Картотека дидактических игр для детей группы раннего возраста "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - Детский сад № 30» города Магнитогорска
Картотека дидактических игр
Для детей группы раннего возраста
По теме «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Составитель –воспитатель Пеньдюрина Олеся Павловна
Магнитогорск
2021г.
Словарь по теме «Домашние животные».
Существительные: Животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь,
лошадь, жеребенок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан.
Поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост,
морда.
Глаголы: Ходит, лежит, бегает, спит, сидит, лает, мяукает, кусает, грызет, скачет, перевозит,
сторожит, бодает, царапается, жуют, ржут, хрюкают, мычат, блеет.
Прилагательные: Пушистая, лохматая, мягкая, красивая, добрая, злая, рогатая, густая,
домашнее, бодливая, породистая.
Дидактическая игра "Кого нет?"
Цель - уметь называть домашних животных, а именно самца, самку и их детеныша.
Речевая задача - обучение употреблению существительных в родительном падеже
единственного числа.
Материал - картинки.
Ход игры: "Давайте соберем "семью" домашних животных".
Дети начинают собирать. "Посмотрите, все ли есть? Нет. Кого нет? ". Дети называют, кого нет.
Например: "Нет быка, нет коня, нет пса".
Дидактическая игра "Накормим животных".
Цель - учить детей знать и называть животных и корм для них.
Речеваязадача - учить использовать в речи простые распространенные предложения;
- обучение употреблению существительных в
Творительномпадеже единственного и множественного числа.
Материал - картинки с изображением животных и корма для
I вариант:
Ход игры: "Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила прийти сегодня и накормить
домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить
вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить.
Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали. Кто это нас встречает? Как их назвать
одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим? ". Дети дают
корм животным и рассказывают. Например: "Корову накормим сеном, травой. Лошадь овсом,
сеном. Кошку - молоком и рыбой".
Речевая задача - обучение употреблению существительных в родительном падеже
единственного числа.
II вариант:
Ход игры: Игрок: "Кого накормим рыбой? - кошку.
Кого накормим сеном? - корову.
Кого накормим овсом? -лошадь".
Речевая задача - обучение употреблению существительных в родительном падеже
единственного числа
III вариант:
Ход игры: Игрок: "Кому дадим рыбу? - рыбу дадим кошке.
Кому дадим кость? - кость дадим собаке".
Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,
Кролику — листок капусты, а корове — травки
Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.
Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,
Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.
Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.
Дидактическая игра "Поймай, скажи".
Цель - знать, как подают голос разные животные.
Речевая задача - обучение детей правильному употреблению глаголов 3-го лица,
единственного числа, настоящего времени;
- расширение глагольного словаря.
Материал - мяч.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом
животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие того животного.
Например: "Корова - мычит. Собака - лает. Кошка - мяукает. Свинья -
хрюкает".
2 вариант
Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,
Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,
Прочирикал воробей песенку про сто червей.
Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.
Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,
В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.
Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.
Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.
На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,
Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.
Дидактическая игра «У кого кто есть»
Цель: упражнять в словообразовании, закреплять названия животных, детенышей.
У верблюда есть горбатый верблюжонок.
У серой мышки — маленький мышонок.
У кошки — пушистые котята,
У белки — рыжие бельчата.
У крольчихи — пуховые крольчата,
У собаки — шаловливые щенята,
У коровы — ласковый теленок,
У свиньи — веселый поросенок,
У лошади есть жеребенок,
У козы — смешной козленок,
У овцы — кудрявые ягнята,
А у мамы — конопатые ребята.
Дидактическая игра «Назови семью».
Цель - расширить знания о животных и их детенышей.
I вариант:
Речеваязадача - обучение образованию существительных при помощи суффиксов: -онок, -
енок.
Ход игры: "Ребята, что это за звуки? Прислушайтесь, кто-то плачет. Давайте посмотрим, кто же
это плачет. Ой, кто это? Да, правильно. Это детеныши домашних животных. Что случилось?
Почему вы плачете? Да они, наверное, потерялись. Давайте поможем им найти маму". Дети берут
картинки с изображением детенышей и ищут каждому детенышу маму. А теперь давайте назовем
их семью, чтобы в следующий раз они знали, кто их родители и могли их найти сами. Например:
"Кот - кошка - котенок,
пес – собака - щенок".
II вариант:
Речеваязадача - обучение образованию существительных при помощи суффиксов: - ата, -ята.
