Методическая разработка урока "Развитие творческих способностей учащихся через уроки литературного чтения в начальных классах" 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Воркуты
Методическая разработка
«Развитие творческих способностей учащихся
через уроки литературного чтения
в начальных
классах»
Орехова
Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Воркута
2011
3
Оглавление
1.Введение …………………………………………………………………………………………….
1.1. Актуальность, инновационная значимость методической
разработки ……………………………………………………………………………………….
1.2. Цели и задачи методической разработки ………………………………………………...…...
1.3. Основная идея педагогической деятельности …………………………………………..……
1.4. Новизна методической разработки …………………………………………………………...
2. Основная часть …………………………………………………………………………………..…
3. Заключение ………………………………………………………………………………………….
4. Список литературы …………………………………………………………………………………
5. Конспект урока ………………………………………………………………………………………
6. Приложения …………………………………………………………………………………………
3
3
5
6
6
7
12
13
14
24
4
Введение
1.Актуальность, инновационная значимость методической разработки
Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна
выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в
изменяющихся условиях современной действительности. Современная средняя школа призвана
готовить подрастающее поколение к жизни и труду в условиях рыночной экономики, для
которой, как известно, характерны состязательность и конкуренция, постоянно возрастающие
требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе
должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование
творческой социально-адаптированной личности,ее способности к творчеству в самых
разнообразных сферах деятельности.
В настоящее время, работая в школе, столкнулись с такими проблемами:
низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
низкий педагогический и психологический уровень образования родителей
учащихся;
недостаточная материальная база.
Анализ состояния семейного воспитания наших школьников позволяет сделать вывод о
том, что многие родители недостаточно контролируют учёбу своих детей. Следствие этого -
разный уровень интеллекта школьников. Видя такую ситуацию, пришла к выводу, что надо
менять что-то в своей педагогической деятельности. Передо мной встал вопрос, как сделать
уроки полезными и интересными для учеников моего класса.
Работая 27 лет в школе, имея свой педагогический опыт, изучая новые технологии в образовании
и обучении, пришла к выводу, что надо искать ту иголку, за которой потянется нить, длинною в
школьную жизнь. Этой иголкой в моём понимании является творчество. Основой обучения
должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний
ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска
информации и способов решения задач. Современный урок - процесс творческий.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говориться о
том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания
5
образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования также
нацеливает на формирование ключевых компетенций готовности учащихся использовать
усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических
задач. То есть речь идёт о выращивании функционально грамотной личности, способной
действовать в нестандартных ситуациях, о компетентностном подходе в обучении.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
искать – опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;
думать – устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящим, критически
относится к тому, или иному высказыванию, занимать позицию в дискуссиях и
вырабатывать своё собственное мнение;
сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и
конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства;
приниматься за дело – войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать
свою работу;
адаптироваться – использовать новые технологии информации коммуникации, стойко
противостоять трудностям, находить новое решение.
Одной из целей изучения литературного чтении и русского языка также является
приобретение компетентности в сфере родного языка и речевого общения Из выше
изложенного можно сделать следующий вывод: для современного человека весьма актуальна
необходимость приобретения умения искать и использовать информацию. Источниками
информации при этом, прежде всего, служат книги. Одна из главных задач начального
обучения научить детей осознанному, правильному, беглому, выразительному чтению, что
играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
6
2. Цели и задачи методической разработки
Цели- развитие школьника читателя, формирование необходимых читательских умений и
навыков, обеспечивающих литературное развитие учащихся;
Задачи разработки:
создать на уроке возможности для работы каждому ученику в соответствии с его уровнем
развития;
использовать на уроках литературного чтения целенаправленных методов и средств
обучения для активизации деятельности учащихся (задания творческого характера).
развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям,
эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать
образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое
воображение учащихся, ассоциативное мышление;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному
творчеству, творчеству писателей.
