Картотека кубанских хороводных игр

Май
Игра «Заплетайся плетень 2-й вариант»
Ведущий, должен отвернуться от играющих. Играющие , образуют
плетень (замкнутый круг). Кто-нибудь из участников хоровода проходит
под руками детей противоположенной стороны круга, затягивая за
собой остальных, и так до полного «заплетения». Затем, играющие
зовут водящего, который должен распутать хоровод. Руки игроков
должны находиться в правильном положении.
Картотека кубанских
хороводных игр
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Музыкальный руководитель Коник Т. М.
Сентябрь
ИГРА «В УТКУ»
.
Играющие стоят рядом . Двоя стоящих на краю отрываются и
бегут (это селезень и утка), подныривая под руки стоящих. Та пара, под
руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они
становятся на свободное место.
Догони, селезень, утку
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой- селезень,
Девятая- утка,
Десятая- гуска.
Октябрь
Игра «Золотые ворота»
Выбирают двух ведущих, они выбирают себе названия
«Серебряное блюдечко» или «Яблочко» Дети стоят в кругу, в центре
двое играющих, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя
«воротики». Остальные, выстраиваются друг за другом гуськом
проходят в ворота. На последнем слове ведущие опускают руки и
закрывают «ворота», задерживая игрока.
Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!» Ему отвечают: «Мы
всех пропускаем, а тебя оставляем!» Что выбираешь золотое блюдечко
или наливное яблочко?. Задержанный игрок переходит на выбранную
сторону., он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же
происходит и с другими игроками. Играющие делятся на две команды.
После этого меряются силой, перетягивают верёвку.
В золотые ворота проходите, господа!
В первый раз прощается, второй раз запрещается
А на третий раз не пропустим вас!
Ноябрь
Игра «Сон казака»
Выбирается «казак», который становится в центре круга,
завязывают глаза. Дети двигаются по кругу. Один из стоящих кричит как
петушок ( коровка, уточка и т д ), стараясь изменить голос. «Казак»
угадывает, если ему это удалось, забирает его в центр круга . Игра
продолжается, по окончанию слов, дети поднимают руки «воротики», а
казак догоняет тех детей кого собрал в круг.
Кто чертей с утра гоняет
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит « ку-ка-ре-ку»?
Все коровы во дворе
Размычались на зоре
Не понятно никому
Почему «му-му-му-му»?
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Надоело казаку
«кря-кря-кря» с «ку-ка-ре-ку»
-Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
Декабрь
Игра «Плетень»
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен комнаты, взявшись
крест-накрест за руки. Дети первой шеренги подходят к стоящим
напротив, отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети
других шеренг. По сигналу расходятся по залу, выполняют
определённые движения. По следующему сигналу все бегут на свои
места. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
Январь
ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу один в центре. Дети идут по кругу и поют,
движения выполняют по тексту. Кто поймал, тот должен угадать
«Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Ступай в кут, там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
(Ребёнок стучит ногой)
-Кто там?
-Это я, Тарас.
-Лови нас, не открывая глаз.
Февраль
ИГРА «ГОРШКИ»
Дети делятся на две команды. Одна команда «горшки» они сидят в
кругу, другая «хозяева» они становятся за сидящими детьми. Ведущий
изображает покупателя, ходит , выбирает товар, торгуется
-Почем горшок?
-По денежке!
А он те трещит?
-Попробуй( легко ударяет по «горшку» пальцем)
-Крепкий, давай сговор!
«хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки , поют:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
« хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто
первый прибежит к купленному горшку тот «хозяин», опоздавший
«покупатель»
Март
ИГРА «КАЗАЧЬЯ»
Участвуют мальчики, стоят в кругу. В центре стул-«боевой конь»,
верхом на коне- командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, пружиня ноги.
По сигналу командир соскакивает с коня, кладёт флажок, становится в
общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем идут за
командиром вправо. Командир делает шаг в круг и взяв дудку дует в
нее перед выбранными детьми. Два мальчика стоящие перед ним
разбегаются в разные стороны, вдоль круга. Побеждает тот, кто первый
возьмёт флажок. Он становится командиром
Апрель
ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Дети ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре
водящий с шестом, на конце которого платок. По сигналу допрыгнуть и
достать платок. Победитель становится водящим.
«Через детей последующих поколений детские игры
снова повторяются, снова оживляются в памяти
живущих поколений и снова молодеют»
Е.А. Покровский.
