Презентация "Компьютерные обучающие игры и тренажеры для детей с тяжелыми множественными нарушениями"
Подписи к слайдам:
Компьютерные обучающие игры и тренажеры
для детей с тяжелыми
множественными нарушениями
- Учитель-дефектолог
- Тарасова М.Н.
- ГБОУ Школа 2127
- Москва 2017 год
- В последнее время компьютерные технологии стали активно использоваться в педагогике. Для детей с нарушениями в развитии компьютер может стать мощным средством для социальной адаптации, обучения, профессиональной деятельности. Ученики с грубыми нарушениями двигательной сферы могут выполнять письменные работы на компьютере, осуществлять коммуникацию через интернет, заполнять досуг и так далее.
- В нашей школе ведется работа по обучению детей с тяжелыми формами ДЦП управлению компьютером с помощью специальных периферических устройств, таких как джойстик, трекбол, система «Шлемомышь» и программа «Специальные возможности».
- Контингент нуждающихся в специальной периферии в основном составляют дошкольники и младшие школьники. У многих из них игровая деятельность является ведущей, что обуславливает применение развивающих компьютерных игр. В процессе овладения игрой ребенок учится принимать решения, доводить начатое дело до конца. Повышается мотивация за счет игровой стратегии, и обратной связи: ребенок получает одобрение, похвалу со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране, что является важным моментом в занятии. Таким образом, применение развивающих компьютерных игр оптимизирует коррекционный процесс, помогает осуществлять качественный индивидуальный подход в обучении детей, повышает мотивацию и заинтересованность детей.
- Игры серии «Диджей» используются на начальном этапе обучения управлению курсором. Они предназначены для формирования мотивации к работе. Также они могут использоваться как музыкальная пауза во время занятия.
- Задачи:
- формирование движения руки для передвижения курсора по горизонтали
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора
- осуществление положительной обратной связи в виде включения звука, в качестве подтверждения о выполненном действии. Отрицательная обратная связь через звук происходит в том случае, когда ученик кликает вне прямоугольника: компьютер дает направляющие команды «левее», «выше» и т.п., что дает возможность самостоятельной работы обучающегося.
- формирование прослеживания взглядом за курсором.
- Описание игры: ребенок должен переместить курсор внутрь прямоугольника с картинкой или с названием песни и кликнуть, тогда зазвучит песня. В зависимости от имеющихся нарушений (зрения, движений: наличия спастики, гиперкинезов и позотонических рефлексов) есть варианты игр, в которых достаточно только наехать на картинку.
- Используется крупный курсор для пользователей с нарушениями зрения. В соответствии с возрастом обучающегося и его индивидуальными музыкальными предпочтениями выбирается одна из программ.
- Игра «Детские песни» Игра «Детские песни в стиле рок»
- Новогодние 2 Песни Пинегина 1
- Мери Поппинс Песни Любэ
- Игра «Стиралочка» используется на начальном этапе обучения. Она предназначена для формирования первичных навыков управления курсором.
- Задачи:
- формирование движений руки для передвижения курсора;
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
- активизация зрительного внимания;
- расширение полей зрения;
- формирование фокусировки и прослеживания взглядом за курсором;
- распознавание целого по его части;
- идентификация изображения
- Описание игры : экран залит зеленым цветом, под ним находится изображение какого-либо предмета или фотография. Ученик должен перемещать курсор по экрану, тем самым, как бы стирая зеленый слой. Таким образом, он сможет открыть всю картинку.
- Игры серии «Оживающие картинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования первичных навыков управления курсором. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.
- Задачи:
- формирование движений руки, обеспечивающих передвижение экранного курсора
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной мышью, и передвижением курсора;
- активизация зрительного внимания;
- расширение полей зрения;
- формирование прослеживания взглядом за курсором;
- осуществление положительной обратной связи в виде включение звука, в качестве подтверждения о выполненном действии.
