Диагностика психологических особенностей детей на занятиях прикладным творчеством

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМЬЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Диагностика психологических особенностей детей
на занятиях прикладным творчеством»
Подготовила
педагог дополнительного образования
Стесева Ольга Арнольдовна
Санкт-Петербург
2017
2
В 7-9 лет у школьников хорошо развита способность к формированию
пространственной программы движения, к объединению моторных навыков
в связные и сложные навыки. Новообразованием младшего школьного
возраста является произвольность действий, формирование волевых
действий. В 10-11 летнем возрасте совершенствуется вариабельность
исполнения освоенных действий. Возрастает умение владеть своим телом,
что повышает самооценку ребенка и уверенность в себе. К подростковому
возрасту психомоторная организация ребенка развита настолько, что
позволяет ему овладевать любой деятельностью, активно использовать свой
творческий потенциал и реализовывать свои способности в полной мере.
Для дифференцированного подхода к учебной деятельности
необходимо учитывать особенности восприятия, переработки информации,
интеллекта, деятельности, речи, эмоций, памяти и мышления. Для того чтобы
педагог смог лучше понять с какими особенностями поступили обучающиеся
в детское объединение, необходимо определить их ведущую
репрезентативную систему.
Репрезентативные системы это те пути, по которым мы
перерабатываем и храним информацию в своем мозге. Они не являются
взаимоисключающими, в основном, у человека есть один ведущий канал
восприятия, обработки и хранения информации, второй — вспомогательный,
третий — наименее развитый.
Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, а я
на своих занятиях прикладным творчеством стараюсь вовлечь в работу и
задействовать правое полушарие, отвечающее за образность восприятия.
Нужно учитывать, что правое полушарие успешно справляется с
невербальными, пространственными задачами. Поэтому на занятиях ручным
трудом необходимо больше внимания уделять творческому мышлению и
приложению знаний к реальным ситуациям.
Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами
(зрительное восприятие) или кинестетиками (обонятельное, осязательное,
мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные учащиеся аудиалами
(слуховое восприятие)
Работа педагога в трех модальностях восприятия возможна на занятиях.
Работая с ребёнком-визуалом, нужно использовать слова, описывающие
цвет, размер, форму, местоположение - с высокой скоростью смены
деятельности. Записывать действия, использовать схемы, таблицы,
наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть,
наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина,
ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д. Визуал хорошо помнит то, что видел.
С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом -
хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило - спокойный.
Имеет живую, образную фантазию.
3
Работая с ребёнком-кинестетом, необходимо использовать жесты и
прикосновения, помнить, что кинестеты обучаются посредством мышечной
памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал.
Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать,
притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д. Лучше
обучается, делая. В начальной школе долго не может избавиться от привычки
водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее
впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении
стоит близко, касается людей. Характерно обилие движений,
много жестикулирует. Раннее физическое развитие.
Работая с ребёнком-аудиалом, следует использовать вариации голоса
(громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности:
слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть,
скрежетать, согласовывать, громкий и т.д. Аудиал легко повторяет
услышанное, чувствителен к интонации. В учебной деятельности
предпочитает счёт и письмо. Бывает, разговаривает сам с собой. Шевелит
губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко
отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Есть ряд способов , позволяющих определить тип ведущей системы
восприятия. Одна из них (анкета-опросник) вполне применима к
обучающимся в дополнительном образовании. Анкета проста в применении,
занимает мало времени, вопросы вызывают оживление у детской аудитории.
На одном из занятий объединения «Кукольный мастер» мною было
проведено небольшое анкетирование обучающихся (см. Приложение).
Результаты совпали с теорией о том, что у младших школьников лучше
развито правое полушарие головного мозга.
На своих занятиях в самом начале учебного года я использую образцы
готовой работы так визуалам понятнее итог работы и этапы её выполнения.
Если есть узлы (шаги неоконченной работы), следует показать их на
занятиях. В середине учебного года, можно показать незаконченный образец.
Обучающиеся сами могут додумать и доделать задуманную игрушку.
Иногда, уже на заключительном этапе обучения, следует не делать образцы,
умышленно подводя детей к самостоятельному поиску решения. Этот приём
срабатывает лучше для обучающихся второго года обучения, развивает
воображение и возможность опереться на имеющийся опыт. Поскольку они
успешны в работе с абстрактными идеями, можно предложить найти
нестандартное решение обычного дела отличным от предложенного
способом выполнить ту или иную операцию. При изготовлении игрушки
персонажа мультфильма (Смешарики Крош и Нюша, Котёнка по имени
Гав, собачки Шарика и т.д.) именно визуалы могут детально описать героя,
его действия, реплики.