Ход игры: "Звери потеряли своих детенышей. Поможем им их найти". Дети подбирают
животных и их детенышей и рассказывают. Например: "У коровы - телята, у лошади - жеребята, у
кошки - котята".
Дидактическая игра "Кто, где живет".
Цель - учить различать домашних животных;
- учить классифицировать домашних животных по месту обитания.
Речевая задача - обогащение словаря детей названиями хозяйственных построек;
- употребление существительных в предложном падеже единственного числа.
Материал - мяч.
Ход игры: Приходит Незнайка. Он не знает, где живут домашние животные. Предлагается
детям назвать, где живут домашние животные. Воспитатель бросает мяч. Ребенок,
поймавший мяч, должен назвать, где живет домашнее животное. Игрок: "Собака живет в
конуре.
Лошадь живет в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свинья живет в свинарнике".
Дидактическая игра "Зоологическое лото".
Цель - учить узнавать и называть животных.
Речевая задача - согласование местоимений с существительными;
- обучение и закрепление в классификации, сравнении, обобщении.
Материал - картинки большие и маленькие с изображение животных.
Ход игры: Детям раздаются большие картинки с изображением домашних и диких
животных. У водящего маленькие карточки с изображением животных.
Водящий показывает карточку с изображением животного, ребенок, у которого есть
это . животное, должен назвать его и сказать какое это животное домашнее или дикое. Например:
"Это мой медведь, это дикое животное".
Дидактическая игра "Что ни шаг, то зверь".
Цель - учить называть домашних животных.
Речевая задача - обогащение словаря по теме "Домашние животные";
-обучению использованию в речи обобщающего понятия "Домашние животные".
Ходигры: В игре участвуют несколько человек. Они становятся вдоль линии. Им
предлагается вспомнить как можно больше названий домашних животных. Каждый
ребенок, по очереди, идя вперед должен громко произносить при каждом шаге название
животного. Останавливаться нельзя. Выигрывает тот, кто дальше пройдет.
Дидактическая игра "Загадай, мы отгадаем".
Цель - учить описывать животных.
Речевая задача - обучение составлению описательных загадок по плану или по схеме.
I вариант:
Ход игры: Загадывает ребенок, остальные отгадывают. Воспитатель показывает одному
ребенку картинку с изображением какого-либо животного. Остальные дети эту картинку не видят.
Ребенок должен составить описательную загадку об этом животном. А остальные дети должны ее
отгадать.
II вариант:
Ход игры: Загадывают дети, один ребенок выходит из групповой комнаты. Дети составляют
описательную загадку о каком-либо животном. Ребенок заходит в группу, и дети загадывают ему
загадку. Он должен догадаться о ком идет речь.
Сторожит, грызет, лает? — ....
Хрюкает, роет? — ....
Ржет, бегает, скачет? — ....
Мяукает, лакает, царапается? — ....
Мычит, жует, ходит? — ....
Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании «Два брата Ик и Ищ».
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в
единственном и множественном числе.
Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота
пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Ик был маленький и ласковый, он
превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал
жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у
кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то,
что если в слове слышится ик, значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ, то значит
предмет большой.)
Подобрать как можно больше действий к предмету: кошка — лакает, мяукает, царапается,
мурлыкает, ласкается, облизывается ...; собака — сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается,
ласкается, воет, бегает ....
Дидактическая игра «Чей хвост? Чья морда?»
Цель – закрепить части тела животных.
Речевая задача - обучение согласованию существительных с притяжательными
прилагательными;
- закрепление умения пользоваться простым распространенным предложением с дополнением,
стоящим в родительном падеже.
Материал - картинки, на которых изображены хвосты и морды различных домашних животных.
Ход игры Воспитатель поочередно показывает детям картинки и просит назвать чей хвост, чья
морда нарисованы на, картинке. Затем предлагает поиграть в игру. Раздает каждому ребенку по
картинке с изображением морд и хвостов животных. По сигналу воспитателя дети должны найти
пару и назвать «Это хвост собаки - собачий хвост» «Это морда собаки - собачья морда» и т.д.
Дидактическая игра «Узнай домашних животных»
Цель: уметь определять лишнее животное и объяснять свой выбор. Развивать у детей
познавательный интерес к жизни животных
Воспитатель: Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного
(дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша), надо хлопнуть в ладоши
(подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.).
бизон, сарай, овца.
