Урок-конкурс "Юный дизайнер" 5 класс

Урок - конкурс по теме:
«Юный дизайнер»
Подготовила: учитель обслуживающего труда
МОБУ «Белорецкий лицей-интернат» Кутуева Г.Х.
Введение.
Потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей,
несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и
культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим
снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка, сферы чувств, эстетического
вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития ребёнка.
В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - единый целостный
процесс воспитания и обучения. Главное удержать эту целостность во всех видах
образовательной деятельности.
В век ускорения научно – технического прогресса объём необходимой учебной
информации продолжает увеличиваться, а урокам труда отводится второстепенная роль,
значительно уменьшилось количество учебных часов по предмету «Технология». Таким
образом, утрачивается триединая цель учебно – воспитательного процесса: обучение,
воспитание и развитие.
Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры
так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне её. Вот и я, на
своих уроках, приобщаю учащихся к культурному наследию, воспитываю нравственные и
эстетические качества личности через народное искусство, народные мотивы,
декоративно-прикладное творчество.
Актуальность, педагогическая целесообразность урока.
В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое
воспитание и обучение, в том числе средствами искусства. Оно играет важнейшую роль в
гражданском становлении, нравственном формировании личности, в выработке
осознанного отношения подростков к учебе, подготовке их к вступлению в
самостоятельную жизнь.
Искусство шитья, служит художественному формированию материальной среды,
создаваемой человеком, способствует внедрению в нее эстетического и идейно-образного
начала. Благодаря технике шитья, технологических приемов обработки материалов с
художественным творчеством и искусством достигается особая декоративная красота и
выразительность изделия.
В школьных занятиях швейным искусством заложен высокий воспитательный
потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие
занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся
техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести
психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Так в
процессе занятий швейным мастерством органически сочетаются и связываются задачи
эстетического и трудового воспитания школьников.
Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко
не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий
общеобразовательных школ в качестве одного из воспитательных средств. Они должны
отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды швейного искусства,
используемые в воспитательной работе общеобразовательной школы, при высоких
эстетических качествах должны быть доступны школьникам по своим художественным и
технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с
доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом
сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу
обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и
физические силы школьников.
В школе должны находить место такие виды искусства, в процессе освоения
которых устанавливались бы прочные межпредметные связи и получали практическое
применение и дальнейшее развитие знания, приобретаемые школьниками на уроках по
различным дисциплинам. Занятия швейным искусством должны основываться на знаниях,
приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и трудового
обучения, физики и химии. При работе над декоративными композициями учащиеся
могут воспользоваться знаниями из области ботаники, биологии, истории, литературы и
других учебных дисциплин.
Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. В школах,
находящихся в районах распространения народных художественных промыслов,
учащиеся на уроках трудового обучения изучают традиционные приемы художественной
обработки материалов, свойственные своему краю. Благодаря содружеству школ и
предприятий художественной промышленности в этих местах учащиеся с раннего
возраста находятся в тесном общении с народным искусством (изучают его богатейшие
традиции), в интересном, увлекательном творческом процессе, который лежит в основе
обучения, приобретают рабочую профессию. Приток молодых сил в свою очередь дает
возможность художественным комбинатам постоянно расширять производство,
совершенствовать и развивать традиции народных художественных промыслов. Но даже
если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою профессию с декоративно-прикладным
искусством, навыки, полученные ими на занятиях, повысят их культурный уровень,
расширят кругозор, окажут существенную помощь в работе по выбранной специальности.
Важным звеном в трудовом и эстетическом воспитании учащихся
общеобразовательных школ средствами декоративно-прикладного искусства являются
внеурочные занятия внеклассная и внешкольная работа так считают следующие педагоги:
Я.А. Каменский, Дж. Локк, В.В. Сухомлинский, И.П. Волкова и другие.
Занятия в кружках позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое
внутренне обогатит их, уведет в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным
творческим трудом свободное от работы время.
Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников,
воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим
сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств
решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально
художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить
основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных
творческих возможностей школьников, считает, что этому способствует возможность
проявить свои умения на кружковых занятиях, показать неповторимость своего изделия и
технику его выполнения. Поэтому руководители кружков обязательно должны
целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования,
предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо
позволять детям самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать,
вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия
заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники
самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание,
сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных
планов.
Индивидуально художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в
себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя.
Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и
материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от
его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.
В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это
проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя
является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Гипотеза при правильном планировании и организации внеклассной работы по
трудовому обучению решаются актуальные на сегодняшний день проблемы развития
творческих способностей учащихся.
Более 10 лет в школе существует студия швейного дела. В студии занимаются
девочки с 5 по 11 класс. Через приобщение учащихся к миру культуры костюма и моды
развивается фантазия, формируется художественный вкус. Необходимо поддерживать
интерес, желание работать в данном направлении, насыщая их жизнь творчеством,
деятельным и осознанным.