Кинестеты любят всё трогать руками. Даже при просьбе посмотреть на
образец, непременно возьмут его в руки, манипулируют им, уносят на своё
рабочее место. Кинестетическая память это память мышечная. Кинестеты
4
могут увлекаться тем, что делают в данный момент, их сосредоточенность
сменяется рассеянностью и наоборот. Кинестеты наиболее успешны в тех
заданиях, где надо выбрать один вариант из нескольких возможных, им в
этом помогает скорее интуиция, чем конкретные знания. Этим обучающимся
следует предлагать решение задач с использованием предметов, игры и
соревнования на уроках, разыгрывание по ролям, желательны группы с
переменным составом. Им очень трудно усидеть на одном месте. Я не
возражаю, когда они перемещаются по классу так им лучше работается.
Возможно, это идёт вразрез со школьной дисциплиной, но в этом и есть
главный плюс дополнительного образования – индивидуальный подход.
Аудиалы тоже отношусь к их числу) любят диалоговый режим,
устные задачи, работу с видеофрагментами. Такие обучающиеся часто не
смотрят в глаза, а вслушиваются в слова, узнают по тону голоса настроение,
а по шагам кто вошёл в помещение. Основной упор на словесные
инструкции, жестикуляцию. Следует использовать в речи специальные
термины и разъяснять их значение.
Эти данные говорят о необходимости занятий прикладным творчеством со
всеми школьниками начального звена. Именно на наших занятиях появляется
возможность реализации творческого потенциала, а с применением
индивидуального подхода вполне возможно как развитие имеющихся
задатков, так и стимуляция к проявлению новых. Поскольку дополнительное
образование является зоной ближайшего развития - работа происходит «на
опережение».
Конечно, современному педагогу следует иметь в своём арсенале
различные методы и приёмы работы с детьми разной модальности. Следует
учитывать неповторимость каждого ребёнка, развивать имеющиеся
природные данные. Необходимо помнить, что именно в начальной школе
раскрытие потенциала человека (как бы его пробуждение) происходит
максимально. Важно не упустить момент, идти навстречу детской
непосредственности, помочь развиться имеющимся задаткам творческих
способностей и приобрести новые навыки и умения .
Всегда и сама группа - как объединение детей-единомышленников -
имеет большой потенциал. Если происходит работа обучающихся
подгруппами, необходимо составить их так, чтобы в каждой подгруппе
находились дети разных модальностей. Это позволит обогатить как самих
участников процесса, так и продукт их совместного творчества.
Есть способы стимулирования творческих способностей детей. Вот
они: обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность педагога,
его отказ от критики в адрес ребёнка; поощрение высказывания
оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование
личного примера творческого подхода к работе; предоставление детям
возможности активно задавать вопросы и находить ответы.
Кроме того, есть ряд упражнений, воздействующих на тело. С учётом
числа детей-кинестетов в группе, такие упражнения дают школьникам
5
возможность быстрее «переключиться» с учебного процесса на предмет
нашей деятельности. Все обучающиеся на наших занятиях имеют
возможность выполнять их, и с удовольствием это делают. Вот некоторые из
упражнений.
Массаж ушных раковин
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце
упражнения разотрите уши руками.
Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и
т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется
каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками
Кулак-ребро-ладонь
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь,
сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая
ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с
педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной
программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой,
затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при
затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе
командами («кулак ребро ладонь»), произносимыми вслух или про
себя.
Ухо – нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»
Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими
руками зеркально симметричные рисунки, буквы. При выполнении
этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда
деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится
эффективность работы всего мозга.
Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть
у каждого ребёнка. Это индивидуально психологические
особенности, отличающие одного человека от другого. От того
насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего
общества, так как формирование творческой личности приобретает
сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Важность развития творчества младшего школьника, его
способности проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для
всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и
6
обучения, надо вести разговор о создании таких условий, которые
содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых
качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты
творческой личности.
Нам, педагогам дополнительного образования, необходимо всегда
помнить о неповторимости каждого ребёнка в отдельности и группы в целом.
Каждый из нас наверно уже заметил, что и группы внутри объединения
разные и часто непохожие друг на друга. Казалось бы возраст
обучающихся один, время начала и продолжительности занятий совпадает,
но набор детей разный в каждой группе. Таким образом, творческий
потенциал группы раскрывается по-разному, и педагогу надо всегда
«держать руку на пульсе» и уметь реагировать быстро и точно. Последние
рекомендации по улучшению процесса обучения в детском объединении.
1.Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой
активности детей.
2. Изменить внутренний настрой по отношению к каждому учащемуся:
надо видеть потенциальные творческие способности в каждом.
3. Педагоги должны научиться видеть творческие проявления учеников
не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Для
этого учащихся надо включать в самые разнообразные виды деятельности.
Творческие способности лучше всего проявляются именно в той
деятельности, к которой у ребёнка имеются специальные способности.
