Конспект урока "Счетная гладь"

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
МАСТЕР – КЛАСС
«СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ»
АВТОР: ТУНГУСКОВА Н.М.
УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ
МЕГИОН
2013
2
ТЕМА: СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ
ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С РАЗНООБРАЗНЫМИ ВИДАМИ РУССКОЙ
НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ.
ЗАДАЧА: НАУЧИТЬ ВЫШИВАТЬ СТЕЖКАМИ СЧЕТНАЯ ГЛАДЬ.
3
I ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВЫШИВКИ
Когда? Где? Какая мастерица впервые придумала одну нить вытянуть из
ткани, а другую, совершенно постороннюю, ввести в образовавшееся
прореженное пространство, да не как-нибудь, а с выдумкой, сотворив
замысловатый прозрачный узор? Одно можно сказать - это была талантливая
мастерица. В вышивках душа ее вплетена, а думы ее непростые по ткани
узорами выстланы. И не важно, была ли она поморка или жительница
Франции, важно, что до наших дней сохранилось удивительное искусство
кружевной ажурной вышивки, в которой орнаментальная композиция
творилась с помощью дополнительной сновочной нити, или, как ее ласково
называли, сновки.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и
культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение
совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё
лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными
чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой,
отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов,
совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов
выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому
назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.
Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки XIX века. Вышивка
делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не
имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды,
приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними
обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к
совершеннолетию -15-16 годам - должны были приготовить себе приданое.
Девушка должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на
все случаи жизни, необходимое количество вышитых скатертей, подзоров,
полотенец, которые применялись в быту или служили украшением дома в
праздничные дни, десятки метров холста для изготовления одежды мужу и
детям в течение нескольких лет, вышитых головных уборов, подарков.
Только полотенец в камоде девушки набиралось около ста. На свадьбе
невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед
свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было
свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины - пряли, ткали,
вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали
своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт
4
многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её
украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из
цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности,
отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная,
свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой,
пожилой женщины). Так одежда молодой девушки была более насыщена
цветами, такими как красный, чем пожилой женщины. И чем старше
становилась хозяйка дома, и чем больше у неё было детей, тем меньше цвета
и узора становилось в её костюме.
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень
многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои
характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом
определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным
окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается
от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический
орнамент растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы,
дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба,
круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни, женская фигура и
цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала
приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически
связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы
выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами
легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника,
низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных
швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали
узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор,
крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы,
цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и
цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные
группы: северную и среднерусской полосы. Самые распространённые приёмы
северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё,
выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всего узоры выполнялись
красными нитками по белому фону или белыми по красному.
Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора.
Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы, барса или дерева
вышивались синей, жёлтой и темно- красной шерстью.
Произведения народных, художественных промыслов имеют
неограниченный спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.
5
II ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОЧЕГО МЕСТА ПРИ ВЫШИВАНИИ
Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала
утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать
определённые правила труда.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы
свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить
в специальном мешочке (как это сделала я), инструменты - в коробке, а листы
кальки с узорами - в папке. Надо следить за положение корпуса, не
сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть
несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно
превышать 25 - 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше,
подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы
можно было опираться о его спинку.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы:
левая рука должна находиться внизу, правая - сверху пялец. Выполняя
вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят
острым концом.
6
III ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Огромное значение любая рукодельница должна уделять
принадлежностям, которыми она пользуется. Это и нитки, и ткань, и пяльцы,
и даже ножницы.
Ткани. Вышивать можно по разным тканям полотняного переплетения.
Для этого годятся холст, рогожка, плотная бязь. Предпочтительнее грубые
льняные ткани. Есть специальная ткань -канва, по ней вышивать лучше всего.
Канва бывает однониточная, похожая на сеточку. Бывает двухниточная.
Самая популярная аида. Аида очень удобна для вышивки крестом. Эта
плотная ткань, в которой 3 или 4 тесно сплетенных нити чередуются с
зазорами. Такое расположение нитей по основе и утку создают своеобразную
структуру ткани, имеющей вида полотнища с ячейками, поэтому хорошо
видны места ввода и вывода иглы. Аида выпускается неотбеленная, белая,
окрашенная (светлых и темных тонов) и даже черная. Каждый тип канвы
предпочтителен для того или иного вида вышивки. Качество любой канвы
зависит от её нитей. Они должны быть гладкими, не шероховатыми, чтобы не
мешали при вышивании. Ячейки канвы должны располагаться по вертикали и
горизонтали на одинаковом расстоянии. Я представила несколько видов
канвы. Это Дублин, аида, тэпестри, сульта, Давоса (слева направо):
Иглы. При вышивке крестом следует использовать гобеленовую иглу
длиной до 3-х см с. закругленным концом, который поможет избежать
прокалывания нитей ткани и уже вышитых крестиков. В результате они
получаются одинаковыми и более ровными. Гобеленовые иглы обычно
имеют длинное ушко, в которое легче вставлять многослойные нити.
