Методическая разработка "Роль интерактивной игры в формировании здорового образа жизни"

3
Муниципальное автономное нетиповое образовательное
учреждение «Лицей №4»
«Роль интерактивной игры в формировании
здорового образа жизни»
Методическая разработка
Ленинск-Кузнецкий
2019
4
«Роль интерактивной игры в формировании здорового образа жизни»
Методическая разработка
Составитель: Верчук П.С., педагог-организатор МАНОУ «Лицей
№4»
Ленинск-Кузнецкий, 2019. - 17с.
В данном издании представлена методическая разработка по
использованию интерактивной игры в подготовке и проведению
мероприятий по пропаганде здорового образа жизни. Они
предназначены для педагогов и социальных педагогов, работающих с
учащимися старшего звена.
5
Содержание
Введение…………………………………………………………………6
Интерактивная игра. Виды и особенности интерактивных игр.
Алгоритм создания интерактивной игры……………………………..9
Особенности мультимедийной интерактивной игры «Маджонг»….12
Заключение……………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………….15
Приложение 1.………………………………………………………….16
6
Введение
Внедрение интерактивных форм обучения одно из
важнейших направлений в дополнительном образовании в области
здоровьесбережения. Теперь для педагога недостаточно быть
компетентным в области своей специальности и передавать огромною
базу знаний учащимся. И хотя новые взгляды на обучение не
принимаются многими педагогами, нельзя игнорировать
использование современных методов обучения.
Говоря простым языком, учащиеся легче вникают, понимают и
запоминают материал, который они изучали посредством активного
вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные
методические инновации связаны с интерактивными методами
обучения.
Учебный процесс, опирающийся на использование
интерактивных методов обучения, организуется с учетом
включенности в процесс познания всех учащихся. Совместная
деятельность означает, что каждый вносит свой
особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен
знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются
индивидуальная, парная и групповая работа, используется
проектная работа, игры, осуществляется работа с документами
и различными источниками информации.
Интерактивные методы основаны на принципах
взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой
опыт, обязательной обратной связи, чем очень заинтересовал меня,
7
для обучения и формирования здорового образа жизни у учащихся
старшего школьного возраста.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» -
действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме
беседы, диалога с кем- либо. Другими словами, в отличие от активных
методов, интерактивные ориентированы на более широкое
взаимодействие учащихся не только с педагогом, но и друг с другом и
на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место
педагога на интерактивных играх сводится к направлению
деятельности учащихся на достижение целей занятия.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем
могут быть использованы следующие интерактивные формы:
Круглый стол (дискуссия, дебаты);
Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный
анализ);
Мастер-класс;
Игра (деловая, ролевая и др).
В своей работе я использую форму игры, это одна из самых
интересных форм так как перед проведением игры идет большая
подготовка с детьми: мозговой штурм, изучение правил и условий
игры и др.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
1. пробуждение у учащихся интереса;
2. самостоятельный поиск учащимися путей и
вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор
8
одного из предложенных вариантов или нахождение
собственного варианта и обоснование решения);
3. установление воздействия между учащимися,
обучение работать в команде,
4.формирование у обучающихся мнения и отношения;
5.формирование жизненных и профессиональных навыков;
6.выход на уровень осознанной компетентности студента.
Целесообразно использовать в игре те знания, которые
уже имеются у школьников. Задача организаторов – через
взаимообмен и взаимокоррекцию привести эти знания в
систему.
Цель методической разработки: оказание помощи педагогам и
классным руководителям в разработке и проведении авторских игр
профориентационной направленности.
Задачи:
- предложить опыт по теме «настольная игра, как форма
профориентационного мероприятия»;
- закрепить полученные ранее знания по теме «Пожарная
безопасность»;
- активизировать форму «настольная игра» как
профориентационное мероприятие в учреждении дополнительного
образования.
Методические рекомендации предназначены для педагогов,
классных руководителей, педагогов-психологов и специалистов,
курирующих работу по профориентации в образовательных
организациях и в учреждениях дополнительного образования.
9
Интерактивная игра. Виды и особенности интерактивных
игр. Алгоритм создания интерактивной игры.
Настольные игры.
Большую популярность приобрели интерактивные настольные
игры, в которые с удовольствием играют все - от мала до велика.
Современный мир настольных игр предлагает широкий ассортимент
занятий, которые не только развлекут компанию, но и помогут
выучить новое или закрепить материал. Слово «интерактивный» в
названии указывает на обратную связь или какое-либо
взаимодействие. Зачастую такие настольные игры реагируют на
действия детей и побуждают их развивать ловкость, мелкую моторику
и координацию.
Дидактические игры.