4. Нужно стремиться формировать у учащихся достаточно высокую
самооценку, которая стимулировала бы их к деятельности. Для этого педагог
должен отмечать индивидуальные достижения учеников; при этом оценка
должна быть объективной, а форма поощрения гибкой: если поощрение
становится привычным, его надо прекратить. Главное, чтобы ребёнок
испытал радость от хорошо сделанного дела.
5. Педагог должен развивать свою креативность. Чтобы развивать
творческие способности учеников, педагог должен быть сам творческим
человеком.
6. Не мешает иногда пошутить на занятии, проявить актёрское
мастерство – возвысить голос, скопировать речь кукольного персонажа. Если
«растормошить» детей, стать им другом, они всегда откликнутся на
доброжелательный тон, сами начнут придумывать новое. Не следует быть
«застёгнутой на все пуговицы», все дети любят тёплое к ним отношение,
какой бы ведущей модальностью ни обладали.
7
Анкета-опросник для определения ведущей репрезентативной системы.
Отметь знаком «+» наиболее подходящее для тебя определение следующих
понятий :
«Скорость»
а) быстрая смена пейзажа, мелькание деревьев, домов… (+)
б) шум ветра, шуршание шин, визг тормозов. (*)
в) учащенное сердцебиение; ощущение ветра, бьющего в лицо. (@)
«Плохая погода»
а) завывание ветра, стук капель. (*)
б) зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (@)
в) тусклое небо, серые тучи. (+)
«Мёд»
а) сладкий запах, липкие губы, тягучий. (@)
б) золотистая, прозрачная жидкость. (+)
в) хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчел. (*)
«Море»
а) сине-зеленая вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
б) теплая, соленая вода, горячий песок. (@)
в) шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
«Усталость»
а) тело ломит, голова тяжелая, вялость. (@)
б) мир вокруг кажется серым, бесцветным, пелена перед глазами. (+)
в) громкие звуки раздражают, хочется тишины. (*)
«Яблоко»
а) звонкий хруст укуса. (*)
б) круглый плод, красного, желтого или зеленого цвета на высоком
дереве. (+)
в) кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (@)
«Снег»
а) сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
б) холодный, мягкий, пушистый. (@)
в) скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
«Вечер»
а) размытые краски, яркие огни фонарей, длинные тени. (+)
б)приглушенные звуки, голоса близких, на сковороде ужин. (*)
в) ощущение приятной усталости, мягкое удобное кресло, чашка горячего
чая. (@)
8
«У костра»
а) тепло, дым щиплет глаза, согревает. (@)
б) языки красного пламени, вспыхивающие угли, сизый дым. (+)
в) потрескивание углей, шипение дров, бульканье воды в котелке. (*)
«Дерево»
а) шелест листьев, треск сучьев, скрип веток. (*)
б) высокий прямой коричневый ствол, зеленая крона, лучи солнца
проглядывают сквозь листву. (+)
в) шершавая кора, мягкая листва, запах свежести. (@)
«Библиотека»
а) шорох страниц, приглушенная речь, скрип стульев. (*)
б) книги с гладкими обложками, увесистые тома, запах старых книг. (@)
в) глянцевые и матовые, красочные и разноцветные обложки книг;
высокие стеллажи. (+)
«Город»
а) завлекающие витрины магазинов, разнообразие и смешение различных
запахов. (@)
б) высокие здания, серые мостовые, яркие рекламные щиты, разноцветные
машины. (+)
в) шум машин, гул голосов, вой сирены, хлопанье дверей. (*)
«Утро»
а) светло-голубое небо, прозрачный воздух, показавшееся из-за горизонта
розовое солнце. (+)
б) щебетание птиц, тишина, тихое шуршание листьев. (*)
в) прохладный воздух, влажная трава, теплые лучи солнца, дышится
полной грудью. (@)
«Ремонт»
а) запах пыли, краски, лака; влажные свежепоклеенные обои. (@)
б) чистые обои, белый потолок, беспорядок. (+)
в) стук молотка, визг дрели, эхо в пустых комнатах. (*)
«Церковь»
а) огоньки свечей, золото алтаря, тусклые краски старинных икон,
полумрак. (+)
б) монотонный голос богослужителя, хоровое пение, потрескивание
свечей. (*)
в) сладкий запах ладана, запах горящего воска, ощущение умиротворения.
(@)
Ключ
Визуал (+) Аудиал (*) Кинестетик(@)
9
Список использованной литературы
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения: Учебник для вузов Стандарт третьего поколения/ Под
ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014
2. Справочник по психологии и психиатрии детского и
подросткового возраста; 2-е изд, перераб. и доп./ Под ред. С.Ю.
Циркина. – СПб.: Питер, 2014
3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов
высш.учеб.заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2007
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://www.psyoffice.ru/3-0-hrestomati-readerage011.htm