Проект "Светлый праздник Пасхи, пасхальные песнопения"

Тема проекта: Светлый праздник Пасхи, пасхальные песнопения.
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
А.Майков
Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…На это
время и приходится Светлое Христово воскресение – Пасха.
Православная церковь считает Пасху главным христианским
праздником. Этот день радостный , светлый. Все события ,связанные с
ним огромное чудо,- огромное чудо!
У каждого большого церковного праздника есть свои приметы на
Рождество – наряженная елка; на Вербное воскресение-
распустившиеся ветки вербы, а на Пасху куличи, крашеные пасхальные
яйца. На Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами:
«Христос воскресе!»- и ответным: «Воистину воскресе!»
Цели проекта:
-раскрыть основной смысл празднования православного праздника-
Пасхи Христовой;
- выяснить роль в церковных богослужениях пасхальных песнопений;
- найти общие черты между православной иконописью и пасхальными
песнопениями.
Задачи проекта:
- выяснить роль этого праздника для учащихся нашей школы;
- выявить информационную осведомленность наших учеников о
Празднование Пасхи Христовой;
- познакомиться с основными пасхальными песнопениями как
церковными, так и светского(народного) исполнения;
-выпустить буклет о Пасхи Христовой, распространить данную
информацию среди педагогов и учащихся нашей школы.
Гипотеза исследования: объем полученных знаний, направленный на
духовное воспитание учеников МОУ СОШ №3, формирование
нравственных качеств личности.
Объект исследования: православный праздник - Пасха
Предмет исследования: культурная значимость праздника в жизни
человека.
Ход проекта:
Пасха, как самый главный праздник всех христиан, волнует очень многих
людей, особенно в последнее время, когда интерес к православной культуре
растет, восстанавливаются и строятся новые храмы. Верующие люди
считают Пасху праздником праздников, торжеством из торжеств. Мы решили
в нашем проекте раскрыть основу этого праздника, проследить значимую
роль этого праздника в нашей жизни. На начальном этапе мы решили
выяснить, какую роль играет этот праздник в жизни наших учеников. Для
этого респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
Считаете ли вы праздник Пасхи Христовой большим праздником? (
Предложено ответить да- нет). Как по – вашему его празднуют?
Почему Пасха Христова считается праздником праздников? ( учет ответов-
дали ответ , не дали ответ)
На первый вопрос положительно ответили 87%.
На второй вопрос ответы были такие: пекут куличи, красят яйца- 97%, ходят
в церковь- 84%, ходят в гости- 34%, поздравляют друг друга- 58%.
На третий вопрос мало, кто из учеников дал утвердительный вопрос.
Ответили только педагоги, считавшие, что это победа добра над злом,
победа над духовной смертью.
да
нет
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
Категория 1
да
нет
Для исследования нашей проблемы мы обратились к книгам, журналам,
интернету, но самой первым шагом было обращение к отцу Артемию
Литвинову, настоятелю Свято-Никольского храма города Ершова. Наше
посещение городского храма было направлено на тему Пасхи, роли
Воскресению Христа в Евангелие и жизни верующего человека. Мы узнали
слово- Пасха означает исход. Движение от рабства к свободе.
Пасха - это чудесное избавление человека с помощью Бога.
Пасха - это заместительная жертва кто-то страдает, чтоб я был спасен.
Пасха - это великая перемена жизни. Значение воскресения Христа для
человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех
других праздников Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.
0
20
40
60
80
100
120
97%
84%
34%
58%
дали ответ
не дали ответ
Такой смысл вкладывает Ветхозаветное Писание в это понятие, называемое
словом «Пасха». Но была в Ветхом Завете некая незавершенность. Было
ожидание Мессии, Который должен основать новый мир. Изменить его ещё
более радикально. Для всего человечества Бог совершен, но человек
несовершенный. Греховное повреждение человека сделало невозможным
общение с Богом таким, каким было оно в раю. И жизнь человека стала
неполноценной, лишенной главного блага. Бог совершен, но человек
несовершенный. Греховное повреждение человека сделало невозможным
общение с Богом таким, каким было оно в раю. И жизнь человека стала
неполноценной, лишенной главного блага. Потому смысл Библии именно в
том, что эта Книга говорит о той великой перемене, которая должна
произойти в человеке. Это по большому счёту книга о Пасхе. О Пасхе Нового
Завета, потому что Ветхозаветная была прообразом, приготовлением.
Отсюда естественно, что Новозаветная Церковь - она также зиждется на
Пасхе. И все православное христианство центром своего вероучения имеет
Пасху Христову. Пасха - это не только сам чудесный факт Воскресения
Христа, но и последствия этого Воскресения для человека, как избавление от
ига смерти и разобщённости с источником жизни - Богом.
Суть Евангелия, по отношению к которому Ветхий Завет Библии является
прологом, в том, что Христос воскрес нашего ради спасения. Факт
Воскресения Иисуса Христа открыл апостолам глаза на то, в чём смысл
Всего Писания. Священное Писание говорит, что ключ к пониманию лежит в
факте Воскресения Христова - Христовой Пасхи.
В интернете, духовной литературе для юношества мы познакомились с
пасхальной иконописью. Иконопись - это вид живописи, религиозной по
темам, сюжетам, и назначению. В искусствоведении иконами обычно
называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской
традиции на твёрдой поверхности и снабженные специальными надписями и
знаками.
