Презентация "Урок как форма обучения"

Подписи к слайдам:
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В. А. Сухомлинский об уроке Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора , эрудиции. ФУНКЦИИ УРОКА
  • Урок – это не самоцель, это инструментарий воспитания и развития личности, это основная форма организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие ребенка.
Социальная система урока
  • Социальная система урока построена на основе организации учителем деятельности учащихся по усвоению учебного материала.
  • Современный урок обусловлен социально-экономическими потребностями общества. Основа современного урока-самодеятельность учащихся в учебном процессе, их самоорганизация и осознание собственной ответственности за качество выполненной работы.
Ограниченность урока Каждый урок ограничен целями, содержанием, составом обучающихся. Урок--элементарная структурообразующая единица учебно-воспитательного процесса, на базе которой реализуется известная часть учебной программы и отражается конкретный этап её усвоения. Типология урока по форме Современная методика определила следующие формы урока:
  • Диалогические (беседа).
  • Монологические (лекция, конференция).
  • Исследовательские (уроки-практикумы).
  • Интерактивные (литературно-музыкальные композиции, ролевая или деловая игры, инсценирование, заочная экскурсия, путешествие).
Типология уроков по содержанию По содержанию уроки литературы делятся
  • на вводные ( их содержание и назначение),
  • на изучение обзорных тем,
  • на освоение и изучение конкретного произведения или художественного мира писателя с использованием литературно-критических материалов,
  • на уроки обобщения и систематизации изученного материала,
  • на уроки контроля,
  • на уроки развития речи.
От ЗУНОВ к УУД
  • Современный урок литературы строится на освоении предметных знаний и умений к универсальным учебным действиям(УУД).
  • УУД в процессе урока формируются в системе деятельностного подхода к обучению детей.
  • Результатами изучения предмета являются личностные, метапредметные, предметные.
  • УУД классифицируются на личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Основные содержательные линии литературного образования
  • Освоение и осмысление содержания художественного произведения.
  • Изучение словесного искусства в неразрывной связи с теорией литературы.
  • Изучение историко-литературного процесса,
  • Развитие речи (устной и письменной, монологической и диалогической)
Теоретические и практические основы изучения историко-литературного курса Внутрипредметные связи и их функции
  • Как система раскрытия поступательного развития литературного процесса
  • Как способ осмысления истории развития литературы как вида искусства
  • Как способ формирования у учащихся навыка контекстуального рассмотрения литературного явления
ВИДЫ СОПОСТАВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА 1«Горизонтальная» структура изучения творчества того или иного писателя. Н.В. Гоголь. Образ Петербурга в произведениях писателя 1.«Ночь перед Рождеством», 2.«Ревизор», 3.«Шинель», 4.«Невский проспект», 5.«Нос». ---1------2-------3-----4------5------- «Горизонтальная» структура сопоставления Ф,М, ДОСТОЕВСКИЙ Образ Петербурга в творчестве писателя 1.«Бедные люди». 2. «Белые ночи». 3. «Преступление и наказание» -1------------2----------------3------------ 2. «ВЕРТИКАЛЬНЫЙ» СРЕЗ ТЕМЫ ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. Н.В. Гоголь Произведения названы выше 2. А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин». 3. Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» 4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Сопоставления,реализующие внутрипредметные связи Внутритекстовые
  • Сопоставление элементов композиции произведения(эпизоды, сцены, части, описания и т.п.)
  • Соотношение эпиграфа и идейного звучания произведения,
  • Сравнения образов героев,
  • Стилистические сопоставления
Межтекстовые сопоставления - сопоставление произведений одного или разных авторов по жанровым, проблемно-тематическим и иным признакам, - черновые и окончательный варианты текстов произведения или его составных частей. - художественный образ и его мемуарный прототип - сопоставление разножанровых вариантов воплощения одного авторского сюжета. - сравнение произведения и его пародийного переложения Интерпретационные сопоставления
  • Различные критические интерпретации одного произведения.
  • Сравнение читательских оценок произведения и его персонажей,
  • Историко-функциональные аспекты прочтения произведения,
  • Сопоставление биографий писателей применительно к проблеме творческих связей.
  • Сравнение живописных, графических, музыкальных и др. интерпретаций литературного произведения
Контрольно-оценочная деятельность на уроке. Критериальный подход к оценкам устного ответа Создание собственного текста различного объёма. - логическая связность рассуждений с текстом изучаемого произведения, - подчинение ответа основной мысли, - выдвижение тезиса, аргументы к тезису, выводы о сказанном, - владение понятийным аппаратом литературоведения. - полнота ответа, -выразительность речи, -обязательное чтение текста в процессе рассуждения о нём, -осмысление учениками критерий оценивания.