7
3.Основная идея педагогической деятельности
Ведущей идеей педагогической деятельности, является создание на уроках ситуаций в организации
учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с
удовольствием включаться в познавательную деятельность, испытывая успех при изучении различных
литературных произведений, в результате чего должен формироваться навык правильного, беглого,
осознанного и выразительного чтения;
Внедрение в практическую деятельность предлагаемого педагогического опыта должно обеспечить:
повышение качества чтения;
повышение уровня познавательной активности и читательской самостоятельности;
повышение интереса к правильному, осознанному чтению;
возможность выбора пути движения каждого школьника с учетом своих возможностей и
способностей.
4. Новизна методической разработки
Новизна заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к
деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится
не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития
познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Система работы учителя включает в себя следующее:
исходная, текущая и итоговая диагностика успешности обучения детей;
организацию учебно-познавательной деятельности через обучение в сотрудничестве;
создание условий для реализации поставленной цели;
рефлексия работы учителя.
Заинтересовать и разнообразить работу детей на уроках помогают:
проблемные вопросы, проблемные ситуации;
дифференцированный подход к обучению;
дидактическая игра;
различные виды творческой работы;
здоровьесберегающие технологии.
8
Основная часть
Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на
все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познает окружающий его мир.
В. С. Сухомлинский писал: «Чтение это окошко, через которое дети видят и познают мир и
самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с
ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом…»
На протяжении всего обучения в начальной школе у младших школьников отчётливо проявляется
потребность в слушании и воспроизведении, которая реализуется в читательской самостоятельности.
Эту потребность необходимо стимулировать и использовать её на уроках в качестве фактора,
активизирующего познавательную активность учащихся. Именно с шести семи лет у ребенка уже
может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного
текста и осмысление содержания, а главное, в этом возрасте у него появляется способность
наслаждаться художественным словом. Обращая внимание на эту способность младшего школьного
возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. В
организации творческого подхода к выполнению задания можно выделить три этапа:
Первый этап - это формирование у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой
деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо
натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать
и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные
трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время
предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение.
Предпосылки творческой деятельности школьников я формирую на уроках литературного чтения
языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на
утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и
стандарта. (Приложение 1)
Второй этап - это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном
процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.
Третий этап - это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество,
главным образом, через различные виды искусства. Исполнительская деятельность тоже может
подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль
сказочного героя, и тогда в произнесении реплик он поднимется до самовыражения. То же можно
9
сказать и об иллюстрировании, когда прошу детей нарисовать сюжетную картинку, отражающую
момент действия в рассказе, на основе воображения и, разумеется, знания жизни, они вносят что-
то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или
события,- это самовыражение. Проводя урок чтения, нужно разнообразить задания, чтобы дети
были заинтересованы и активно участвовали в работе. (Приложение2)
Для развития речи и отработки литературного языка проводить речевые разминки. Это могут быть
и стихотворения, и пословицы, и скороговорки, и даже задания на смекалку.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями
литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе писателе, о теме
читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка,
прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изо-
бразительно-выразительных возможностях языка «живописании словом», о метафоре,
сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как
речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно
работать над навыками чтения (речевой деятельностью) Навыки чтения формируются не только
как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и
навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных
предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Словосочетание «навык чтения»
прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков. Навык
чтения – это:
умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание
прочитанного);
способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами);
умение правильно читать (без технических ошибок и искажений);
выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание
текста;
темп, скорость чтения;
Ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент, как
осознанность, понимание того, что ребенок читает. Способствует осознанности и пониманию
прочитанного приём моделирования, когда у каждого понятия появляется свой «заместитель»
(Приложение 3)
10
Анализ художественного произведения следует начинать с выявления читательского
восприятия;
необходимо постоянно обращать внимание детей не только на факт или ситуацию, но
и на то, как этот факт или ситуация изображены автором;
уроки, посвященные анализу произведения, следует строить так, чтобы ученик не мог
ответить без обращения к тексту произведения ни на один вопрос;
необходимо учить детей не просто называть, его идею (главную мысль), но и
«вычитывать» из самого текста (уместны задание: найди предложение,
характеризующее авторскую позицию);
следует задавать как воспроизводящие, так и проблемные вопросы (почему?);
Методы работы с произведением:
углубленное чтение;
восприятие и комментирование текста;
рассуждения учащихся по поводу событий и поступков персонажей;
наблюдения за эмоциональным состоянием героя;
определение своего, читательского отношения к герою, произведению и автору.
