Презентация "Логические блоки Дьенеша"

Подписи к слайдам:

Логические блоки Дьенеша

Автор игрового подхода

к развитию детей, идея которого

заключается в освоении детьми

математики посредством

увлекательных логических игр.

Золтан Пал Дьенеш(1916—2014) —

венгерский математик, психолог и

педагог, профессор

Шербрукского

университета.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор

из 48 геометрических фигур, характеризуется четырьмя признакми:

  • четырех форм (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
  • трёх цветов (красный, желтый, синий);
  • двух размеров (большой, маленький);
  • двух видов толщины (толстый, тонкий).
  • В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать логическое мышление, представление о множестве,
  • операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).
  • Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать речь.
  • Успешно овладеть основами математики.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ

БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

  • Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  • в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
  • как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, надо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.   Дети сначала осваивают умения выявлять в предметах :

-одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

-сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),

-по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине)

-по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Для них подойдут следующие упражнения:

  • Найди все фигуры такого же цвета(формы).
  • Найди такую же фигуру по форме (или по размеру).
  • “Выложи дорожку”. Ребенку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению) Выкладывать дорожки можно с опорой на схему(ориентация на один и два признака)
  • “Что изменилось”. Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.
  • “Третий лишний”. Выложите 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.
  • “Волшебный мешочек”. Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.
  • “Опиши”. Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер. 8. “Чередование”. Выкладывание цепочки (последовательности): красная, желтая – круглая, прямоугольная – большая, маленькая и т.д
  • “Найди пару”. Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.

Для старших дошкольников

Для игр с детьми старшего возраста понадобятся карточки-символы. Для каждого ребенка понадобятся карточки:

  • для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • с обозначением цвета : кляксы красная, синяя, желтая;
  • для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, а домик без окошка – маленькая фигура;
  • для обозначения толщины: толстый и худой человечек.

Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную).

Для первого знакомства с карточками используются следующие упражнения:

  • Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку ( разложить по коробкам со значками)
  • “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки
  • “Загадки” Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.
  • “Волшебный кубик” На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.

Объединение множеств:

В помощь педагогу выпущены альбомы со схемами и заданиями по возрастам

Работа с логическими блоками Дьенеша поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и подготовит детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе.