Картотека игр ТРИЗ для детей дошкольного возраста
Картотека игр ТРИЗ для детей дошкольного возраста.
Не так давно начала знакомство с технологией ТРИЗ. Стала использовать
игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в
процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры понравились
детям, поэтому решила составить картотеку игр по ТРИЗ.
Что умеет делать?
Со второй младшей группы
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или
загадать с помощью игры “Да-Нет” или загадки). Дети должны определить,
что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход игры:
Воспитатель :Телевизор.
Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы,
песни, может пылиться, включаться, выключаться.
Воспитатель: Что может мяч?
Дети:Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть,
подпрыгивать, пачкаться, лежать и т. д.
Паровозик
Со второй младшей группы
Правила игры: Ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного
объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек
и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного
объекта раздаются играющим.
Ход игры:
Ведущий – педагог, а позже ребенок-паровозик, а остальные дети –
вагончики. Выстраивается “поезд времени”.
Воспитатель: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе
вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика,
школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.
Каждый ребенок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий
берет свою, встает, а за ним встает ребенок со следующей по смыслу
картинкой и так далее.
(При ознакомлении с понятиями ”система сейчас”, “система в прошлом”,
“система в будущем”.)
(При расширении представления о росте и развитии представителей
животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также
ознакомлении с временами года).
Воспитатель: Вот картинка с изображением зеленого листика. (Заранее
подобраны картинки листика в разные временные отрезки: желтый
листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со
светло-зеленой окраской и так далее).
Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.
Воспитател:ь Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что происходит зимой?
Дети:Снег идет, мороз.
Воспитатель: Это хорошо?
Дети: На санках можно кататься.
Воспитатель: На санках кататься плохо почему?
Дети: Упасть можно и удариться.
Воспитатель:Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке
снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?
Дети выбирают картинки.
Примечание: Для детей старшего дошкольного возраста можно
выстраивать более сложный “поезд времени”. Берется объект из неживой
системы: машина – как вид транспорта или как средство для перевоза груза.
Воспитатель: Сейчас мы будем выстраивать”поезд времени” машины. На
чем раньше ездили люди?
Дети: Телега, карета…
Воспитатель: А в будущем, на чем будет ездить человечество?
Дети выбирают предложенные картинки и выстраиваются в “поезд”.
Где живет?
Со второй младшей группы
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В
младшем дошкольном возрасте – это неживые объекты из ближайшего
окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте – это
любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет
улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место
нахождения реальных и фантастических объектов
Ход игры:
Воспитатель Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!
В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться
самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у
воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел “Живая и неживая
система”, то основной набор картинок должен состоять из объектов
живой и неживой системы и так далее.
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети В лесу, в зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улице – бродячие.
Восптатель: Где живет подорожник?
Дети На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к
ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в
животике у меня был.
Воспитатель: Где живет гвоздь? Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В
ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моем ботинке!
Культура поведения.
Воспитатель: Где живут вежливые слова?
Дети: В книге, в песне. В хорошем человеке.
Воспитатель А что значит хороший человек?
Дети: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит,
помогает людям
Это игра может использоваться как организационный момент в начале
занятия – беседы.
Воспитатель: Где живет радость?
Дети: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.
Воспитатель: Где живет зло?
Дети: В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в человеке – он
может быть злым.
Воспитатель: В каких словах живет буква “А”?
Дети: Мама, лиса, азбука, акварель…
Воспитатель: Где живет звук?
Дети: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или
кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…
Воспитатель: Где живет слово?
Дети: В предложении, в сказке, в человеке!
Воспитатель: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.
Что будет, если…
Со второй младшей группы
Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в
ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет
снег?»
Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные»,
например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой
упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т.д.
«Дразнилка»
со средней группы
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию
вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: - лка, - чк, - ще и др.
Ход игры:
Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Воспитатель: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
«Мои друзья»
со средней группы
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или
кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального
мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет
быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы,
животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки
(животные, птицы, ветер и т.д.).
«Чем был – тем стал»
со средней группы
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было деревом, а стало… Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
со средней группы
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок
должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с
присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
«Волшебный светофор»
со средней группы
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает
подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким
образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может
висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете
части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те
объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого
цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый
круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир,
домашние, дикие животные).
Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким
животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу было красиво…
«Давай поменяемся»
со средней группы
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает
свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет
обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота.
Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц
сворачиваться клубком.
«Теремок»
со средней группы
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один
ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в
«Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его
предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми
словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в
теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок,
если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут
быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по
местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня,
волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы.
Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой
природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой
отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а
заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается
орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой);
белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
«Найди друзей»
со средней группы
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети
говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при
фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать
после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту
функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра «Фантазия»
со средней группы
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на
другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы.
Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
Игра «Волшебные картинки»
со средней группы
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими
ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту
музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии.
Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем
знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Цель: обучение мыслительному действию.
Ход:
1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от
машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные
картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе 9дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине?)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек,
цифры, буквы
.
Игра «Числовая да - нетка»
со средней группы
Цель: обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
Ход:
1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его.
3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т.е. находить цифру и
спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше 3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
со средней группы
Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части
Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с
объектом.
Например: - У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
Игра «Кто кем будет?»
со средней группы
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко,
икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и
т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких
вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра «Кем был раньше?»
со средней группы
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб
(желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком),
бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом),
рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).
Игра «Найди друзей»
со средней группы
Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты,
выполняющие те же самые функции.
Ход: Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто
(что) выполняет эту же функцию
Например: Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …
Игра «Раньше – позже»
со средней группы
Цель: учить определять временн
ую зависимость объекта и его функцию.
Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до
этого или, что будет после.
Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет
позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ
ребенка (мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из
детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
со средней группы
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать
характеристику объекту по одной части.
Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать
характеристику объекту.
Например: - Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые
видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает
себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра «Бином фантазии»
со средней группы
Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять
предложения.
Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым
значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить
отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у
…).
Например: Подушка и крокодил.
• подушка под крокодилом;
• крокодил, прыгающий
через подушку;
• крокодил в подушке;
• подушка, прыгающая через крокодила;
Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).
Игра «маятник» (Хорошо - плохо)
со средней группы
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в
локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют
положительные свойства объекта или явления. Если влево – то
отрицательные свойства.
Например: Дождь
Растут растения
Промокнешь
Пьют воду
Лужи появляются
Моются водой
Гулять нельзя
Пыль сбрызгивает
Белье намокло
Красиво
холодит
Игра «Чем был – чем стал?»
со средней группы
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты
объектов, в которых они есть.
Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а
дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении.
Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал …
Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине
Игра «Как много всего сделал человек»
со средней группы
Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.
пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.
Дети называют сектора:
игрушки
одежда
посуда
здания (сооружения)
транспорт
мебель
бытовая техника
Игра «Маленькие человечки»
со средней группы
Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в
природном мире, находить среду обитания природных объектов.
Ход: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как
они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела –
Человечки жидкого тела –
Человечки газообразного тела –
Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными
линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков
газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет
природный объект, а дети определяют ему место.
Например: Болотная лягушка – живая природа, живет и в воде и на суше.
Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка – живая природа, живет в воздухе и на воде.
Игра «Узнай меня»
со средней группы
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети
отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети
отгадывают.
Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю
сладким и сочным. (Арбуз)
- Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные
живут. Меня люди любят. (Речка).
Игра «Вопрос – ответ»
со средней группы
Цель: развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.
Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает
каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и
делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает
тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.
Например:
- Почему снег белый?
- Почему лягушки квакают?
- Сколько голов у Змея-Горыныча?
- Чей сын цыпленок?
- Сколько хвостов у двух ослов?
Ответы могут быть точными или творческими с фантазией.
Игра «Поезд»
со средней группы
Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи
между предметами.
Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая
картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты
положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у
поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы
не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и
говорит почему. (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.
Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной
машине бывает вода; и т.д.
Игру можно проводить многократно, меняя картинки.
Игра «Мир вокруг нас»
Старшая группа
Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на
природные и рукотворные.
Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету
(многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по
форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на
две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки
объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.
Например:
Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.
Утюг – в рукотворную часть, т.к. его делает человек.
Камень – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть
природной системы.
Игра «Изобретатель»
старшая группа
Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать
новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые
предметы».
3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый
предмет.
4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи.
Затем обсудить функцию нового предмета.
Игра «Кто (что) это такое может быть?»
старшая группа
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных
значений предмета.
Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические
пары.
Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно).
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
Игра «Цепочки ассоциации»
старшая группа
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети
придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например: - желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);
- Длинное, серое, тягучее (жвачка…);
- Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь,
взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
- Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);
- Зеленое и прыгучее…
- Холодное, белое …
Игра «Елочка»
старшая группа
Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять
рассказы.
Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И.п. ед.ч.).
На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или
зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют
этот объект.
-Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?
Затем через 20-30 секунд делается 2 переключение». Выбирается любое
слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или
зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т.е. до 5
столбиков)
Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки».
Например: стартовое слово: Игла.
Игла
Еж
Яйцо
Швейная игла
Елка
нитка
Ножницы
Одежда
Стол
Швея
ткань
Стул
Скатерть
Тарелка
Нога
День рождения
Подарки
Цветы
Друг
Магнитофон
Пирог
Платье
бант
Составление рассказа, дать название рассказу.
Игра «Почему так произошло?»
1 вариант старшая группа
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между
собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»
Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула
зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил
машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не
пришел по назначению вовремя.
Варианты:
1. Собака погналась за курицей.
2. Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1.Молоко выкипело.
2.Самолет совершил вынужденную посадку.
1.Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
«Чудесный экран» («девятиэкранка»)
старшая группа
В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие
мыслительные шаги:
- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и
признаки.
- определяется подсистема природного объекта.
- определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе,
к которым он относится.
- рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
- рассматривается развитие объекта в будущем.
В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».
Мама-лиса в норе
Нора с лисятами
Место обитания лисы –
лес
Зародыш
Лисенок
(детеныш)
Взрослая лиса
Части зародыша
Части тела слабого
неумелого лисенка
Части тела взрослой лисы
Форма организации игр:
- Карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих
частей и места функционирования.
Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).
- Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению:
«Что-то» автор М.С.Гафутулин.
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!
Игровое действие при этом:
Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и
т.д. Предполагаемый результат по итогам универсальных игр: к концу
дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно
размышлять: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и
взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во
времени.
Игра «Путаница»
старшая группа
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать
лишнее слово и подбирать на его место другое.
Ход:
- Ребята, однажды Дели - Давай перепутал все слова в предложениях.
Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить
предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите
найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить
другое.
Например:
Летит колючий крокодил (снег)
Висит зеленая собака (слива)
Самолет ползет по рельсам (поезд)
Мальчик ест скакалку (конфету)
Летит воздушный диван (шар)
Рычит лохматый слон (пес)
Смотрю в прозрачное дерево (стекло)
Дверь открывают вилкой (ключом)
Бабушка связала мягкие подушки (варежки)
Мама сварила вкусный стол (суп)
Игра «Чем мы похожи»
старшая группа
Цель: обучать сравнениям разнообразных систем.
Ход: Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают
между собой сходства.
Например:
1. пчелка
2. бутылка с молоком
3. ножницы
4.собачка
Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят
на солнце, как лезвия ножниц.
Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко …
Дети находят сходства:
• по запаху;
• цвету;
• вкусу;
• ощущению на ощупь;
• по сходным частям;
• размеру;
• функции;
• среде обитания (месту применения)
Игра «Четвертый лишний»
старшая группа
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по
какому признаку проводится сравнение.
Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что
«лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока,
апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты).
А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а остальные
круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки
без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его
откусывают).
Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет,
количеству букв и т.д.
Игра «Пинг-понг» (наоборот)
старшая группа
Цель: учить подбирать слова-антонимы.
Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово
противоположное по значению.
Например: Словарик для детей 4-5 лет:
Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д.
Словарик для детей 5-6 лет:
Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый;
сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой –
прямой.
Словарик для детей 6-7 лет:
Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий
– густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый –
покорный; съедобный – ядовитый.
Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный –
несъедобный.
Игра «Именной шифр»
подготовительная группа
Цель: закреплять буквы, цифры, учить зашифровывать их в рисунки.
Ход: предложить написать свое имя на листке. Затем зашифровывать по
составу букв.
Например: Света - количество букв в -сколько одинаковых букв в слове.
Затем предложить составить рисунок по формуле. Предмет должен
состоять из стольких частей, сколько букв в слове, причем, если есть
одинаковые буквы, то и части рисуются одинаковые.
Например:
Света Анна Алиса
Игра «Букварина»
старшая группа
Цель: закреплять буквы, количественный счет.
Ход: 1. Пишется свое имя или другое слово.
2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их
количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове.
Под местом буквы подразумевается номер строки.
3. Можно составлять эти буквы картинкой
4. Затем идет обводка контура.
Например: ЛЕНА
Игра «Да-нет ка» по неизвестному слову.
(в старшей и подготовительной группе)
Цель: научить работать с недостатком данных, классифицировать предметы,
производить мыслительные действия.
Ход: Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь), вигвам, острец (сорняк), студия, бандарь, цевница…
Игра «Перевирание сказки»
подготовительная группа
Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть
на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.
Ход: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по
ходу ее «перевирают».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
-Было у отца 3 сына (не 3 ,а 20)
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы
идти.)
-Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать)
-Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба
ваша (не по стреле, а по валенку)
-У старшего сына упала стрела на боярский двор (на елку, по шишке)
-У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь.
(в магазин, попала в бутылку молока)
-У младшего сына в болото, к лягушке (в цирк, попала в укротителя тигров)
Примечание: Всю сказку рассказывать не надо.
Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».
Игра «Кто? С кем? Где? Когда?»
подготовительная группа
Цель: учить, по условной схеме составлять смешные истории.
Ход: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого
маленький листочек бумаги и ручка.
На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ.
Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было
видно, и передают лист другому ребенку.
Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край
листа и передают другому.
Вопросы:
-Кто?
-С кем?
-Где?
-Когда?
-Что делали?
-Кто пришел?
-Что сказал?
По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и
зачитывает полученные рассказы.
Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел
милиционер и сказал: «Здравствуйте!»
Игра «Соедини нас»
подготовительная группа
Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.
Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым
значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя
два предмета.
Например: газета – верблюд.
- Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?
- Что написано в газете про верблюдов?
- Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?
Варианты:
Банка – река
Ножницы – дорога
Линейка – книга
Огонь раковина
Карандаш – замок
Шляпа – мост
Солома – телевизор
Утюг – трамвай.
Игра « Как это раньше делалось?»
подготовительная группа
Цель: Учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком.
Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция
выполнялась.
Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана?
( чтобы человеку было светло, когда он пишет)
- Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу?
(свечей, лучинкой)
- Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы).
- как это раньше делалось? (на телеге, верблюде)
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Физкультминутки на занятиях
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ на основе ФГОС
- Психопрофилактика экзаменационных стрессов
- Дидактические игры на освоение ориентировки в пространстве
- Презентация "Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей раннего дошкольного возраста"
- Практическое занятие "Освоение звукового строя речи"