Оптимальный темп чтения должен быть приближен к скорости разговорной речи ученика,
т.е. 120 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста
учениками.
Чтобы добиться такой скорости чтения, существуют различные комплексы упражнений
направленные на отработку навыка и скорости чтения, и, конечно же, необходимо много читать
(Приложение 4).В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость
внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Чтобы правильно говорить и читать надо уметь ровно и глубоко дышать владеть своим
дыханием, уметь говорить звонко, громко, но без крика. Речевая разминка представляет собой
комплекс, в который входят дыхательные, артикуляционные и дикционные упражнения.
(Приложение 5)
Под выразительностью чтения следует понимать умение читателя использовать паузу,
ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую
знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
11
Значит, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его,
понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю,
причем произнести текст вслух так, чтобы он дошёл до слушателя и эстетически, эмоционально
воздействовал на него. А для того, чтобы выразительно читать, необходимо учитывать темп
речи, эмоциональность, энергичность, тон, манеру чтения.
Хорошим материалом для выработки дикции являются скороговорки. Работа над
скороговоркой проводится в несколько этапов. На первом этапе работа со скороговорками идет
медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех
же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе. Сначала
отбираются короткие, а затем более сложные скороговорки (Приложение 6).
Работая над пословицами систематически, дети учатся собирать народные изречения,
относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер.
Изучение пословиц обогащает речь учащихся, способствует воспитанию эстетического вкуса.
Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному
творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться
народной мудростью. Пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважение
к труду, чувство доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему
пословицы. На литературно-творческое развитие учащихся направлено также игра с пословицами
«Переведи на русский язык», игра со словами«Кузовок»
Из выше описанного, видно, что данные методы и приёмы работы создают условия для
естественного развития устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса, и самое главное,
- повышение техники и качества чтения, что является одной из ведущей задач начальной школы.
Использование творческих заданий в обучении, позволяет достигать определённых
результатов:
активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться,
тем более с интересом;
у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предмета,
познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к чтению;
возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
использование творческих работ позволяет рационально организовывать и воспитывать
культуру умственного труда.
При развитии творческих способностей у школьника необходимо уделять внимание не какой
либо отдельной составляющей творчества, а комплексу взаимодействующих составляющих.
12
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию
окружающего мира. И только поставленное обучение должно совершенствовать эту
исследовательскую склонность, способствовать развитию творческих способностей.
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности
учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, успешно формировать и развивать
интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Способность
к сотрудничеству
Творческие
способности
Опыт
технического
творчества
Банк решённых
творческих
задач
Использование
знаний
различных
разделов
Продуктивность
результативность
13
Заключение
В процессе работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературного
чтения очевидны положительные результаты. В классе, где работаю, снизилось количество учащихся,
работающих на репродуктивном уровне и возросло количество школьников, способных выполнять задания
творческого и даже исследовательского характера. . Работа велась поэтапно до момента выявления
результативности. Начальный предполагал обнаружение проблемы, сбор информации по
проблеме, анализ методической литературы. На формирующем этапе проводилась
диагностическая работа. На заключительном этапе обобщался опыт. Проводимая диагностика
доказала успешность выбранной технологии для решения педагогической проблемы.
