Организация праздничных утренников в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 комбинированного вида»
Республика Мордовия, город Саранск
Организация праздничных утренников
в ДОУ
(консультация для воспитателей)
Подготовила:
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад №18»
Юдина Оксана Геннадьевна
2016
Подготовка и проведение праздничных утренников всегда была и остается
нелегкой задачей для педагогов. К сожалению, «как это делать» с детьми
младшего возраста, нигде не учат. В методических пособиях этой проблеме
уделяется недостаточно внимания, а на практике в основном все сводится к
подготовке сценария, разучиванию материала (разнообразного музыкального,
игрового и поэтического репертуара) и затем к непосредственному проведению
утренника, который, как правило, имеет традиционную форму.
Стандартизация структуры праздничного утренника приводит к тому, что
все они становятся однотипными, похожими друг на друга, При этом иногда
теряется и понимание смысла этой работы, т.е. для кого и зачем проводится
праздник, т.к. основные усилия педагогов направляются на «показ». Кроме того,
упускается тот факт, что от содержания, выбранной формы проведения
утренника зависит и сама методика работы с детьми, способы и приемы их
творческого развития. Попробуем разъяснить и систематизировать организацию
праздничных утренников для детей, проанализировав наиболее типичные формы
их проведения в современных условиях.
Существует четыре различные формы организации праздничных
утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике
подготовки и проведения. Рассмотрим их более подробно.
Формы организации детских утренников.
1. «Затейничество». В его основе лежит игровая идея, затея,
соответствующая содержанию праздника (события), разворачивающаяся в
определенном сюжете (Путешествие по сказкам», «В гостях у любимых героев
мультфильмов»и т.д.) Сценарий утренника в форме затейничества
предусматривает как подготовленные выступления, так и игровые ситуации, в
которых дети действуют спонтанно. Главным стержнем должна быть
неожиданность, сюрприз. Следовательно, в процессе подготовки не может быть
никаких прогонов, генеральных репетиций, иначе потеряется вся идея.
2. «Концерт самодеятельности». Слово концерт в переводе означает
«соревнование». В детских садах это одна из популярных форм организации
детских утренников, особенно на праздник «8 Марта».
Концерт требует осознанной и тщательной подготовки выступлений,
демонстрирующей таланты, индивидуальные возможности юных артистов.
Концерт – одна из сложных форм организации утренников для детей, так как
здесь нельзя допускать публичных «провалов детских выступлений, наносящих
иногда психологическую травму ребенку. Концерт должен состоять из
тематических блоков, выстроенных жанрово и тематически. Подготовка требует
тщательных репетиций.
3. «Театрализованное представление», в основе которого игра –
драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного
сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация,
игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как
«повторение выученного», а как поиск действий и взаимодействий, «вхождение
в образ». При подготовки театрализованного представления уместна и
генеральная» репетиция. Хотя это и большая нагрузка для детей, но это
необходимо для создания целостного образа, понимания сюжета и своей роли в
нем. Организация театрализованных представлений требует от педагога не
только умения, а точнее, педагогического мастерства, но и режиссерского
таланта.
4. Четвертая форма организации праздничных утренников строится на
основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим
традициям (адаптированным к современным условиям). Наиболее типичными из
обрядовых праздников, которые отмечаются в детском саду, является
Масленица, Рождество, Святки. Лучшими источниками репертуара для этой
цели являются материалы, подготовленные специалистами – этнографами и
искусствоведами.
Список использованной литературы
1. Ходаковская З. В. Музыкальные праздники для детей раннего возраста: Сб.
сценариев/З.В. Ходаковская.-М.: Мозаика-Синтез, 2002.
2. Ветлугина Н.А., Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.
М, 1983.
3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе: Песни,
игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной
расшифровке и редакции.- М.:Линка-Пресс, 2000.