От творческого воспитателя к творческому ребёнку

«От творческого воспитателя к творческому ребёнку»
Наше дошкольное учреждение в течение нескольких лет активно адоптирует методы
и приёмы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – педагогики в работу с дошкольниками.
Вначале мы думали, что воспитанникам нашей группы это не под силу, но решили
попробовать. И были удивлены и обрадованы: дети не только справляются с
предложенными творческими заданиями, но и выполняют с большим удовольствием.
Девиз нашей группы звучит так: «От творческого воспитателя к творческому
ребёнку» Это и послужило толчком для создания универсального пособия познания
«Познайкин мир». Игры и атрибуты данного пособия хорошо знакомы детям.
Пособие состоит из 6 блоков, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий
мир.
1 блок. Анализаторы.
Центральной фигурой является мультипликационный персонаж свинка Нюша. С
помощью него, дети знакомятся с анализаторами и их значением, а так же с
эмоциональным состоянием человека.
2 блок. Ромашки признаков.
Ромашки со схематичным изображением имён признаков младшем возрасте - 14,
со среднего - 17, в старшем - 19).
3 блок. Волшебники – преобразователи.
Данный блок выделен в виде радуги с волшебными книгами. На каждой книжке
располагается схематическое изображение волшебников. С помощью волшебников, дети
осуществляют преобразования с объектами и явлениями.
4 блок. Установление причинно – следственных связей.
Для работы с причинами и следствиями создана причинно следственная тропинка,
на которой буквами обозначены причина (П) и следствие (С), их соединяют слова
помощники: поэтому и потому что. Данный объект знакомит детей с взаимосвязью
различных явлений и объектов окружающего мира.
5 блок. Вопросы.
Яблоки на яблоне учит детей формировать вопросы различной направленности, так
как на яблоках располагаются схемы вопросов.
6 блок. Модели.
Все значки со схематическим изображением моделей мышления находятся у куклы
«Умняшки» в « рюкзачке с секретами». Модели помогают детям раскрыть надсистему и
подсистему объектов окружающего мира, развивает словотворчество и воображение.
В Познайкином мире весь мир заключён.
Познать всё на свете поможет детям он.
И чтоб этот мир стал ярче и краше.
Мы с детьми изобрели игротеку нашу.
Игротека представлена в виде « волшебной ромашки».
Разные игры собраны в игротеку.
В данном универсальном пособии отражена работа с 6 блоками.
Работая по технологии ОТСМ ТРИЗ РТВ у детей развивается познавательная,
мыслительная, речевая деятельность. И связи с этим меняется, постоянно обновляется и,
конечно же, предметно - развивающая среда.
Для реализации работы мною разработаны ряд развивающих игр.
Игра «Волшебный волчок»
Цель: упражнять в умении задавать вопросы различной направленности. Учить
использовать в вопросе имя признака.
Материал: волчок, диск с цифрами, схематичное изображение карточки с
вопросами (на обратной стороне цифры – до 7)
Ход игры.
В этой игре 17 признаков и 7 вопросов.
Дети играют парами. Раз, два, три, четыре, пять будешь ты вращать.
Правила игры: выставляются карточки с вопросами. Ведущий выбирает игрока и
говорит слова: «Раз, два, три, четыре, пять - будешь ты вращать» Тот, кого выбрал
ведущий, он и раскручивает волчок, чтобы выбрать объект, модель вопроса, задаёт
правильно вопрос по модели. Напарник даёт ответ.
Игра «Парад волшебников»
Цель: закреплять знания детей о волшебниках преобразователях и преобразованиях,
которые они осуществляют.
Материал: два диска, планшет.
Ход игры:
Играют два ребёнка и более.
Правила игры: Каждый крутит свой диск (один диск с волшебниками, другой с
объектами) Напротив какого объекта остановится волчок, там и совершает своё
волшебство. Уточняет, по какому признаку он превращает объект и что в этом хорошего и
плохого.
Игра «Три королевы» (1 вариант игры)
Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира на
рукотворный и природный: живой и неживой природы и объяснить основания такого
выбора.
Материал: схемы трёх королев, картинки с объектами, опорные схемы.
Ход игры:
Играют группа детей.
Правила игры: Ведущий выбирает картинку с объектом и не показывает её детям.
Дети по очереди задают вопросы с опорой на схему. А ведущий отвечает да или нет.
Так дети угадывают объект.
Игра «Три королевы» (2 вариант игры)
Играют три ребёнка.
Правила игры: Игроки выбирают по королеве (рукотворного, природного: живой и
неживой природы), и на шнурок нанизывают колпачок с нужным объектом. В конце
игры меняются колпачками, проверяют друг друга. Выигрывает тот, кто правильно и
быстрее выполнил задание.
По окончании игры игроки проверяют друг друга и если не согласны ребёнок
объясняет почему считает.
Игра «Рыбалка»
Цель: упражнять в умении задавать вопросы различной направленности. Учить
использовать в вопросе имя признака.
Материал: схематичное изображение типов вопросов в виде «золотых» рыбок с
магнитами, схемы имён признаков в виде рыбок синего цвета с магнитами, предметные
картинки с магнитами, удочки по количеству детей, магнитные планшеты по количеству
детей.
Ход игры:
Играют группа детей.
Правила игры:
В одном озере обитают «золотые» рыбки (схема 7 типов вопросов); в другом озере
живут синие рыбки «барбусы» (схематичное изображение 17 признаков); в третьем –
карточки. Говорят дети слова: «Рыбку я хочу поймать, будем мы в игру играть»
Нужно «выловить» рыбок (по одной из каждого озера) и картинку и составить
вопросное предложение. Дети «читают» вопрос; далее меняют местами схемы и снова
«читают» вопросное предложение. Каждый ребёнок озвучивает то, что получилось. По
окончании игры дети складывают игру в коробку.
Список используемой литературы:
1. Сидорчук Т.А., Прокофьева Н,Ю. «Технология развития интеллекта дошкольников».
Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. АО «Первая
образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 96 с.
2. Гуткович И.Я., Байрамова Э.Э., Прокофьева Н.Ю. Учимся думать вместе с детьми.
Пособие для работы родитлей с детьми 2,5 7 лет. 1 часть/ под ред. Т,А, Сидорчук.
АО»Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2016г.,
2016 128с.