Уровень развития творческих способностей
Год
Разнообразие
интересов
Любознательность
Самостоятельность
2008-2009
55%
62%
53%
2009-2010
58%
66%
59%
2010-2011
Iчетверть
72%
68%
61%
14
Список литературы
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1993. с. 94 95.
2. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению. Из опыта работы // Начальная школа
1994.№ 11 с. 26-29.
3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н.Актуальные проблемы обучения чтению
в начальных классах. М., Педагогика 1997.Гл. 5., Проблемы педагогической организации
самостоятельного детского чтения.
4. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. Пособие для
учителей. М., 1981. с. 97-99.
5. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная школа
1989. №1. с.33-38.
6. Федеральный компонент государственного стандарта образования: начальное общее
положение. Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации
работников образования, 2004. – с.51
7. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. М., МП.
Начальная школа 1992.
8. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой
работы. // Начальная школа 2001. № 5. с. 99-101.
9. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. //
Начальная школа. 2004. №2. с. 69-75.
10. Пальченко И.Т. О совершенствовании навыков чтения. // Начальная школа. 1994. 11. с.
18-20.
11. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. Т. 1,2,10. М., 1952. с. 49.509.
12. Зайцев, С. В. Личностно ориентированное обучение младших школьников
13. //Директор школы.- 2005.-№3.-с.56-65, №4.-с.57-66.
14. Иванова, Е.О. Личностно ориентированное обучение: индивидуализация содержания
образования//Завуч.-2002.-№8.-с.100-118.
15. Т. Е. Соколова Информационно поисковые умения. М.,2008. с.10, 11,13.
15
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока : «Произведения В.И.Даля для детей»
Цель урока: Показать суть литературной обработки фольклорной сказки
Владимир Даль '' Война грибов с ягодами''( русская сказка в обработке В. Даля)
Задачи урока:
1) Образовательные
Дать представление о литературном творчестве В.И. Даля, его толковом словаре.
Продолжать учить различать литературную сказку и обработку народной сказки,
имеющими один и тот же сюжет.
2) Развивающие
Развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи в анализе художественных
достоинств сказки.
Развивать, обогащать и активизировать словарный запас, творческое
воображение.Помочь приобрести определённые умения обработки сказки.
Формирование умений: развитие навыков выразительного чтения (чтение-
сотворчество),анализа художественного текста.
3) Воспитательные
Развить познавательный интерес школьников, дать почувствовать гордость за свою
народную культуру, писателей, бережно относившихся к родному языку.
Воспитание нравственных качеств личности.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством
которого выступает литература как искусство слова.
Приобщать к проблеме сохранения своего здоровья, воспитывать любовь к
двигательной активности
Материалы и оборудование:
Словари Даля , его портрет, модели кузовка, рисунки грибов мультимедийный проектор
презентация Microsoft PowerPoint
16
Структура и содержание урока
I Речевая разминка
1) Дыхательная гимнастика.
а) - Представьте , что вы пришли в лес и почувствовали аромат лесных растений.
- Шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза )
б) Выдох со счётом .
- Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте, ( до 10)
Используем скороговорку:
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки
( вдох)
Раз Егорка, два Егорка,…
2) Скороговорка.
- Прочитайте артикуляционно
- Медленно шёпотом по слогам.
- Медленно вполголоса целыми словами.
- В ускоренном темпе.
- Индивидуально.
Солил Терентий грибочки сразу 33 бочки,
Съел Терентий грибочки сразу 33 бочки.
3) Работа над логическим ударением.
17
- Что солил Терентий? Сколько было бочек?
- Прочитать предложение так, чтобы ответом на наш вопрос было слово грибочки, бочки.
4) Работа над интонацией.
- Прочитайте с интонацией восхищения;
- с интонацией удивления.
II Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Слайд 2
На прошлом уроке мы пришли к выводу, что Александр Сергеевич Пушкин и Василий
Андреевич Жуковский, используя народные сюжеты, создали совершенно новые литературные
сказки. Их с удовольствием читали современники, а теперь читаем мы.