Не стоит путать интерактивные игры для классов с
дидактическими. Во-первых так или иначе присутствует
коммуникация, взаимодействие. Во второй же главным элементом
выступает активное познание с последующей оценкой. Примерами
дидактической интерактивной игры можно считать: Игры с
предметами. Детям необходимо подобрать предметы одинаковой
формы, размера и т. д. Словесные дидактические игры обычно
нацелены на улучшение произношения, расширение словарного
запаса детей. Настольно-печатные игры проводятся с помощью
наглядных пособий. Чаще всего это парные карточки и «Мемори»,
которые тренируют память и наблюдательность ребенка.
Игры, дополненные презентацией.
10
Современные средства, которыми укомплектованы школы и
детские сады, существенно повышают эффективность интерактивных
игр. В силу специфики концентрации внимания, компьютерные
презентации целесообразно применять уже на занятиях с младшими
школьниками. Они могут повысить степень усвоения материала и
эффективность всего урока. Презентацию можно использовать и как
дополнение к интерактивной игре, и как самостоятельную часть с
заданиями, вопросами и викторинами. На данный момент в Сети
существует множество примеров интерактивных презентаций на
любые темы.
Все интерактивные игры содержат определенный алгоритм,
который необходимо соблюдать при создании сценария. В процессе
игры дети должны следовать следующим пунктам: Получение знаний
перед уроком необходимо объяснить основы конструктивного
общения, способы и пути достижения нужного результата. Анализ
поведения других детей в ходе игры помогает ребенку осознать чужие
намерения и развить сочувствие и эмпатию по отношению к
окружающим. Затем ребенок должен выстроить стратегию
достижения нужного ему результата и придерживаться ее во время
интерактивной игры. Наконец, когда с помощью коллективных
усилий и руководства педагога, цель будет достигнута, игра считается
завершенной.
В игре по номинациям имеются равноценные вопросы, а так
же более дорогие в номинации «Против», посвященной вопросам
11
профилактики вредных привычек и употребления наркотических
средств и дешевле максимума в номинации «Заболевания».
В номинации «Спорт», можно ответить однозначно или дать
более расширенный аргументами ответ, за который, на усмотрение
жури можно удвоить цену стоимости в баллах. Если же ответ был
правильный, но однозначный, ведущий озвучивает аргументы,
приведенные на слайде с ответом.
В номинации «Гигиена» рассматриваются вопросы о
соблюдении норм гигиены.
В номинации «Здоровое питание» приведены вопросы на
знание полезных продуктов.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов
12
Особенности мультимедийной интерактивной игры
«Маджонг»
Игра «Маджонг » предназначена для детей 10- 12 лет.
Игра – презентация, сделана по принципу китайской игры
«Маджонг». Игра содержит задания на знание основ ЗОЖ,
профилактических мер в области вредных привычек и
применения ПАВ. Вопросы разной сложности позволяют
игрокам набрать большое колиечество карточек .
Игровая задача:набрать игроками наибольшее количество
карточек с одинаковым рисунком, путем правильного выполнения
задания или ответа на вопросы игры.
Правила игры:
Команды (игроки) по очереди выбирают карточки с
одинаковым рисунком и выполняют задания по номинациям , после
чего забирают карточки себе.
В игре используются всего лишь 4 рисунка:
1. «Человечек с обручем», он символизирует
физминутки;
2. «Яблоко»- здоровое питание;
3. «Отпечаток руки»- профилактика вредных
привычек и ПАВ (психо-активных веществ);
4. «Мойдодыр»- гигиена.
13
Игра заканчивается после того, как все карточки
разобраны и все задания выполнены. Побеждает тот, кто
соберет наибольшее количество карточек.
14
Заключение
Для эффективной организации занятий по
здоровьесбережению необходимо использовать новые формы
мероприятий. Мои методические рекомендации направлены на
повышение уровня знаний или закрепления знаний о здоровом образе
жизни. Сформированность знаний о составляющих здорового образа
жизни, является основным критерием эффективности работы по
здоровьесбережению , которая реализуется посредством различных
мероприятий соответствующей направленности. Таким образом,
интерактивные игры, направлены на повышение престижа
соблюдения правил здорового образа жизни. Так же по аналогии
педагоги могут создать свои игры, используя наши рекомендации.
15
Список литературы
1. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет [Текст] / Д.
Васильева // Пока не поздно. – 2010. № 11. – С. 3.
2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе
[Текст] /Е.А.Воронова.- Изд.3-е.- Ростов н/Д: Феникс,2009, С.-
123
3. Грач И. С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и
содержание работы по его формированию [Текст] / И. С. Грач
// Образование. - 2002. - № 5.- С. 88-91.
4. Марголина, А. Вегетарианство и здоровье [Текст] / А.
Марголина // Наука и жизнь. – 2010. № 4. – С. 97-101.
5. Поздняков, А. На зарядку становись! [Текст] / А. Поздняков //
Труд. – 2010. № 128. – С. 4.
6. Фопель Клаус [Текст] /psy.wikireading.ru
16
Приложение1
Мультимедийная интерактивная игра «Маджонг»
17