Обнаружили главную икону Пасхи Христовой это «Сошествие во ад» или
«Воскресение Христово» и несколько ее разновидностей, сделанных в
разное время и разной манере написания. Но вот, что объединяет все эти
иконы. «Свет Христов просвещает всех». Может быть, именно это хотел
сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди
встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.
На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие
себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.
Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у
человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти
богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего
тела смерти?» (Рим. 7,24). Но другая его рука решительно протянута ко
Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не
насилует.
По другую сторону от Христа Ева. Ее руки протянуты к Избавителю. Но
значимая деталь они скрыты под одеждой. Ее руки некогда совершили
грех. Ими она сорвала плод с древа познания добра и зла. В день падения Ева
думала получить причастие к Высшей Истине, не любя саму Истину, не любя
Бога. Она избрала магический путь: «вкусите и станете», подменив им
трудную заповедь «возделывания»… И вот теперь перед нею снова Истина,
ставшая плотью, Христос. Вновь Причастие Ему способно спасти
человека. Но теперь Ева знает, что к Причастию нельзя приступать с
самоуверенностью… Теперь понимает: все существо человека должно
пронзить «рассуждение», — к Кому дозволено ему причаститься…
И Ева не дерзает самочинно коснуться Христа. Но моля, ждет, когда Он
обратится к ней То, что сейчас, в момент, изображенный на иконе, Ева вся, с
головы до ног, покрыта одеждой, это еще и знак ее покаяния, понимание
всецелой своей отделенности от Бога (одежда дана людям после
грехопадения). Но именно поэтому и спасена Ева. Спасена, ибо
покаялась.
Иконописец всегда, когда надо показать встречу человека и Бога, Вечного и
временного, стремится явить не только сам факт встречи, но и значение
человека в ней, его личное, выбирающее, верующее отношение к
Встреченному. В данном случае об этом говорят не только лик или жесты, но
и одежды.
Мы проанализировали ход службы, в ней часто встречаются особые
песнопения, которые звучат только в Пасхальный и после Пасхальные дни.
Это «Христос воскресе из мертвых…», «Воскресение Христово видевши…»,
«Ангел вопияше» и другие.
Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и
песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста,
которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов
просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»
Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После
Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!».
Смерти больше нет.
Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали
«Евангелием» благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость
переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она
же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе
Христос!»
Христос Воскресе!
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех
живот даровав!
Песнопение «Христос воскресе из мертвых…» тропарь Пасхи это
своего рода «визитная карточка» праздника. Тропарем в церковной традиции
называется краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события,
его поют прихожане вместе с церковным хором. Радостный гимн,
возвещающий о воскресении Христа, первый раз звучит в пасхальную ночь,
когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых
дверей. Закрытые двери храма обозначают «гроб затворенный»
погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.
На рассвете первого дня после субботы (теперь этот день недели мы
называем воскресеньем в память о воскресении Христа), когда жены-
мироносицы подошли ко гробу, чтобы помазать благовониями тело своего
Учителя и Господа, оказалось, что тяжелый камень, закрывавший вход в
пещеру погребения, отвален. Гроб пуст: в нем лишь погребальные пелены, в
которые было завернуто тело Иисуса Христа. Сам же Христос воскрес!
Радостная песнь «Христос Воскресе…» многократно повторяется в
церковных Богослужениях на протяжении всех сорока дней празднования
Пасхи. Весть о воскресении Спасителя возвещается всем народам во всех
уголках земли, и в православных церквах можно услышать пение тропаря
Пасхи на разных языках. Музыка
Пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевши…», считается тоже
неотъемлемой частью богослужения. Музыка
«Ангел вопияше»
Для пасхальных богослужений писали мотивы многие русские композиторы
Павел Чесноков, Сергей Васильевич Рахманинов, Петр Ильич Чайковский
Чайковский и другие.
В пасхальном Богослужении, кроме тропаря и других песнопений, звучит
очень красивая молитва «Ангел вопияше». Павла Чеснокова звучит в
пасхальном богослужение . Она исполняется кабы от лица ангела, который
обращаясь к Богородице, воскликает: «Радуйся!»- и повторяет вновь паки
реку) «Радуйся!»
Твой сын воскрес тридневен от гроба,
И мертвыя воздвигнувый людия веселитеся.
Помимо церковных песнопений, мы можем встреть в нашей жизни обычные
для исполнения людьми пасхальных песен вне храма, дома, в гостях и Т.Д.
Их принято считать светскими , многие из этих песнопений могут быть
народными и авторскими.
Музыка. Послушайте песню «Пасха Христова « В исполнении Елены
Королевой.
Пасхальные песни могут разучиваться и исполняться в дет.садах и школах
Фрагмент исполнения учащимся пасхальной песни.
Итог:
Как видите, Пасха имеет большое значение в православной культуре. Это
иконопись, песнопения, обряды, определенный уклад в жизни человека.
Образ пасхи может находить отражение в творчестве русских композиторов
и играет большое значение в культуре России, ее истории.
На заключительном этапе мы решили выпустить буклет о Пасхе Христовой.
Распространить его среди педагогов и учеников нашей школы. А так же
решено выпустить диск с пасхальными песнопениями.