Что такое литературная сказка на народный сюжет?
(Литературная сказка на народный сюжет это новая сказка, самостоятельная. Она может
быть иначе композиционно построена, иметь более сложный сюжет, большее количество
героев, больше детализации. В ней чувствуется стиль автора, выражено его мировоззрение, его
идеи.)
-Как вы думаете, что такое обработка сказок?
(В сказке сохраняется сюжет, герои, язык, идея, особенности текста)
Чем обработка отличается от записи народной сказки?
(Писатель, обрабатывая народные сказки, делает текст более грамотным, подчёркивает его
достоинства, сохраняет сюжет, персонажей)
Слайд 3
Попробуйте выстроить цепочку от народной сказки к авторской.
-А теперь перечитайте на с. 154 очень интересную мысль, которую высказал Николай Васильевич
Гоголь о творчестве Пушкина.
( А. С. никогда " не подставляет лестницы" ни для кого из тех, кто глухи к поэзии. Одни способны
понять поэта, другие, увы, нет. И причина не в возрасте, а в душевном развитии человека.)
18
- Прав ли Пушкин в своём высказывании?
( Да, способность понять поэзию надо развивать в себе, развивать слух к красоте и
выразительности нашего языка. Писатели и поэты как раз и помогают нам в этом своими
произведениями.)
Вспомните, чьи сказки советовал читать А.С. Пушкин? (Владимира Даля.)
Найдите, как отзывался А.С. Пушкин о сказках В.И. Даля (с. 120—121 учебника).
(Читая сказки Даля, А.С.Пушкин говорил, что в них много поэзии в переносном значении -красота
и прелесть сказок, которые возбуждают в нас чувство очарования).
II Изучение нового материала
1.Определение темы и задач урока.
Слайд 4
О чем вам говорят эти опорные слова?
Владимир Даль
Казак Луганский
Псевдоним
Луганск
Сказки
Толковый словарь
Возникли у вас какие-нибудь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на
сегодняшнем уроке? (Какие сказки обрабатывал В. Даль? Биография В. Даля, основные события
его жизни. Как он создавал свой словарь?)
Слайд 5
Урок посвятим В. Далю.
19
Что вы знаете о В.Дале? (учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора. Он
собирал народные сказки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского
чтения)
2. Самостоятельная работа с новой информацией (биографическая справка см. тетрадь).
Самостоятельно поработайте с биографической справкой Даля. Что вы узнали об этом человеке?
(ответы детей).
- В. И. Даль был офицером, потом окулистом (глазным врачом), но самым главным делом его
жизни, которое принесло его имени славу и известность, а нам дало великолепный " Словарь
живого великорусского языка", с которым мы уже работали. Он собирал русские слова, разъяснял
их значение. За свою жизнь В. И. Даль собрал около 200000 слов.
Cлайд 6
(Учитель демонстрирует словарь В. И. Даля)
Что стало для него главным делом жизни? (В.И.Даль собиратель слов – лексикограф)
Итак, главным делом жизни, которое принесло ему славу, стал “Словарь живого великорусского
языка”. Откроем его — и посыпятся на нас звонкие, сочные, тихие, шуршащие, звенящие —
разные русские слова. Те, которые мы употребляем с вами каждый день, и те, значения которых
мы совсем не знаем.
Cлайд 7
(Из словаря выпадают подготовленные заранее “ремешки”)
Вот выпали из словаря “ремешки”, так называл Даль полоски бумаги, а на них слова. Да
странные какие: “замолаживать”, “выползина”,“буран”, “кузовок”, “дождь”.
3. Словарная работа.
Какое слово вам знакомо? (дождь.)
Объясните это слово. (Ответы детей)
Объяснение слова по словарю Даля (объяснение слова даёт заранее подготовленный ученик).
