Классный час "Святые заступники земли Русской" 8 класс
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Классный час
«Святые заступники земли Русской»
Цели:
расширить представления детей о православных традициях;
формировать позитивную нравственную оценку жизни святых подвижников;
развивать у детей интерес к духовным традициям своего народа.
Оформление:
на доске изображения Сергия Радонежского.
Ход классного часа
1.Беседа «Быть русским - значит быть православным»
Кл. рук—ль.
Давно замечено, что русские люди беспрестанно упрекают самих себя в холодности ко всему
родному, в равнодушии и беспечности, ко всему отечественному. Много различных
утверждений можно встретить ответить на этот вопрос. Справедливо ли это?. Ближе к истине
то, кто говорит- и справедливо, и нет!. Справедливо потому, что это факт. И несправедливо,
ибо подлинная любовь проявляется в делах, народа во всей истории рода человеческого,
отдавшего жизнь свою за свободу и счастье земли родной..Особое место в ряду добрых
примеров принадлежит жития святых Русской Православной Церкви, жизни преподобных
старцев и чудотворцев .
Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и
знакомых. Составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы расскажем о Сергии
Радонежском. Рассказ о святых подвижниках подготовила группа учеников нашего класса. Я
им даю слово.
Ученик 1. Сергий Радонежский - один из наиболее почитаемых русских святых. «Игумен
земли Русской» - называют его в народе. Игумен - это настоятель православного монастыря.
Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех
русских людей.
Ученик 2.По древнему преданию, в верстах в четыр- пяти от славного Ростова Великого,
близ Варницкого монастыря, более шестисот лет тому назад находилось маленькое
селение, название которого не сохранила память людская. Но во веки вечные будет
именито и благословенно это место в сердце русских людей, потому что это - родина
великого печальника и заступника Русской земли – Преподобного отца Сергия,
Игумена Радонежского и всея России Чудотворца. Здесь было поместье его
родителей, благородных и знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии, тут был их
дом; тут и жили они, предпочитая уединение сельской природы суете городской
жизни при княжеском дворе.
Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. И праведность их была известна
не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они
помогали и бедным, но особенно свято хранили они заповедь Апостола:
«Страннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша ангелы» (Евр. 13, 2).
Тому же учили они и детей своих . До нас не дошло подробных сведений о
благочестивой жизни сей блаженной четы, зато мы можем вместе с святителем
Платоном сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких
красноречивых, похвал доброту благословеннаго древа. Счастливы родители, коих
имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не
только не посрамили, но и приумножили и возвеличили честь и благородство своих
родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»
Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына –
будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую
опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца дивный Промысл
Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая
отрасль благословенного корня. Новорожденный младенец наименован был
Варфоломеем, ибо имело оно место 11 июня в день празднования святого Апостола
Варфоломея. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так,
уже с первых лет жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не
принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать
употребляла в пищу мясо.
Ученик 2. Когда Варфоломей достиг семи лет, родители отдали учиться, но, несмотря на
усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды Варфоломей встретил
старца-инока, стоявшего на молитве, попросил его: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог
мне познать грамоту». Старец помолился - и желание благочестивого отрока исполнилось. С
того времени Господь открыл разум Варфоломея к учению и понимать смысл того, что читал.
Получив так неожиданно успех в учении, он в особенности прилепился к церковному
богослужению и чтению священных книг. Он избегал всяких игр, свойственных детям
Ученик 3. . После смерти родителей Варфоломей передал свое наследие младшему брату
Петру, часть раздав родным и бедным, а сам вместе с братом Стефаном поселился в густой
дубраве в 60 верстах от Москвы в 10 верстах от Радонежа. Братья поставили себе келью, а
потом срубили церковь. Так начиналось место, на котором впоследствии суждено было
процвести славной Лавре. Сергиевой. Церковь, по желанию братьев и по благословению
митрополита Феогноста, была освящена во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы.
Ученик 1. Через некоторого времени, в день, когда святая церковь празднует память святых
Сергия и Вакха, двадцати трех лет от роду, Варфоломей принял монашество с именем Сергий
и два года провел один в лесу. Много раз враг рода человеческого искушал его, но
Преподобный терпением и молитвой преодолевал страсти и ужасы искушении. Не раз он
терпел и от голода, потому что с большим трудом доставал хлеб, часто угрожали и дикие
звери. Однажды у самого порога своей келии он увидел большого медведя, но не испугался.
Заметив, что медведь голоден, вынес ему кусок хлеба. С тех пор медведь постоянно стал
ходить к к нему. Преподобный привык к зверю и делил с ним последний кусок хлеба. сам
оставаясь без пищи. Слава о подвижнике распространялась, и к нему стали приходить люди
ради душеполезной беседы и совета духовного, а потом нашлись желающие жить близ него,
чтобы воодушевляться его подвигами благочестия. Вскоре собралось до 12 отшельников,
стали они жить братией.
В глухом бору над речкой стоит деревянная церковь, рядом вскопаны грядки и засажены
овощами. Тихо протекала жизнь иноков. Ежедневно собирались они в церкви и молились..
Божественную Литургию служил им священник из ближайшего села, потому что не было
среди них иерея. Двенадцать лет не было в их обители игумена. И вот однажды монахи
попросили Преподобного Сергия стать над ними игуменом. Долго просили они его. Вскоре по
просьбам учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного
им монастыря. Получив сан игумена, Преподобный Сергий не переменил своего поведения.
Строгость к себе и любовь к братии, неутомимость в трудах- вот те черты, которыми
отличалось его игуменство.
Ученик 2 Постепенно число братии в обители возросло, обитель расширилась и приняла вид
благоустроенного монастыря. А через 15 лет вокруг обители стали селиться добрые
крестьяне. Преподобный Сергий установил в обители особый порядок и наблюдал за его
исполнением. Одним из правил этого порядка требовалось, чтобы после повечерния братия
не ходила из келии в келию. Другое правило требовало, чтобы иноки не жили за чужой счет.
Иногда у иноков не было ни куска хлеба, ни горсти муки, не хватало соли, воску
.
Ученик 3. Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту
православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь
нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою
гордыню, проявлять милосердие.
Память преподобного Сергия Радонежского Православная Церковь чтит 8 октября. Это день
смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года на 78 году от
рождения Преподобного Сергия. Пробыл в иночестве отец Сергий 55 лет. Через 30 лет были
найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в Троице-
Сергиевской Лавре. В1452 году преподобный Сергий Радонежский был причислен к лику
святых.
Ученик 1. Деятельность преподобного Сергия имела огромное значение для Отечества: он
примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении
Руси. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву,
предсказав ему победу. Вот уже шестьсот с лишним лет русские православные люди молятся
святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества.
3. Заключительная беседа.
Кл. рук-ль. Я благодарю ребят за предоставленную информацию. А теперь хочу задать вам
несколько вопросов. Сергия Радонежского называют «святым подвижником». «Подвижник» -
от слова «подвиг». Как вы думаете, какой подвиг совершили эти великие святые?
Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни
не словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе -
вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволило им спасать тысячи душ около
себя. Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их еще называют «святыми
заступниками нашего народа». Как вы думаете, о каком заступничестве идет речь? За кого и
как они могут заступиться?
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Завершить наше обсуждение я хотела бы
словами стихотворения, которое написал наш современник иеромонах Роман.
Без Бога нация—толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
4.Рефлексия.
Анкета:
Понравился ли вам классный час?
Что нового для себя вы взяли?
Интернет- ресурсы
1. http://serafim-sarovski.narod.ru/
2. www.pravoslavie.ru.
3. www.stsl.ru.