- Принцип действия: на экране прямоугольник, разделенный на 4, 6 или 12 частей, одна из частей мигает для привлечения внимания. Ученик должен переместить курсор внутрь мигающего прямоугольника и кликнуть, тогда он сменится на кусочек картинки. Следом начинает мигать другая часть. Когда ребенок откроет последний кусочек картинки, она «оживает»: демонстрируется фрагмент мультфильма.
- Есть варианты, в которых последовательность открывания кусочков картинки определяется какой-либо известной закономерностью, например последовательность цифр в числовом ряду и т.п.
- Эхо Поход
- Чипполино Шульте 9
- Игры серии «Найди такой же» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия, операций сличения и поисковых способов ориентировки на свойства предметов.
- Задачи:
- формирование операции сличения;
- активизация зрительного внимания;
- формирование фокусировки взгляда на экране;
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране.
- Описание игры : на экране демонстрируются два разных изображения, отличающихся одним свойством, например, цветом, формой, назначением и т.д. Ученик должен поместить курсор внутрь левого изображения и кликнуть, тогда правая картинка сменится на другую картинку. Следует кликать до тех пор, пока не появится точно такое же изображение. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую картинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает появления двух одинаковых картинок, то изображения продолжают меняться по кругу.
- Цвет 1 Цвет 2
- Игрушки Овощи
- Игры серии «Половинки» используются на начальном этапе обучения для детей с сопутствующими нарушениями зрения. Они предназначены для формирования и развития зрительного восприятия. Также они могут использоваться для повышения мотивации к работе и как музыкальная пауза во время занятия.
- Задачи:
- активизация зрительного внимания;
- формирование фокусировки взгляда на экране;
- установление опосредованной связи между действиями руки, производящими манипуляции со специальной кнопкой мыши, и изменениями на экране;
- распознавание целого по его части;
- идентификация изображения.
- Описание игры : на экране демонстрируются половинки разных изображений, соединенные вместе. Ученик должен поместить курсор внутрь левой половинки и кликнуть, тогда правая половинка сменится на другую картинку. Следует кликать до тех пор, пока изображение не станет целым. Как только результат будет достигнут, нужно передвинуть курсор на правую половинку и кликнуть, начнет проигрываться видео с песенкой. Если ребенок не замечает образование целой картинки, то изображения продолжают меняться по кругу.
- Половинки круга Половинки квадрата
- Компьютерные игровые программы серии «Конструктор» используются для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления образов букв и цифр.
- Задачи:
- развитие зрительного восприятия
- развитие пространственных отношений
- развитие конструктивной деятельности
- активизация зрительного внимания
- Описание игры : в левой части экрана есть поле, разделенное на 4 равные части и меню с кнопками для выбора образа, который надо будет собирать (цифры, буквы или геометрические фигуры). При нажатии на кнопку меню в правой части экрана появляются 4 части «разрезанной» картинки. Ученик должен собрать из них целую картинку, перетаскивая на поле в левой стороне экрана. Если обучающийся расположил кусочек правильно, то звучит колокольчик. Когда картинка собрана, то компьютер хвалит его.
- Собери цифру
- Игра «Конструктор букв»
- Описание игры: на экране располагается меню с кнопками, с помощью которых можно вызвать одну из четырех игр. Во всех играх нужно построить, найти, распознать одну и ту же букву, например П. В игре «Убери» надо убрать лишние палочки, чтобы получилась буква П. При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и похвала.
- Конструктор букв
- Найди
- Компьютерные программы серии «Тесты» используются для учеников с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения. Игры предназначены для закрепления и проверки знаний, полученных на уроках.
- Задачи:
- активизация зрительного внимания
- закрепление представлений о числовом ряде
- закрепление счетных операций
- закрепление грамматических правил
- проверка понимания смысла прочитанного
- Описание для математики: в центре экрана задача или пример. Внизу по горизонтали расположены 4 ответа. При наезде курсором на ответ, он озвучивается и вокруг него возникает кольцо. Если обучающийся дал правильный ответ, то компьютер хвалит его. При неверном ответе идет неприятный звук. В конце, после решения всех заданий подсчитывается количество верных и неверных ответов.