Ученица: “Мы говорим “дождь”, а Даль в словаре рассказывает, что дожди бывают разные и для
каждого народ придумал меткое название. Ситник или ситничек (от слова сито) мелкий дождь.
Ливень — проливной дождь, самый сильный. Сеногной — дождь во время покоса. Грозный дождь
20
с грозой. Грибной дождь — теплый и мелкий. Косохлест, подстега — косой дождь с ветром.
Лепень — снег с дождем. Слово для Даля — всегда картинка, образ”.
Так какой же бывает дождь? (ответы детей)
Каким же надо быть человеком, чтобы услышать, запомнить и понять все эти слова?
(Любознательным, наблюдательным, чутким, проникновенным, любящим русский язык.)
4. Словесное рисование.
Попытайтесь и вы увидеть это слово... Закройте глаза... Что вы увидите под звуки дождя?
Слайд 8 (звуки дождя)
Какую картинку вы увидели? (Лето. Тепло. Лесная полянка. Идет грибной дождь...)
Слайд 9
“Будет дождичек, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок”.
- Вот выпало из словаря одно русское слово- КУЗОВОК.
- Что это? ( корзинка)
-Какая? Как она выглядит? Из чего сделана? Для чего предназначена?
5. Практическая работа со словарём.
- Не будем теряться в догадках, поищем ответ у Даля. Вы уже учились работать со словарём дома
и на уроках.
- Вот так выглядит русский кузовок - плетёная корзиночка для ягод и грибов. (показ модели)
- С таким кузовком не только в лес по грибы да по ягоды ходили, но и играли в интересную,
развивающую речь игру. Такую игру увидел Даль, когда в поисках новых слов для своего словаря,
а может быть и по другому какому- то делу бывал в русской деревне.
- Прочитаем, как он описывает её.
6. Чтение игры "Кузовок". Беседа.
- Понятны вам правила игры? ( Да. Это похоже на игру в фанты.)
21
- А каким словом у Даля назван фант? ( ЗАЛОГ)
- Что нужно сделать, чтобы не отдать залог? ( Правильно подбирать слова, не ошибаться).
- Поиграем?
7. Лексическая игра " Кузовок" .
- Сыграем в игру, которой нас научил Даль.
Работа по группам:
Медвежата: -Будете называть слова, заканчивающиеся на "ка", с ударением на предпоследнем
слоге. Когда все из вашей группы назовут слова, решите, кто из вас будет выкупать залог.
Белочки: - Будете называть слова, с суффиксом -ушк.
Лисички: - Будете называть слова с суффиксом - оньк.
-Кто из вашей группы будет выкупать залог? Что назначим сделать?
После того, как кузовок обошёл всех учеников, в нём собрались залоги. Ученики стали
разыгрывать их. Они придумали задания: прочитать наизусть стихотворение о зиме, загадать
загадку, произнести скороговорку, рассказать о себе по английски и др.
- Закончили играть, пора и сказку послушать.
Рассмотри иллюстрацию на стр. 163. Как вы думаете, о чем будет текст?
Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?
Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?
Как вы думаете, из-за чего могла начаться война у грибов с ягодами?
8. Самостоятельное чтение.
9. Физминутка.
10. Работа с текстом сказки во время чтения.
(Учитель заранее делит на смысловые части).
1. Чем оказалось богато лето? (ягодами и грибами) Слайд 10
2. Что задумал гриб-боровик? (вести войну против ягод) Слайд 10,11,12
22
3. Какие грибы он призвал на помощь? кто откликнулся на призыв
гриба-боровика? Слайд 13,14,15,16,17,18,19
4. Кто посетил ещё лес? (Варвара)
11. Постановка проблемы.
Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке?
12. Наблюдения над языком сказки.