Задачи.
1.Обучающие.
Ознакомить учащихся с понятие – дизайне;
Расширить представление детей о профессиях;
Научить детей дополнять костюм дополнительными деталями;
2. Развивающие.
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать фантазию, творческую активность, эстетический вкус, обогащение
словарного запаса детей;
Развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;
Развивать и совершенствование индивидуального мастерства обучающихся;
3. Воспитательные.
Формирование и развитие коммуникативных навыков;
Раскрытие, развитие, реализация творческих способностей учащихся;
формирование нравственно - эстетической, социально компетентной личности;
Обеспечивать оптимальные условия для самореализации личности
ориентированной на общечеловеческие ценности;
Акцентировать внимание в воспитательной системе на перспективу, на
будущее;
Практическая часть.
Тема: «Юный дизайнер» (5 класс)
Цели:
1.Познакомить учащихся с профессией - дизайнер.
2.Научить детей дополнять костюм мелкими деталями и аксессуарами.
3.Развитие эстетических, нравственных, трудовых качеств личности.
Задачи:
Образовательная:
Способствовать формированию и развитию умений дизайнерского искусства, созданию
различных мелких деталей для костюма и его индивидуальности .
Развивающая:
1.Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся
2.Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся
3.Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к
предмету.
Тип урока: Практическая работа.
Оборудование:
Образцы моделей рисунков одежды, которые нужно дополнить аксессуарами.
Рисунки моделей на каждую парту.
Ноутбук, проектор, экран.
Цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши.
Конспект урока.
Структура и основное содержание урока. Методы и приёмы.
Организационный момент.
приветствие
проверка явки учащихся
заполнение учителем классного журнала
проверка готовности учащихся к уроку
настрой учащихся на работу
доведение до учащихся плана урока
2. Основной этап урока.
Вступительный рассказ учителя.
Модные аксессуары - это бесчисленный модные мелочи, которые, однако точно так же как
силуэт и цвет характеризуют стиль одежды данной эпохи.
Каждая эпоха создавала собственные «игрушки» с 12 по 17 век.
Например ручное зеркало его носили на золотых цепочках или у пояса, флаконы с
нюхательной солью, сосуды для духов, часы разнообразны были виды сумочек и
кошельков, в виде кожаного мешочка, «Омоньер» «Помпадур»- дамская сумочка 17 века в
виде мешочка из бархата или кружева.
Муфты- использовались для рук очки, пенсне, лорнет (с одной ручкой) монокль, маски,
носовой платок, трость, цветы, серьги, шляпы, бусы, броши, шейные платки, галстуки,
кожаные ремни, перчатки, телефоны, планшеты.
Первым дизайнером в мире моды, который объединил в себе таланты портного и
коммерсанта, стал Чарльз Фредерик (Уолт Charles Frederick Worth) (1826-1895).
До того времени, как бывший торговец мануфактурными товарами создал свой
собственный дом моды в Париже, разработка дизайн и пошив одежды осуществлялись
большим количеством безымянных швейных мастерских, а высокая мода возникла в
королевских дворах Европы и оттуда уже распространялась на остальные слои населения.
Уорт стал первым модельером, который не только занимался индивидуальными заказами,
но и разрабатывал небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказать его
клиентки. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой
смене мод. Уорт имел настолько большой успех (он шил для девяти королевских дворов,
для богатейших людей Европы), что ни существующая мода, не клиенты уже не
диктовали ему фасоны, Чарльз сам создавал моду, которой следовали все.
Многочисленные дома моды, появившиеся в период грандиозного успеха Чарльза Уорта,
начинают нанимать на работу художников, чтобы те рисовали эскизы одежды. Эскизы
выполнялись в первую очередь для клиентов, что позволяло сэкономить значительную
сумму денег, так как отпадала необходимость шить образец для каждого изделия. Если
клиенту нравился нарисованный дизайн, он заказывал изделие, что и приносило доход
дому моды. Таким образом, дизайнерская традиция рисовать эскизы одежды, а не шить
образцы изделий каждому клиенту. Появилась исключительно из экономических
соображений.
На протяжении начала 20-го столетия практически вся высокая мода возникла и
сосредоточилась в Париже и, в чуть меньшей степени, в Лондоне. Магазины модной
одежды со всего мира отправляли своих представителей на показы моды в Париж, где они
приобретали образцы модной одежды для того, чтобы скопировать её, Другими словами,
целые линии одежды для того, чтобы скопировать её. Другими словами, целые линии
одежды и оригинальные дизайнерские находки отрыто воровались. Ателье
индивидуального пошива одежды и магазины готовой одежды продавали изделия
соответствующие последним модным веяниям Парижа, адаптированные под местные
реалии и целевого покупателя.
На этом этапе истории моды разделение между высокой (индустриальным пошивом
одежды) и повседневной одеждой (одеждой массового пошива) ещё не было чётко
обозначено. Эти две разные отрасли производства одежды ещё долгое время не были
конкурентными, и часто мирно сосуществовали в домах мод, где швеи занимались
пошивом обоих видов одежды.