- До, после, между Арифметика 1 кл
- Задачи 6 кл Дроби 6 кл
- Описание для чтения: на экране располагается текст для чтения, внизу меню с кнопками. Ученик должен нажать кнопку «Вопросы» после того, как прочитает рассказ. Затем ему надо отвечать на вопросы, выбирая кнопку с ответом. При правильных ответах осуществляется звуковое подкрепление и переход к следующему вопросу. В конце подсчитывается количество верных и неверных ответов.
- Тест по русскому 6 кл
- Рассказ
- Описание: игра идет в несколько этапов. Сначала в центре экрана расположен один зеленый круг на белом фоне. Задание ученика состоит в том, чтобы каждый раз наводить курсор на зеленый круг и кликать на нем. Идет звуковое подкрепление, и игра переходит на следующий этап. При этом с каждым этапом фон вокруг круга начинает зашумляться другими геометрическими фигурами (одноцветными, разноцветными и одного цвета с кругом), затем начинает меняться сам фон до светло-зеленого.
- Компьютерный тренажер «Зеленый круг» используются для тренировки зрения у учеников с атрофией зрительного нерва или амблиопией.
- Задачи:
- формирование фокусировки взгляда на объекте
- развитие зрительного восприятия
- развитие пространственных отношений
- активизация зрительного внимания
- Описание: на экране дорожка, обозначенная двумя черными линиями. В одном конце ворота, а в другом – мяч. Ученик должен прикрепиться к мячу и вести его до ворот, не задевая границ дорожки. Если это удается, то звучит возглас «Гол!», и игра переходит на следующий этап. В случае касания линии раздается неприятный звук, и мяч возвращается в исходную точку. Этапы меняются, постепенно усложняясь: изменяется направление дорожки, затем она сужается и на последних этапах из прямой становится ломаной.
- Компьютерный тренажер «Футбол» используется на этапе освоения навыков управления курсором через специальную периферию. Он предназначен для тренировки координации движений рук.
- Задачи:
- Развитие системы «рука-глаз»
- развитие пространственных отношений
- развитие концентрации и устойчивости внимания
- развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана
- Компьютерная игровая программа «Загадки» используется для учеников начальных классов с интеллектуальными нарушениями и сопутствующими нарушениями зрения.
- Задачи:
- активизация знаний об окружающем мире
- развитие мышления (анализ, синтез)
- развитие зрительного и слухового восприятия
- активизация зрительного и слухового внимания
- Описание: в верхней части экрана крупным шрифтом написана загадка. Ниже по горизонтали расположены 3 ответа в виде картинок. При наезде курсором на картинку она озвучивается и увеличивается в размере. Чтобы дать ответ, надо кликнуть на нее. Если ребенок отгадывает загадку, звучит похвала, и программа переходит к следующей загадке. Если ответ неправильный ребенок слышит неприятный звук.
- Компьютерные программы «Editor» это модификации программы Editor, созданной в МГУ (Кричевец А.Н.) Они предназначены для введения текста и действуют как виртуальная клавиатура.
- Задачи:
- осуществление компьютерного письма
- развитие системы «рука-глаз»
- развитие пространственных отношений
- развитие концентрации и устойчивости внимания
- развитие пространственной ориентировки в плоскости экрана
- Описание: на экране расположены буквы и цифры, а также служебные кнопки. При наведении курсора на букву происходит инверсия цвета, тем самым выделяется буква. При клике на букве она записывается в текстовом поле и озвучивается. Для учеников с проблемами зрения подготовлен редактор Editor Big, в котором всего 3 крупных буквы, а остальные расположены внизу под текстовым полем. При необходимости их можно добавлять или менять.
- Editor Big