Классный час "Познай, где свет, поймешь где тьма (А.Блок)" 11 класс

Классный час
«Познай, где свет, поймешь где тьма» (А.Блок)
нравственно-психологический практикум
Участники: классный руководитель, учащиеся 11-го класса.
Цели:
способствовать формированию у учащихся потребности в
духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой,
анализировать свои поступки;
создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное
мышление и «примерить» разные социальные роли;
содействовать развитию чувства эмпатии, понимания
бесконечности дороги к себе и к другим.
Подготовительная работа.
Сбор материалов (произведений художественной и научно-популярной
литературы, фотографий людей в разном эмоциональном состоянии,
аудиокассет) по теме классного часа.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) выставка книг;
б) высказывания на доске
г) компьютер, диск с фильмом.
Ход проведения.
I. Звучит музыка Ф. Гойи «Симфония любви».
Классный руководитель: Дорога к себе и к другим это нелегкий, но
интересный путь. Давайте задержимся на главных остановках, решим
психологические и нравственные задачи, наметим будущий маршрут.
Послушайте идею психолога Э. Берна и попробуйте про себя ответить
на вопрос: «Кто вы? Принц или лягушка?»
«Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и
самостоятельны. У «принцев» могут быть кривые ноги, большой нос все
это не мешает им быть «принцами». Они себя все равно любят. «Принцы»
никогда не притворяются, что знают всё. Они могут чего-то не знать, не
уметь, но это не принижает их в собственных глазах. Они могут ошибаться,
терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе.
«Принцы» уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой.
Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами,
но не чувствуют при этом вины, что у кого-то что-то не получается и не
завидуют другим.
«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно
жалуются. В отличие от «принцев», они не живут в настоящем, а «убивают
время», ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют
анализировать, плохо ориентируются в происходящем, измысливают мир
иллюзорный и пытаются манипулировать людьми, обвинять их. «Лягушки»
во всем сомневаются в своем праве на жизнь, в праве дышать, есть, пить,
любить, быть любимыми. Они чрезмерно зависят от мнения других людей,
не доверяя себе. У «лягушек» в их бедах виноваты окружающие, условия
жизни, они разочарованы в других людях, в себе, они не ищут выхода из
сложившейся ситуации.
Учащиеся в группах обсуждают идею Э. Берна и пытаются определить
недостатки этой теории.
Классный руководитель: Это максималистский взгляд. Определены два
полюса, но вы должны знать, что такая классификация имеет место.
Подумайте, хотите ли вы быть принцем…, лягушкой? Только от вашего
внутреннего решения зависит, кем вы будите.
«Лягушками» рождаются, а «принцами» становятся. О том, как стать
«принцем», читайте в книге А Крупенина и И. Крохиной «Эффективный
учитель».
А теперь я предлагаю вам посмотреть анимационный фильм
французского автора Гарри Бардина «Адажио», определить его смысловую
линию.
?? Какой смысл вы увидели в этом фильме?
Почему у общества к «белому» появились претензии?
Почему именно маленькие фигуры пытаются очернить «белого»?
Что, на ваш взгляд означает тема дождя?
На чьём месте вы хотели бы оказаться?
Классный руководитель: В жизни и общении две столбовые дороги.
Одна широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются
булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти,
озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о
камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только
глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с
дороги того, кто послабее. Но в конце концов и тебя дорога эта вымотает и
разрушит.
Вторая дорога длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и
уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что
ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены
газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы
любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья
взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже
утомит, но не разрушит.
Дорога первая — это путь неконструктивного, разрушающего общения.
Дорога вторая это путь конструктивного, созидающего общения. Все, кем
овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У
таких проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на
другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность
почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и
интересными.
Как вы думаете, какое продолжение у этого фильма?
Классный руководитель предлагает посмотреть продолжение фильма.
?? Какая библейская заповедь была нарушена действующими лицами?
Почему на ваш взгляд это произошло?
Почему герою, которого не оценили при жизни, стали поклоняться после
смерти?
Чем опасна такая ситуация?
Как вы думаете, могли бы вы оказаться на месте какого- либо героя?
Какого?
Ученики вместе с учителем размышляют над предложенными вопросами.
Классный руководитель обращает внимание ребят на то, что все люди
являются носителями разных социальных ролей (дочь, сын, ученик, девушка,
юноша и т.д.) и в течение жизни у каждого меняется взгляд на самого себя и
других.
Классный руководитель: расскажите о том, какие изменения
происходили в вашем восприятии жизни и окружающих.
Ученики после обсуждения в группах обмениваются своими
наблюдениями.
Классный руководитель предлагает послушать, как эту проблему
выражает взрослый человек в стихах.
Кто в этом черно-белом мире я?
В какой из птиц живет душа моя?
Быть может, сломано крыло
И уж летать мне не дано?
Возможно, чувствую себя я одинокой?
А может, с кем-то я пою вдвоем,
Иль наслаждаюсь я свободою широкой,
Или забочусь о гнезде своем?
Вот чудо: в каждой птице — я!
Как многогранна жизнь моя.
С годами граней в жизни меньше стало.
На многое смотрю уже спокойно и устало.
Самой уж высоко летать мне не дано,
Но жаль чужое слабое крыло.
И надо б отдохнуть! От всех обид, от жгучего огня,
Но ведь в огне кому-то страшно будет без меня! (СИ. Емельянова)
Классный руководитель: Как вы думаете, связано ли данное
стихотворение с каким-либо героем фильма?
Классный руководитель предлагает прослушать песню Б. Окуджавы
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться» и назвать ту строчку,
которая более всего тронула душу.
Завершая классный час, учитель акцентирует внимание на том, что в
каждой строчке стихотворения заключена мудрость, открывающая дорогу к
себе и к другим.
Учитель: Я предлагаю, используя методику «Мишень», определить
своё место в коллективе.
МЕТОДИКА «МИШЕНЬ»
Цель: заключается в возможности узнать, как школьники сами
оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее предпочитают видеть
(это одна из социометрических методик).
Детям предлагается нарисовать две «мишени» в пять кругов, Эти круги
условно обозначают активность детей. Первый круг (ближе к центру
«мишени») школьники всегда активны, от них исходит инициатива,
предложения; второй - учащиеся активно откликаются на предложения,
приходят на помощь, хотя сами инициативы и не проявляют; третий круг
активность и пассивность здесь соседствуют рядом, этих ребят трудно
бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если этого
потребует старший; четвертый - в делах коллектива участвуют редко и то в
качестве зрителей, исполнителей; пятый круг - предпочитают избегать общих
дел, отказываются участвовать в них.
После того, как учитель объяснит своим воспитанникам назначение
этих кругов, необходимо попросить их отметить в первой «мишени» знаком
+, как далеко от центра круга находится каждый; во второй где бы
каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Затем
необходимо перенести полученные ответы на две итоговые «мишени»,
разместив номера детей по списку класса. Таким образом, возникает картина
самооценки школьниками их реальной позиции в классном коллективе и
желаемого положения.
Учитель: Ребята, мы много говорили, слушали стихи, смотрели фильм,
скажите, какие главные выводы вы сделали для себя.
В заключении я хотела бы сказать: главное в нашей жизни научиться
определять, где черное, а где белое, а уже потом решать, опять же
самостоятельно, идти ли по жизненной дороге самостоятельно или вслед за
кем-то. Поэт Н. Рыленков предлагает свой вывод:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется
Литература
Крупенин А.Л., Крохина ИМ Эффективный учитель. Ростов- н /Д, 1995.
Леей В.Л. Искусство быть другим. М., 1981.
Хей Л. Целительные силы внутри нас. М., 1996.