Примерно в начале 20-го столетия журналы моды начали публиковать фотографии
модной одежды, что принесло им большой успех и популярность среди читателей. В
больших городах модные журналы стали пользоваться большим спросом и оказывать
влияние на формирование публичного вкуса. Талантливые художники того времени-
среди которых были Пол Ирбе (Paul Lribe), Джордж Лепапе (Georges Lepape), Эрту (Erte)
и Джордж Барбиер (George Barbier)- рисовали изысканные иллюстрации для публикаций,
которые охватили все последние новинки мира моды. Наверное, наиболее известным
журналом моды был «Газет дю бон тон», который был основан Люсьен Вогел в 1912 году
и регулярно издавался до 1925 года (исключением стали лишь годы войны).
Модницы «Прекрасной эпохи» носили наряды, поразительно напоминавшие наряды
периода расцвета эпохи Чарльза Уорта. В конце 19-го столетия горизонты модной
индустрии значительно расширились от части благодаря тому, что многие состоятельные
женщины начали вести более мобильный и независимый образ жизни. Возникла
необходимость в более практичной одежде. Однако, мода «Прекрасной эпохи сохранила
аккуратный, пышный, роскошный силуэт «песочных часов» 19-го столетия. Ни одна
модница не могла одеться или раздеться без посторонней помощи. Постоянная
необходимость радикальных перемен, отсутствие которые немыслимо для выживания
моды в рамках нынешней системы, в то время были буквально невообразимы. Дизайн
украшений и аксессуаров из года в год оставался прежним, претерпевая лишь
незначительные изменения.
На рубеже столетий начинают творить Поль Пуаре, Мадлен Вионне, Габриэль Шанель,
надежда Ламанова и другие. Творчество модельеров этого периода объединяет
аккуратность исполнения, внимание к деталям и огромный талант. Модельеры начала 20-
го столетия были революционерами в мире моды, их изделия были оригинальными,
яркими и смелыми.
Легендарной Коко Шанель принадлежит мысль о том, что мода проходит, а стиль
остается. В этом нетрудно убедиться, посетив музей сумок и кошельков, который
находится в Амстердаме. Любая модница, которой посчастливилось здесь побывать. Не
останется равнодушной при виде восхитительных аксессуаров всевозможных форм,
цветов и размеров. Всего в музее насчитывается около 4000 экспонатов, и Нидерландцы
гордятся тем, что эта коллекция - самая большая в мире.
Переход к практической работе. Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения моды разных
стран, и изучили, её многообразие и неповторимость.
Беседа (10-15 мин).
1. Какие исторические стили мы изучили? (Древнегреческий, готический, ренессанс,
барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, модерн).
2. Какие стили одежды бывают? (Классический, спортивный, романтический,
фольклорный).
3. Какие силуэты в одежде вам известны? (Прямой, полуприлегающий, приталенный,
трапеция).
4. Какие натуральные ткани применяют? ( Хлопок, лён, кожа, шерсть, шелк).
5. Для чего служат, натуральные материалы и их роль в экологии? ( Экологичность,
полная утилизация в окружающей среде, минимальный вред человеку и окружающей
среде).
Задачи практической работы.
1. Рассмотреть и проанализировать модель на карточке.
2. Определить стиль в одежде.
3. Дополнить аксессуарами, т.е. дорисовать на карточке то, что сочтёте необходимым.
4. Продемонстрировать получившуюся модель.
5. Дать краткую характеристику, указать на плюсы.
6. Создать выставку своих моделей.
Краткий вводный инструктаж.
Выполнить эскиз, предварительно обдумав, стиль в одежде.
Выполнить работу в карандаше.
Выполнить работу в цветовой гамме.
Подготовить небольшую презентацию своей модели.
Защитить свою модель.
Создать выставку работ.
3. Практическая работа учащихся (60-65 мин.)
Учитель раздаёт карточки моделей.
Проверяет готовность учащихся к работе.
Проверка организации рабочих мест учащихся.
Учитель напоминает о технике безопасности при работе.
Затем учащиеся, используя готовые карточки моделей, начинают творить свои шедевры.
Следующий этап, аккуратно, прорисовывают аксессуары, учитель объясняет
правила выполнения, показывает приёмы работы.
Затем учащиеся берут фломастеры, цветные карандаши, гелевые ручки и
выполняют их в цвете.
Следующий этап работы состоит в подготовке презентации модели,
демонстрации. Учитель следит за качеством работы и проверяет её.
Далее внимание учащихся обращается на качество выполненной работы и её
внешний вид.
Эскиз модели с аксессуарами готов!
Учитель проверяет аккуратность и качество работы, правильность её выполнения.
Заключительная часть (5мин.) Рефлексия.
Анализ проделанной работы, оценка работы каждого. Выставка моделей,
небольшая фото сессия