Проект "Вышивание крестиком"
ВЫШИВАНИЕ КРЕСТИКОМ
Орехова Л.А.
ТОМСК 2015
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
ИМЕНИ А.Ф. ЛЕБЕДЕВА Г. ТОМСКА
Оглавление.
Пояснительная записка………………стр.2
Обоснование темы……………………стр. 3
Выявление традиций и тенденций…стр. 4-6
Банк идей и предложений……………стр7
Технология выполнения……………..стр.8-13
Готовое изделие………………………стр.14
Экономическое и экологическое
обоснования темы……………………стр.15
Техника безопасности……………….стр.16
Литература…………………………….стр.17
Пояснительная записка.
Ручная вышивка не только древнее женское рукоделие, но и в большей
степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.
Хорошая мастерица сродни художнику, использующему все многообразие
своей палитры.
Долгое время вышивкой украшали одежду, головные уборы, постельное и
столовое белье. Сейчас все большую популярность приобретает создание
вышитых картин: натюрмортов, пейзажей, портретов. Поэтому для себя я
выбрала вышивку крестом.
Я считаю, что секреты мастерства старших поколений не должны уйти
вместе с ними. Их нужно сохранять, развивать и приумножать.
История вышивки насчитывает не одно тысячелетие. И испокон веков
вышивка является одним из наиболее доступных видов рукоделия, не
имеющего географических и временных границ. Возникнув в древности,
вышивка развивалась во многих направлениях, отвечая традициям
конкретного народа и его истории, подтверждением этому являются
различные археологические находки в Египте, на территории современной
России, Европы и т.д. Как вид декоративно-прикладного искусства вышивка
применялась не только в качестве сильнейшего оберега, но и несла в себе и
смысловую нагрузку, рассказывая, откуда родом человек, о его социальном
статусе. Единство стилей и методов вышивки заключается как в магической
силе, приписываемой узорам, так и в доступности и эстетической красоте
этого вида рукоделия. Меняются материалы (от костяной иглы и жил
животных до современных игл с золотым покрытием и суперсовременных
ниток во всем их разнообразии), развиваются новые техники, но традиции
сохраняются, преумножаются и передаются из поколения в поколение. В
настоящее время вышивка украшает не только предметы быта и одежду,
наиболее модным направлением стало вышивание картин.
Обоснование темы.
Я выбрала эту тему для своего творческого проекта, потому
что считаю, что вышивка «крестом» наиболее популярна и
распространена в наше время. Её легко выполнить на любой
ткани, отсчитывая определённое число нитей.
Вышитые крестом картины смотрятся очень красиво,
оригинально, они очень красиво вписываются в домашний
интерьер. Вышивание крестом позволяет выразить свою
индивидуальность.
Выявление традиций и тенденций.
Вышивка крестом
термин, относящийся как к виду вышивки, так и к типу стежка.
Тип стежка по форме напоминает крест(Х), может быть
выполнен различными способами, однако все стежки(верхние и
нижние) должны выполняться одинаково на протяжении всей
работы. Вид вышивки подразумевает и крест в качестве
основного элемента, и другие виды стежков: половинные стежки,
стежок ¼, стежок ¾, французский узелок, шов «назад и иголку».
Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-
прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и
поселений, свидетельства летописцев и путешественников
позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо
людям далёкого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду
человека и изделия домашнего обихода. Но узнать, кто и когда
впервые догадался передать узорным мотивом красоту
окружающего мира, свои переживания и ощущения, мы никогда
не сможем. Наука лишена возможности точно определить время
возникновения этого искусства из-за недолговечности ткани и
ниток.
Вышиванием занимались всегда исключительно женщины.
Для матери и хозяйки – это был наиболее доступный вид
прикладного творчества, в котором сочетались эстетические
потребности, жажда творческой деятельности с пользой для
семьи и дома.
Материалом для вышивки в разное время служили жилы
животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли,
хлопка, шёлка, волос, а также жемчуг и драгоценные камни,
бусы и бисер, блёстки, ракушки, золотые и медные бляжки,
монеты.
Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким
образом, всегда отражала художественные вкусы и
представления, выявляла национальное своеобразие и
мастерство каждого народа.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем
бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и
усовершенствованию все новых и новых способов шитья и
вышивания.
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной
вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве
жилища, одежды и различных предметов обихода.
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней,
относятся к VI – V векам да нашей эры. Они выполнены в
Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом,
золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не
только одежду, но и ковры, и декоративные панно с
изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая
оказали значительное влияние на вышивальное искусство
Японии.
Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в
Андреевском монастыре, сестрой Владимира Мономаха, где
молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком,
золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий
руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты
на одеждах вельмож, зажиточных слоёв городского и сельского
населения, в оформлении культового убранства. Более скромны
были вышивки в народном быту.