синица, гусь, кролик;
лошадь, тигр, енот, медведь;
баран, лось, теленок, белка;
жираф, курица, коза;
утка, селезень, журавль;
петух, индюк, куропатка;
лиса, собака, обезьяна, заяц;
слон, корова, рысь;
жеребенок, кошка, мышка;
свинья, кабан, землеройка;
крот, ягненок, уж;
цыпленок, волк, козленок;
Дидактическая игра «Угадай кто в мешочке
Цель: Учить детей последовательно осуществлять обследование объекта при помощи осязания,
определять форму. Формировать умение рассказывать о ходе работы, обобщать и оценивать ее
результаты.
Дидактическая игра "Кто больше назовет действий".
Цель – закрепить знания о том, что могут делать животные.
Речевая задача - обогащение глагольного словаря;
- обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.
Материал – картинки с изображением домашних животных
Ход игры: На игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание детям –
подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две
группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.
Игрок: «Что делает собака? лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.
Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».
Дидактическая игра Ответь, кто может быть?
Цель: Учить детей по признакам делать умозаключения, группировать животных по характеру,
развивать наблюдательность, память.
Описание:
Бодливым, рогатым, упрямым, пушистым, гладким, свирепым, неуклюжим, прожорливым?
Маленьким, слабым, беспомощным, робким, беззащитным, ласковым, милым - жеребенок;
Игривым, живым, подвижным, любопытным, сердитым –щенок;
Упрямым, робким, беззащитным, милым, красивым, ласковым, серым– козленок;
Резвым, розовым, толстеньким, веселым, маленьким, забавным– поросенок;
Длинноухим, сереньким, робким, пушистым, беззащитным, пугливым – крольчонок;
Беленьким, робким, трусливым, кудрявым, пушистым, милым– ягненок;
Ласковым, упрямым, резвым, неуклюжим, игривым– теленок;
Пушистым, ласковым, игривым, ловким, шустрым, резвым– котенок.
Дидактическая игра "Логический поезд".
Цель - развивать логическое мышление.
Речеваязадача - обучение употреблению в речи сложноподчиненных предложений с
союзом потому что.
Ход игры: У детей на картинках - вагончиках изображены разные предметы. Воспитатель
объясняет, что из вагончиков надо собрать логический поезд. Надо найти и объяснить связь
между картинками - вагончиками.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове.»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука
начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите
первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
Дидактическая игра Исправь Незнайкины ошибки.
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно,
определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные
предложения.
Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит
мышку. Собаха сторожит дом.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.
Взрослый задает вопросы – дети отвечают «да – нет»
У коровы есть рога? Кошка царапается?
У лошади есть крылья? Свинья дает молоко?
и др.
Дидактическая игра "Человек и животные".
Цель - учить вести диалог, инсценировать диалог.
Речевая задача - закрепить умение пользоваться простым распространенным предложением с
«прямым дополнением;
- развивать навык диалогической речи.
Материал - маски лошади, коровы, собаки, петуха, курицы.
Ход игры: Воспитатель читает сказку "Человек и животные". После прочтения сказки,
воспитатель распределяет роли среди детей и раздает им маски. Инсценируется диалог.
Дидактическая игра "Сравни нас".
Цель - учить сравнивать животных.
Речевая задача - обучение составлению и использованию в речи сложносочиненных
предложений с союзом а.
Материал - карточки с изображением домашних животных.
Ход игры: Перед детьми 2 картинки с изображением двух домашних животных (корова и
лошадь). Воспитатель предлагает сравнить животных по этим картинкам. Например: "У коровы
хвост кисточкой, а у лошади метелкой. У лошади есть грива, а у коровы гривы нет".
Кто больше – собака или щенок?
Собака больше щенка.
(котенок и кошка, лошадь и жеребенок, теленок и корова).
Дидактическая игра "1,2,5".
Цель - закрепить знания о домашних животных и их детенышах.
Речевая задача - обучение согласованию количественных числительных с
существительными.
Материал - карточки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход игры: "Кто это? Как их назвать, одним словом? Почему их так называют? Да, это домашние
животные, они живут около человека, и он о них заботитесь. А эти животные живут у бабушки в
деревне. Давайте посчитаем, сколько животных живут у бабушки". Дети берут карточки и считают.
Например: «Два котенка, одна лошадь, два жеребенка".
Один пушистый кот -……
Одна рябая курица – ……
Одна быстрая лошадь – …..
Один ретивый конь – ……
Одна домашняя утка – …..
Один красивый селезень – ….
Дидактическая игра "Назови ласково".