Толщина иголок с овальным ушком, как правило, увеличивается от острого
конца к тупому. Это позволяет разместить сразу несколько нитей. Иглы же с
круглым ушком имеют одинаковую толщину по всей длине. Игла должна
быть достаточно большая для того, чтобы вы могли перемещать нить сквозь
ткань с минимальным усилием. Это уменьшает трение, а, следовательно,
износ полотна и мулине. На выбор толщины иглы также влияет толщина
ниток, которые Вы используете, а также число количество волокон. Главное
правило - подберите такой размер иглы, чтобы вам было удобно вышивать.
Можно придерживаться следующих соответствий:
7
Плотность канвы
Размер иглы
Число нитей мулине
11
3
14
2
18
2
22
1
Нитки. Сегодня в магазинах продаётся громадное количество ниток,
разных цветов и качества. Кроме отечественных польские, китайские,
индийские и др. они могут быть как низкого, так и вполне приемлемого
качества. Чаще всего для вышивки берут мулине, реже шелк, вискозу, ирис.
Нитки мулине в работе самые лёгкие и удобные. Шелк, вискоза не ложатся
так ровно в стежках, их приходится расправлять и выравнивать. Ирис
пригоден только для некоторых видов вышивки, причём он иногда даже
удобнее в работе, чем мулине. Мулине обычно наматываются в шесть или
одну ниточку. Уже по внешнему виду мотков можно судить о качестве.
Хорошие нитки мулине должны быть равномерно окрашены, должны
обладать блеском. Нитка мулине, отделённая от мотка должна быть ровной
по толщине, без утолщений, не должна лохматиться. Непрочное мулине
может рваться в процессе вышивания - перетираться ушком иглы. Всех
указанных недостатков обычно лишены нитки известных производителей.
Схемы и наборы для вышивания если и не укомплектованы нитками, то
обычно содержат инструкцию, в которой говорится какие нитки и каких
цветов следует использовать. Но бывают случаи когда приходится подобрать
цвета самостоятельно или поменять их, чтобы цвета подходили к интерьеру
помещения.
Пяльцы. Главное требование к пяльцам - чтобы они позволяли
достаточно сильно натянуть и закрепить на них ткань. Этого можно добиться,
намочив предварительно ткань и заправить её в пяльцы. После того как ткань
высохнет, она лучше натянется. При этом конструкция пялец, материал, из
которого они изготовлены, не имеют существенного значения. Могут
использоваться круглые и квадратные, деревянные и пластмассовые. Важно
только чтобы пяльцы подходили под размер заправляемого в него кусочка
ткани. К сожалению, ни у каждой вышивальщицы имеется комплект пялец
разных размеров. Если скатерти и салфетки можно перепяливать (сдвигать
пяльцы), то с вышитыми картинами такое делать не стоит. Может остаться
след на готовой работе. Канву лучше сразу натянуть на деревянную рамку
подходящих размеров и закрепить на ней кнопками. Самые
распространенные пяльцы - это круглые деревянные пяльцы с винтом из
желтого металла.
8
Ножницы. Лучше, когда у вышивальщицы под рукой имеются
несколько видов ножниц, предназначенных для разных целей. Отрезать канву
лучше ножницами «зигзаг», зубчатые кромки предотвращают её осыпание.
Нитки удобно отрезать ножницами средних размеров с тупыми концами. При
удалении ошибочных и неудачных стежков потребуются маленькие ножницы
с острыми, лучше загнутыми концами.
9
IV СЧЁТНЫЕ ШВЫ
Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам
русской вышивки. Это - крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д.
Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение. Особенно она
характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской,
Смоленской областей.
Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине
XIV века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для
выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов
крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной,
зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое
применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно
найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не
все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в
Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым
четырьмя стежками, это - тамбовский крест.
К счетным швам относятся:
простой крест
крест двусторонний
крест двусторонний тамбовский
крест двойной - болгарский, итальянский, черногорский
переплетенный шов - славянский, албанский
двойной шов - испанский елочкой, турецкий треугольником
полукрест ("роспись")
шов «косичка»
счетная гладь и др.
Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов
одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.
Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она
требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться
неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок
исказится и работа приобретёт неряшливый вид.
Вышивка с изнаночной стороны, должна так же красиво и аккуратно
выглядеть, как и с лицевой. Вышивать узор будем по инструкционной карте.
Использовать необходимо два цвета ниток мулине. Схему вышивки я взяла у
своей бабушки. Вышивкой можно украшать одежду
10
Приложение
1.Схема вышивки
11
2. Салфетка вышитая счетными стежками.
12
Список литературы
1. Сборник «Народные ремёсла» («Для души и сердца») автор
составитель Белюсева Л.М. ЗАО РИФМЭ. 2001г.