1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. (Под
дубочком сидючи, на грибы глядючи, сила великая, сладка ягода, полным-полнешенька, всем
грибам голова...) Cлайд 20
2) Найдите просторечные слова. (Вишъ, прет, помочь, скликать, сподряд, отказалился). Cлайд 21
3) Почему, пересказывая сказку, Даль сохранил их? (Чтобы показать колорит русской сказки,
певучесть русского простонародного языка, они естественны в этом тексте).
4) Какие необычные сравнения-определения даются персонажам? В чем их необычность? (Дается
характеристика героев, используется прием олицетворения: волнушки – старушки , опенки ноги
тонки , сморчки – старички)Слайд 22
5) Почувствовали ли вы близость сказки к стихотворной речи? Где спрятавшиеся рифмы?
(Варвара — широкие карманы, волнушки — в кадушки, опенки в бочонке, сморчки в
бурачки...) Слайд 23, 24,25
6) Почему речь простых людей так оживлялась рифмой? (Своеобразная игра слов, их
приговаривали, выполняя обыденную работу, это помогало в работе)
13. Решение проблемного вопроса.
Обратите внимание на запись:
Cлайд 26
“Не сказки сами по себе были ему важны, а русское слово, и сказка служила предлогом, народный
колорит сказок был усилен Далем множеством пословиц, поговорок, метких образных словечек,
введенных в текст сказки” (Журнал “Москвитянин”, 1842 год).
23
Можете ли вы теперь ответить на вопрос, что же привлекло Даля в этой сказке?
(Своеобразие, необычность русского языка.)
Почему так бережно обращался Даль с родным языком в ходе обработки сказки? (чтобы
сохранить меткое русское слово). Даль – один из первых русских писателей, который писал
языком, каким говорил народ.
III Обобщение знаний и умений учащихся.
1. Выразительное чтение.
(Чтение отрывка, когда гриб-боровик сзывает остальные грибы на войну.)
В каком варианте сказка будет звучать интереснее: когда ее рассказывает один сказитель или
при чтении по ролям?
Давайте распределим роли и поработаем с карандашом. Отметим, кому будут принадлежать
слова в тексте и как их нужно прочитать.
Cлайд 27
автор
гриб-боровик
волнушки
опята
сморчки
грузди с подгруздками
травка
Так успела начаться война?
Ну и чем она закончилась? Слайд 28
2. Определение идеи сказки.
Какова же основная идея сказки? Чему учит сказка? (надо всем жить дружно)
К своим сказкам Даль подбирал пословицы по смыслу, давайте выберем тоже одну из них к
сказке:
24
Cлайд 29
Смелость города берёт.
Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Cлайд 30
Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить ремешки друг с другом, то получится лента в 7 км.
Вот словарь пословиц Даля (учитель демонстрирует словарь).
17. Рефлексия. Cлайд 31
18. Выставление отметок.
IV Домашнее задание
Слайд 32
Прочитать любую сказку в обработке В.И. Даля (см. рекомендательный список).
Найти свои “ремешки” в словаре Даля и прочитать их толкование.
Задание в тетради.
Объяснить смысл любимой пословицы В.И. Даля “Передний — заднему мост” и какое
отношение она имеет к истории детской литературы.
(Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они
продолжат и улучшат его дело. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто
идёт следом.)
25
Приложение 2
Задания направленные на развитие творческих способностей.
I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстраций к тексту.
7. По иллюстрации определить содержание текста.
8. Составление диафильма.
9. Выборочное чтение.
10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
11. Чтение для подготовки к пересказу.
12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить
слово, подходящее по смыслу).
13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет,
разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается
на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его).
II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.
1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые
обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.
3. Пересказ текста с определенным заданием.
4. Составление по тексту кроссвордов.
5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
6. Подбор загадок к словам из текста.
7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.
8. Составление ребусов к словам из текста.
9. Работа со словарем фразеологизмов.
III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.
«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)
26
1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).
2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:
Волк и Красная Шапочка про бабушку.
3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда
и вымысел.
4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки,
лошади.
5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.
6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические
способности.
7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)
Приложение 3
Таблица «Заместитель».