Благодаря народным хороводным играм:
- расширяется кругозор дошкольников в области народного творчества;
- развиваются творческие способности детей
- воспитывается уважение к народной культуре.
Радует, что в последнее время вырос интерес к народному
творчеству, фольклору. Появляется очень много взрослых и детских
коллективов, пропагандирующих искусство Кубани. Возрос интерес к
народной культуре. Конечно, детские сады не могли остаться в
стороне, в образовательных программах увеличилась доля
регионального компонента, больше времени уделяется на изучение
народного материала. И это правильно ведь чувство любви к родному
краю необходимо формировать с раннего детства. С детства
воспитывать бережное отношение, любовь к тому месту, где родился,
к своей малой Родине. Учить видеть и понимать красоту родного края.
Кубань песенный край с хорошо сохранившимися песенно-
танцевальными традициями. Кубанская народная музыка обладает
огромной художественно воспитательной ценностью. Родная
музыкальная культура, родной фольклор обогащает детей
музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка,
обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами,
поэтическими оборотами. Работая над программой, нужно было
расширить свой репертуар песен хороводов, спланировать работу с
детьми так чтобы кубанский музыкальный фольклор зазвучал в
повседневной жизни на утренниках, в образовательной деятельности.
Начинали работу с самообразования это чтение литературы, подбор
музыкального материала. Одним из направлений этой работы было
создание картотеки « Хороводные игры Кубани». Я надеюсь, что этот
материал поможет вам в работе. Игра сопровождает ребёнка, имеет
глубокие корни от древности до современности. Игрой пронизан
фольклор: песни, свадебные обряды, календарные обряды, народные
игрища. Когда-то, игра была не просто развлечением, но и учёбой,
наставлением (ловкость, сообразительность, всё, что требовалось в
быту.). Игровой фольклор кубанцев отличается трудовой и военно-
патриотической направленностью. Казачьи игры отличаются
историческим и бытовым содержанием, находкой, смекалкой и
юмором. Заметное влияние на становление, развитие игрового
действия оказали исторические особенности национальных культур
разноязычного населения Кубани. В наше время игры с пением имеют
немного другое, но в то же время, важное значение в музыкальном
воспитании детей: развивают устойчивость интонации в пении, умение
согласовывать пение с движением. Дети знакомятся с культурным
наследием своего народа. Для детей дошкольного возраста более
доступны игры с песенным и стихотворным сопровождением, участие
педагога обязательно. Но само слово игра связана с детством, по
мнению психологов и педагогов, игра эта основная форма деятельности
ребёнка. Развивает его интеллектуально, физически и эстетически.
Можно выплеснуть эмоции во время игры. Так же научить выполнять
какие-либо движения, так как ребёнка трудно заставить выполнять
движения, а в игре это выглядит непринужденно, что облегчает
процесс запоминания. Так же игры имеют большой воспитательный
потенциал. Через игру ребёнок входит в систему взаимоотношений в
семье, коллективе, знакомится с трудовыми навыками. Учиться
подчиняться и брать ответственность на себя. Несмотря на то, что в
репертуаре встречаются незнакомые современным детям или звучащие
непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию,
быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро
находят им синонимы. Чтобы интерес к игре не ослабевал, использую
различные методические приемы. Выразительно исполняю
произведение, показываю движения. Живой интерес вызывает
использование различных атрибутов и элементов костюма. Провожу
беседу, объясняю «непонятные» слова. Старюсь создать игровую
ситуацию. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения.
Провожу пояснения в ходе выполнения. Очень важно дать ребёнку
положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся хороводы
дети могут закрепить в группе, где в музыкальных уголках есть
необходимые иллюстрации, игрушки, детские музыкальные и ударные
инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности. У детей
появляются любимые игры, которые они исполняют чаще, стараются
сыграть мелодию на том или другом инструменте
В середине года в подготовительной группе был организован
музыкальный вечер «Кубанский хоровод». Я рассказала о значении
хороводных игр в далёком прошлом. Играя, дети знакомились с миром
взрослых, подражали им, приобретали навыки, обыгрывая различные
жизненные ситуации. В процессе приобщения детей к традиции
народной музыкальной культуры создаётся благоприятный
психологический климат, который способствует раскрытию
индивидуальности ребёнка, его музыкальных способностей.
Использование фольклора во время образовательной деятельности
позволяет сделать процесс более интересным и эмоциональным.
Народная музыка очень важна для всестороннего развития личности
ребёнка, так как обладает глубоким содержанием и сильным
воздействием на духовный мир человека.