 53 Домашнее задание. Разработать эскиз декоративной плитки с
зооморфным или мифологическим мотивом.
–Ребята вы попробовали изготовить модели изразцов, и некоторых я
попрошу разработать более детальные эскизы 2-3 изразцов.
7. Уборка мастерской.