ЖАНР
«ЗАМЕСТИТЕЛЬ»
(ФИГУРА)
ТЕМА
«ЗАМЕСТИТЕЛЬ»
(ЦВЕТ)
Рассказ
О Родине
красный
Сказка
О детях
желтый
Стихотворение
О природе
зеленый
Басня
О животных
коричневый
Былина,
легенда
О волшебстве и
приключениях
голубой
Загадка
27
Пословица
Приложение 4
1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
1 группа - логические упражнения.
1. Назови одним словом.
Чиж, сова, ласточка, стриж, грач; Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли; Шарф, варежки,
пальто, кофта; Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; Картофель, свекла, лук, капуста; Лошадь,
корова, свинья, овца; Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки; Липа, береза, ель, сосна; Курица, гусь,
утка, индейка; Зеленый, синий, красный, желтый;
2. Что общего в словах и чем они отличаются.
Мел - мель, мал - мял, мыл - мил.
3.Какое слово лишнее и почему.
Красивый, синий, красный, желтый; Минута, время, час, секунда; Дорога, шоссе, тропинка, путь;
Молоко, сметана, простокваша, мясо; Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр; Ель, сосна, кедр,
осина; Лук, огурец, морковь, яблоко; Гриб, ландыш, ромашка, василек;
4.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза; Кора, лото, боксер; Молоко, нерест, тарелка;
2.Упражнения для развития беглого чтения.
Упражнения для расширения поля зрения
1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим
зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем
предметы справа, слева, вверху, внизу
28
2. Работа по таблице Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали.
Развитие зрения по вертикали:
8
75
5
13
4
64
29
17
7
36
78
43
6
7
90
85
13
8
25
76
12
12
43
99
22
26
67
72
15
45
94
61
23
87
9
34
3.Упражнения для развития выразительности чтения.
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догони,
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать передавая радость ( возмущение, печаль, гордость).
8. Чтение по ролям, в лицах
29
Приложение 5
1 группа упражнений (дыхательные) - для постановки правильного речевого дыхания
учащихся.
Различают дыхание физиологическое и речевое. В жизни человека дыхание является
непрозвольным. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание это
здоровье.
В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, однако в
результате тренировки этот процесс постепенно становится непроизвольным. (Приложение № 5)
2 группа упражнений (артикуляционные) для отработки правильного произнесения
гласных и согласных звуков.
Перед выполнением упражнений рекомендуется пластическая (артикуляционная)
гимнастика «Разомнем язычок». Ее цель: разогреть мышцы языка, губ, щек, чтобы обеспечить их
подвижность при говорении. Гимнастика направлена на развитие и укрепление мышц губ, языка,
челюстей и рта.
3 группа упражнений (дикционные) для отработки четкого произношения в
соответствии с заданным темпом. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для
слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием
выполняют эти упражнения.
Упражнения для развития речевого дыхания.
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки
прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки
висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
30
и, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при
выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы
слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация
губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки.
Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке.
Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное
украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно
подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели
на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее
самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку.
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка
вертится быстрее.
31
оркой обязательна следующая работа:
проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно,
восторженно, грустно, взволнованно, удивленно)
проговаривание сопровождаемое определенными, загаданными действиями (хлопками,
взмахами руки, и т.д.)
импровизированное инсценирование скороговорок (персонально или по группам)
Скороговорки.
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,
у быка бела губа тупа.
2. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
3. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
4. Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай: "Попугай,
попугай, попугай!"
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
6. Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
7. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под
душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и
не пачкай больше уши.
8. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
9. Течет речка, печет печка.
10. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
11. Попомни, поповна, как по пожне шла.
12. По семеро в сани уселись сами.
13. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего
пономаря перепономарит, перевыпономарит.
14. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
15. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
16. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
17. "Расскажите про покупки". – "Про какие про покупки?" – "Про покупки, про пок