Презентация "Русская народная кукла «Крупеничка»"

Подписи к слайдам:

Русская народная кукла «Крупеничка»

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке….

У одного князя была дочь, которую по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха. 

Гречиха - одна из самых капризных культур, произрастающая в южных областях России. Но при бережном отношении она воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе.  Гречиху сеяли 26 июня (13 июня по старому стилю), на Акулинов день. Этот день по народному календарю так и назывался - Акулина Гречишница. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. По традиции после сева устраивали угощение для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи. 

После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали  Крупеничкой. 

В основе куклы - маленькая киса с гречей (в старину кисой называли кожаный или холщовый мешок с круглым дном для хранения сыпучих продуктов, горловина которого затягивалась веревочной петлей). Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм южных областей России. К концу XIX века истоки обряда были частично утрачены или искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его наполнения использовали пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные культуры. 

В связи с этим появились и другие имена Крупенички: Зерновушка, Горошинка. Среди первых кукол деревенских детей начала XX века часто встречаются куклы, набитые горохом или бобами. По качеству исполнения и скудости оформления их нельзя отнести к обрядово-культовым куклам, которые выполнялись очень тщательно, особенно в деталях наряда. 

Кукла всегда очень крепкая, полная, «упитанная»,  олицетворяет хорошую , сытную жизнь в достатке. Раньше, по ее виду могли судить, как семье живется- сытно ли, не голодают ли: если куколка полная, то и в семье сытость. Если же наступали для семьи тяжелые времена, то куколку разбирали и  могли брать зерно, крупу, чтоб накормить семью. Тогда  куколка «худела». Если же все было в порядке в семье, то кукла и тогда могла послужить : она давала свои зерна для первого посева. Кукла делается и дарится с пожеланиями достатка, сытной , безбедной жизни. Она также является оберегом для хозяйки дома, на хозяйственность, является её помощницей. Стоит она обычно, на кухне, на уровне глаз, «следит» за хозяйкой, «помогает ей». А та «советуется» с ней,  »просит подсказки».

Вообще то, владелец куколки всегда сам может установить те отношения с ней, которые посчитает нужным. Одна хозяйка о поговорит со своей куколкой, и «пожалуется» , и «помощи попросит», веря в то, что это кукла наделена таким качеством- быть помощницей. А если не верит женщина в эту силу куклы, то и стоит она у неё просто как красивый,  модный аксессуар на кухне, пыль собирать.