Речевая задача - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно
ласкательных суффиксов;
- обогащение словаря однокоренными словами.
Материал - фишки.
Ход игры: "Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится.
Давайте назовем их ласково". Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово -
картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: "Собака - собачка, собаченька,
собачушка".
(Кошка, собака, хвост, когти, шерсть, усы, уши, лапы.)
Дидактическая игра «Что не так?»
Цели: развивать слуховое внимание, связную речь.
Кошка мычала на диване.
Собака лает на своих.
Лошадь дает шерсть.
Коза клюёт молоко.
Собака кудахчет на чужих.
Кошка клюет молоко.
Свинья мычит в корыте.
Собака спит над будкой.
Дидактическая игра «Какое слово самое короткое?»
Собака, кот, корова, коза.
Петух, индюк, гусь, курица.
«Логические задания».(Логическое мышление).
Собака догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?
У кого больше ног – у коня или у козы?
За забором стоят три козы. Сколько рогов будет выглядывать над забором?
Дидактическая игра «Объясни словечко».
Табун – много лошадей
Стадо –
Отара –
Свора –
Дидактическая игра «Подобрать слова – «неприятели» (Антонимы).
Цель: учить подбирать определения, развивать мышление, активизация словарного запаса, учить
согласовывать прилагательные с существительными.
Овца робкая, а баран – (смелый).
Собака злая, а щенок – (добрый).
Корова полезная, а мышь – (вредная).
Лошадь сильная, а жеребенок – (слабый).
Козел упрямый, а козленок – (покладистый).
Свинья грязная, а кошка – (чистая).
У барана шерсть густая, а у поросенка – (редкая)
Дидактическая игра «Подобрать слова-«приятели» (Синонимы).
Цель: учить подбирать определения»
Бык – свирепый, неистовый, суровый, буйный.
Кошка – ласковая, милая, нежная.
Баран – упрямый, неподатливый, настойчивый, непокорный, непослушный, стойкий.
Лошадь – сильная, крепкая, могучая, мощная, здоровая.
Овца – робкая, боязливая, страшливая, пугливая, трусливая.
Собака – преданная, послушная, покорная, исполнительная.
Корова – полезная, благодатная, плодотворная, доходная, прибыльная.
Свинья – толстая, дородная, жирная, пухлая, тучная, откормленная, упитанная, тяжелая,
массивная, полновесная.
Дидактическая игра «Расставь по загонам»
Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.
Ход игры. Воспитатель помещает на магнитную доску изображения домашних животных и три
загона, объясняет, что в первый загон можно «загнать» животных, названия которых состоят из
одного слога, во второй загон — из двух слогов, в третий — из трёх слогов. Дети по одному
выходят к доске, выбирают животных, чётко произносят их названия по слогам и ставят рисунки в
соответствующие «загоны».
Слова: кот, бык, коза, овца, баран, свинья, кролик, корова,
лошадь.
Объясни пословицу.
Купить кота в мешке.
Знает кошка, чьё мясо съела.
Кошка из дома мыши на стол.
Глупая собака громко лает.
У хорошего хозяина нет плохой лошади.
«Объясни выражение».
Собачья преданность.
Пустить козла в огород.
Живут как кошка с собакой.
Собаку съел.
Устал, как собака.
Дидактическая игра «Сложные слова»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных способом сложения основ.
У кошки длинная шерсть – длинношерстная. У кошки короткая шерсть – короткошерстная. У кошки
гладкая шерсть – гладкошерстная.
Дидактическая игра « Мышка, кошка и собака»
Цель: развитие внимания, мышления.
Оборудование: 3 массажных колючих мячика разной величины.
Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог-ведущий начинает рассказывать историю: « В старой
ветхой избушке жили-были дед и баба, и завелась в их домике мышка». Передаёт самый
маленький мяч по кругу. «Стала мышка везде бегать, шуршать и деду с бабой мешать. Тогда
решили они завести кошку», вслед за маленьким мячиком передаёт по кругу – средний.
Одновременно дети передают по кругу 2 мячика. «Стала мышка убегать, кошка догонять. Решили
тогда дед с бабой завести собаку». Передаёт третий мячик вслед за двумя первыми. В кругу дети
передают 3 мячика друг за другом. « Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки».
Передача всех мячей происходит 2-3 круга, затем педагог останавливает все мячи в своих руках.
«Бегали они бегали, никто никого не догнал, устали и легли отдыхать». В игре нужно следить, что
бы мячики передавались из рук в руки, и дети старались мячики не уронить