Конспект занятия "Российские народные промыслы"

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «Дружба»
Занятие "Российские народные промыслы"
Разработала: Добровольская С. М.
педагог ДО, руководитель
объединения «Ленточные фантазии».
Новый Уренгой, 2020
Конспект занятия «Российские народные промыслы»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской
народной культуре через ознакомление с народными промыслами России.
Задачи:
Обучающие:
прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего
народа;
приобщать к национальной культуре как системе
общечеловеческих ценностей;
прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать
чувство красоты;
формировать представления об особенностях русского народного
творчества;
способствовать формированию и развитию умения творчески
использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе
создания изображений.
Развивающие:
развивать мышление, внимание, память, познавательную
активность;
развивать творческие способности детей, их воображение и
пространственные представления;
Воспитательные:
воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории,
традициям, уважение к работам народных мастеров;
воспитывать уважение к истории и обычаям своего народа, к
традиционным ремеслам России.
Тип занятия: изучение нового материала.
Формы организации обучения: групповая.
Методы и приёмы:
Словесные: интеллектуальная разминка, сообщение педагога, вопросы–
ответы, контроль и оценка, устное поощрение.
Наглядные: демонстрация презентации, образцов, видов росписи.
Практические: самостоятельное выполнение практических заданий.
Оборудование и инструменты: учебные столы, стулья,
демонстрационная доска, магнитофон, кисти.
Материалы: краски «гуашь», альбомные листы бумаги.
Предварительная работа: работа со специальной литературой, поиск
необходимой информации в Интернете, составление плана-конспекта,
подготовка оборудования, раздаточного материала и специальной атрибутики.
Дата проведения: 20.10.2020 г.
Время проведения: 10.30 ч.
Продолжительность: 1 академический час (40 минут).
Характеристика группы: 2 года обучения, № 2, возраст 8–10 лет,
численный состав 12 человек.
Интернет – ресурсы:
1. https://www.liveinternet.ru/users/5006877/rubric/4713549/page3.html
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/03/10/narodnye-promysly
3. https://fishki.net/1255416-16-samyh-krasivyh-vidov-narodnogo-
iskusstva-rossii.html
4. https://www.pinterest.ru/mihantonov/народные-промыслы-для-
детей/
Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми,
способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через
искусство народных промыслов видим мы связь далёких наших предков с
настоящей жизнью сегодня. В российских произведениях художественных
промыслов живет душа народа.
Кто может сказать, ЧТО означает словосочетание «Народные
промыслы»?
Что же такое «ремесло» и «промысел»? (ответы учащихся.)
Слово «ремесло» произошло от слова «ремес» - плотник. Это слово
обозначало и обозначает разные виды работы, преимущественно ручной. В
толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как
«рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб;
промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».
«Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая
значимость умения.
Народные промыслы это именно то, что делает нашу культуру
богатой и неповторимой. Всякая работа мастера хвалит с этим трудно не
согласится, глядя на «брендовые» вещи русских мастеров, которые пришлись
по душе не только на Родине, но и полюбились далеко за ее пределами…
Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные
туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и
сегодня мы рассмотрим самые яркие и известные из них.
Хохлома
Хохлома один из самых красивых русских промыслов, зародившийся
еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и
деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но
и жители зарубежных стран. Причудливо переплетенными травными узорами
из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться
бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные
по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую
добрую и долгую память о дарителе.
Хохлома, Хохлома! Блещут золотом дома!
Миски, ложки, чаши, блюда – золотая вся посуда!
- Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не
обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же
появилось это диво дивное – золотая хохлома?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах
человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные
чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого
золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет
такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во
дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл
он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду.
В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под
названием Хохлома.
- Как же создаются изделия с хохломской росписью?
- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за
токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа
«бельё» - резные ковши и ложки. После сушки основу грунтуют очищенной
глиной и сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями олифы
3-4 раза. Следующий этап «лужение», втирание алюминиевого порошка в
поверхность изделия. Теперь предмет приобретает бело-зеркальный блеск и
готов для росписи. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость
хохломской росписи, - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы
красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко
встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную
масляными красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные
изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи
до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая
хохлома. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома
ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото,
потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Матрёшка
Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском
народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых
сувениров по всему миру.
Сейчас матрёшка не просто народная игрушка, хранительница
русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой
тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с
достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом
коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко – это русская … (матрёшка)
Матрёшка на окошке под ярким сарафаном,
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо: матрёшечка – детёныш.
А там ещё! Откуда? А там опять… найдёныш.
Поют матрёшки в хоре, живут не зная горя:
И дружно, и счастливо, и весело на диво.
Поколдую я немножко. У меня одна матрёшка.
На столе она стояла…а теперь их десять стало.
Матрёшка для всего мира является самым ярким национальным
символом России. Прообраз её деревянную пустотелую куклу, в которую
вкладывались несколько таких же кукол, художник Сергей Васильевич
Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем сердитым на вид,
узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм и показал
народным умельцам понравится ли?
В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей, прочной
липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не выточить?