До конца XVIII века вышивание было занятием любителей,
домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных
промыслов и разнообразных видов ремесла вышивание стало для
многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к
образованию во многих районах страны отдельных центров
вышивального искусства со своеобразными художественными
особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой
и композиционным решением. В XIX – начале XX века вышивка
широко применялась для украшения народного костюма во всех
уголках нашей страны.
Умение вышивать переходило от старших к младшим.
Существуют целые династии, передающие мастерство из
поколения в поколение. В вышитых работах находят отражение
национальные особенности. Искусство вышивания у разных
народностей создало определенные, присущие только им,
традиции узорной вышивки: знаменитые украинские ручники,
белорусские полотенца отличаются от украшенных вышивкой
узбекских и таджикских ковров (сюзане). Разнообразны по
орнаментам и технике исполнения эстонские и латышские
вышивки. В наши дни этот вид декоративно-прикладного
искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок
и завоевывает всё большую популярность. Современная вышивка
отличается строгостью композиционного решения, простой
цветовой гаммой, соответствует требованиям стиля убранства
помещений, покроя одежды. Вышитые изделия оживляют
помещение, являются тем декоративным элементом, который
борется со стандартностью. Вышивка на одежде придаёт
своеобразие самому обычному фасону, выполненному из широко
бытующих тканей массового производства и пошива. Девочка,
умеющая вышивать, может выглядеть оригинально среди
сверстниц, проявив фантазию и отразив в оформлении одежды
свой стиль и вкус. Главное, чтобы вышивка гармонично
сливалась с тканью, моделью и соответствовала возрасту.
Банк идей и предложений.
Технология выполнения.
• ПО ПОДГОТОВКЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не
вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее
место и соблюдать определённые правила труда.
¤ Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять
так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Надо следить за
положением корпуса, не сутулиться и не наклонять низко голову.
Корпус во время работы должен быть наклонён вперед.
Расстояния между глазами и работой не должно превышать 25-30
см. Иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше,
подкладывая под них доску, книгу и т.д. Стул придвигается к
столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
¤ На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и
после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и канва
оставались чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц
нитей.
¤ Большое значение имеет правильная постановка рук во
время работы: левая рука должна находится внизу, правая сверху
пялец.
• ПО УХОДУ ЗА ГОТОВЫМИ ВЕЩАМИ
¤ Вышитая работа должна быть выстиранной, хорошо
отглаженной во влажном состоянии с изнанки
¤ Стирать изделие можно в чуть теплой воде с добавлением
уксуса при полоскании, резких, трущих движений лучше
избегать, не отжимать, а просто завернуть выстиранную работу в
сухое махровое полотенце
¤ Утюжат картину на мягкой подстилке, чтобы она была
рельефной. Лучше всего гладить картину от середины к краям,
чтобы не получалось заломов и сдвижек на ткани основы. После
утюжки работа должна подсохнуть в развёрнутом положении
¤ После того, как работа окончательно готова, её необходимо
вставить в раму. Для этого необходимо запастись фанерой или
плотным картоном по размеру вышитой картины, плотной нитью
толстой иглой стянуть края с изнанки сначала по горизонтали,
потом по вертикали, стараясь натянуть рисунок как можно
плотнее на картон или фанеру, и затем вставьте свою работу в
рамку.
1. Открываем упаковку; проверяем нитки, рисунок.
2. Вставляем нитку в иголку и с верхнего левого угла и
продеваем в низ в правый угол.
3. С правого верхнего угла проводим в нижней левый угол.
4. Дальше следуем по рисунку
5. Когда сделали ряд нужный крестиков, делаем закрепку.
Готовое изделие.
Экономическое и экологическое
обоснование проекта.
Материал
Количество
Цена
Канва
36х45
50
Нитки «мулине разных
цветов»
4
6
Иглы
1 п.
25.50 р.
Круглые пяльцы
1
50 р.
Итого
131.50
Работу вышила на канве нитками мулине. Нитки и ткань из натуральных
волокон. Это экологически чистый продукт. Его производство не наносит
вреда окружающей среде и здоровью человека.
Техника безопасности.
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведенное для них место;
Что нужно сделать во время работы:
быть внимательным к работе;
надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончанию работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице, их количество должно
быть столько сколько было в начале работы;
убрать рабочее место.
Список используемой литературы
Журнал «Вышивка для души» № 6 2009 год;
Иванова М. «Школа рукоделия» 1999 г
Подписное издание «Вышивка крестом»;
Технология - еще материалы к урокам:
- Методический материал "Работа педагога по преодолению подростковой агрессии"
- Методический материал "Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии"
- Контрольно-измерительные материалы уровня сформированности технологической культуры школьника
- Презентация "Как ускорить процесс решения творческих задач" 10 класс
- Проект "Изготовление модели самолета" 5 класс
- Презентация "Блюда из яиц" 5 класс ФГОС