Выточил первую русскую матрёшку Василий Звёздочкин, и состояла она из
восьми фигурок, которые отличались не только размером, но и оформлением.
Чаще всего матрёшки бывают пятиместными, хотя рекордное количество в
одной игрушке доходило до сорока восьми.
- Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг
на щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, украшение девушки - русая
толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша?
Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Матрёшка и в настоящее
время остаётся символом плодородия, семейного очага и материнства.
Любовь к красному цвету, самому яркому дошла до наших дней от тех
времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми наличниками,
стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали красным сукном.
Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего государства.
Красный – значит красивый, и это в точности отвечает облику матрёшек.
Существует несколько традиций росписи матрёшек. Самая известная
из них - семёновская роспись. Основные её цвета – жёлтый, красный и синий.
Обязательный элемент – букет из цветов и трав на фартуке. Существует
поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно
непременно исполнится.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка символ Кировской области, подчеркивающий
ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и
обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая
уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
Я барыня сударыня! Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку, отгадайте её, друзья!
- Весёлая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки… а ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей.
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Удивительному чуду мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке поведём сейчас рассказ.
- Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то давно, на
поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам
хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу.
Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.
- А чем же славится село Дымково? Игрушками, а называют эти игрушки
дымковскими.
- Лепили игрушки из местной красной глины. В основном это барыни,
медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Слепят и в
печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину,
на празднике проводов зимы, вятичи встречали весну весёлым свистом
игрушек-свистулек.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные:
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Посмотри, как хороша эта девица-душа!
Щечки алые горят, удивительный наряд!
Сидит кокошник горделиво, барышня так красива!
Как лебёдушка плывёт, песню тихую поёт.
- Для росписи дымковских игрушек используют яркие, праздничные
цвета, а узорами служат простые геометрические фигуры. Красные,
оранжевые, зелёные круги являются неотъемлемой частью украшения
костюма.
Городецкая роспись
Едет в город Городец покупать товар купец:
Разрисованные прялки, люльки, доски и качалки.
Городецкая роспись – как её нам не знать:
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать,
Здесь такие букеты, что нельзя описать,
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит!
- Городецкая роспись зародилась в районе города Городец. Яркая,
лаконичная, Городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской,
украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода.
Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы пышные розаны.
Они всюду разбросаны на поле весёлыми гирляндами и букетами. Любимый
фон ярко-зелёный или красный, глубокий синий. В Городецкой росписи
часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом
богатства, или образ птицы символа счастья. Изображения «петушок» и
«курочка» символизирует семейное благополучие, пожелание семье
множества детей.
Гжель
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой,
славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века.
В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор.
Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет
синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической
прорисовкой деталей.
Если в Гжели вы бывали, то посуду там видали.
Что за синие просторы! И картины, и узоры!
- Гжель – старинный народный промысел, название которого, вероятно,
произошло от слова «жгель», зародился в XVII веке. Первые гжельские
мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или
«гжель». Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть
Гжелью.
Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже
стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.
Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью.
Традиционный сюжет гжельской росписи фантастическая птица,
окружённая деревцами или архитектурными сооружениями. Известно, что
гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке
гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и
за границей в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия
можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Сегодня
искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские
глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по
белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.
Современное искусство гжели сложно и многообразно. Эта керамика —
наиболее яркая, поэтичная и запоминающаяся среди русских промыслов.
Популярны в России и во все мире традиционные фарфоровые изделия с
кобальтовыми (синими и голубыми) узорами. Казалось бы одноцветная
роспись должна сделать изделие монотонным, однако все получилось совсем
наоборот благодаря характерному синему цвету с его различными
оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально. Рисунки гжель
это сюжеты из народной жизни прошлого катание на санях, масленица,
жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты. Узоры
неповторимы, ведь каждую чашку или поднос мастер расписывает вручную, в
единственном экземпляре.
Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой
волости (сейчас Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и
занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц,
поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего.
С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать
популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей
стране и за рубежом.
На подносе из металла я цветы нарисовала.
Россыпь маков, лилий, роз. Вот он – жостовский поднос.
Жостовская роспись народный художественный промысел, который
зародился в деревне Жостово Московской области. История этого промысла
ведётся с 1825 года, когда в деревне обосновались братья Вишняковы. Они
организовали мастерскую и занялись росписью металлических подносов.
Изделия сразу начали пользоваться большим спросом, однако другие мастера
не смогли составить конкуренцию жостовцам, традиции росписи которых,
сохранились до наших дней. Технология изготовления подносов включает
несколько этапов. Сначала поднос тщательно шлифуется, затем покрывают
двумя слоями грунта, основой которого служат сажа и каолин и шлифуют ещё
раз. Подготовленный поднос покрывают несколькими слоями цветного лака,
каждый полируется в отдельности. И только после завершения этого процесса
мастер приступает к росписи подноса. Жостовские мастера расписывают
металлические подносы разной формы: круглой, овальной, квадратной,
гитарной. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива
используют букет из садовых и полевых цветов. Фон может быть и красным,
синим, зелёным, золотым. В русской культуре поднос символизирует
богатство, достаток в доме.
Палех. Палехская миниатюра.
Палехская миниатюра это особое, тонкое, поэтичное видение мира,
которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи
используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Палехская
роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и
только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и
размеров.
В Палехе картины не рисуют в рамах,
В Палехе картины на шкатулке прямо.
Русские мотивы о счастливой доле:
Девицы и парни на гулянье, в поле…
Село Палех Ивановской области с XVII века славилось своими
мастерами-иконописцами. Их работы отличались особой тонкостью письма и
применением большого количества золотой краски. От других видов
подобного искусства палехскую живопись отличают чёткость силуэтов,
вытянутые изящные фигуры людей, декоративность природных пейзажей.
Роспись строится на трёх цветах: красном, зелёном и жёлтом. Это сочетание
восходит к традициям древних иконописцев, а композиция обрамляется
изысканным золотым орнаментом. Весёлые тройки с нарядными ездоками,
жницы в золотом пшеничном поле, праздничные хороводы, задорные пляски,
сказочные сцены все картинки озарены волшебным светом. Палехская
лаковая миниатюра занимает одно из ведущих мест в русском декоративно-
прикладном искусстве.
Тульский самовар
Тульский самовар — один из символов России, так красочно описанный во
многих произведениях. Казалось бы: подобный предмет быта могли
изобрести только в нашей стране. На самом деле еще древние римляне пили
чай из аутепса, который имел абсолютно схожий принцип действия с
самоваром.
В Россию самовар попал из-за рубежа. Говорят, что этому
поспособствовал Петр I. Хотя историки считают что это не так: самовар
появился несколько позже. Первые упоминания 1740 года говорят, что
самовар начал производится в посёлке Суксун Пермского края, в документах
сообщается о 16-ти фунтовом медном самоваре, произведенном на суксунском
заводе.
В Туле же самовар стал производится только в 1746 году на заводе
Демидовых (крупных заводчиков и предпринимателей того времени), но не
исключено, что завод в Суксуне также принадлежал им. Так зародились
первые истоки из которых позже вышел знаменитый тульский промысел.
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор
Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар.
Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные
изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок:
бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с
кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
Богородская игрушка.
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет.
Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не
только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность
богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм
в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления
игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного
времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная
конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором
проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка
настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий
стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с
мужиком и медведем.
Богородские игрушки: тут клюют зерно пеструшки,
Тут медведь и мужичок, тут лошадка и ездок!
- Существует сказание, как появилась богородская игрушка. Оно
повествует о крестьянской семье, жившей в селе Богородское неподалёку от
Сергиева Посада. Мать решила как-то развлечь своих малолетних детей и
вырезала из чурбачка забавную фигурку «ауку». Позабавившись с ней
немного, ребятишки утратили к «ауке» всякий интерес и бросили игрушку за
печь. Спустя некоторое время отец семейства засобирался на базар и решил
взять с собой деревянную поделку. Чтобы народ подивить. Купцы
заинтересовались необычной безделушкой. Они дали мужику денег и заказали
ещё несколько игрушек. С тех пор, говорят, и повелось это ремесло в
Богородском. Для изготовления фигурок резчики использовали древесину
липы, осины и берёзы. Как правило, резные изделия не раскрашивают, хотя
расписные фигурки тоже встречаются. Богородские мастера вырезают из
дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи верёвочек,
планок, пружинок. Например, курочки клюют зёрнышки, кот ловит рыбу.
Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь» в разных
вариантах: они и куют, и пилят, и воду возят, и на балалайках играют.
Филигрань
Филигрань один из древнейших видов художественной обработки металла.
Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде
верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются
из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими
и хрупкими.
Уральский малахит
Известные месторождения малахита на Урале, в Африке, Южной
Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных
стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается
самым ценным на мировом рынке.
Финифть
Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в
современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике
финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской
области. Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц,
зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали
стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и
зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
Вологодское кружево.
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все
изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине,
плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на
фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Шемогодская резная береста.
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный
промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются
«берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок,
коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных
орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны
изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены
гуляния в саду и чаепития.
Павлово-посадские шали.
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и
актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на
крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии
развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с
набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оригинальные
рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в
разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к
любому образу.
Оренбургский пуховый платок.
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно
нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки
настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное
кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным
подарком.
Итог занятия.
Педагог предлагает детям нарисовать на бумаге несколько элементов
росписи по желанию, оформить мини–выставку и оценить работы друг друга
и дать оценку своей работе, что получилось, что нет (само и взаимооценка
работ обучающихся).
Закрепление пройденного материала (вопросы ответы по теме
занятия).
1. Что нового узнали о русских народных промыслах?
2. О каких народных промыслах вы услышали впервые?
3. Какие виды росписи вы изобразили на бумаге?
Педагог обобщает изученный материал и поводит итог занятия:
Много интересного вы узнали о традиционных русских ремёслах. Перед
нами раскрылся многовековой опыт и мудрость русского народа, его душа,
юмор, смекалка. Изучая историю народных промыслов, мы возвращаемся к
истокам национальной культуры.