Сценарий мордовского обряда «Эрьбань салмат» («Вербные кушанья»)

Сценарий мордовского обряда
«Эрьбань салмат» («Вербные кушанья»).
Автор: учитель истории и обществознания Сударикова Л.В.
Выходят Женщина и девушка в мордовских костюмах.
1-й: Шумбрачи!
2-й: Шумбрачи, вечкевикс ялгат!
1-й: Здравствуйте!
2-й: Здравствуйте, дорогие друзья!
1-й: Много славных и добрых дел, много хороших традиций в округе
нашей.
2-й: Вот и мы решили вспомнить одну из них, в старину отмечавшуюся
шумно и весело, а сейчас позабытую.
1-й: Это почему же позабытую?
(бьёт вербой другого)
2-й: Ой-ой, что это такое?
1-й: Да, так праздновали в старину вербное воскресенье. Большим
уважением пользовалась верба у мордвы. По преданию, она имела
свойства придавать здоровье, жизненную силу людям и животным.
Накануне девушки и парни справляли «Эрьбань салмат» («Вербные
кушанья»). Собирались в «аштем-кудо».
С древних времён повелось у мордовского народа перед каждым
важным делом, большим праздником зажигать родовую свечу и просить
благословения у своего Бога Инешккипаза.
Входят девушки и юноши в национальных костюмах, накрывают
стол.
Входит женщина по-старше. Зажигает родовую свечу и начинает
читать молитву «Пазморо»
Инешкипаз! Вере Чипаз!
Верев кепедьсыне кеденек,
Масторов нолдасынек сюкпрянок,
Тонеть тече ознотонак
Тонеть лемс – ознотанок. Саик!
Инешке паз! Всевышний наш!
Мы вознесём руки свои к небу,
Земле родной поклонимся низко.
Тебе сегодня молимся,
Прими нашу молитву.
Тундо,тундыне! Тундо мазыйне!
Мастор ланга тон! Лембе
максыйне!
Баславан эйсэнк, эрзянь раськеть.
Тидидедень кизэстеньть
Улест маней чить, лембе пиземнеть.
Шачост паксянок, тусто сюросо.
Касост кудованок,
шумбраэкакшкэть!
Весна,весна! Весна красна!
Силу ты дай моей матушке-земле.
Благославляю тебя, родная земля,
Чтоб этим летом были дни
хорошие
Да тёплые дожди!
Родила бы матушка-земля добрый
урожай.
Да в домах ваших здоровых детей!
Девушки и юноши садятся у стола, угощаются.
Звучит музыка .
Проводится игра «Вербань хлыст»
Дети стоят в кругу. Ведущий бегает с вербой в руках и дотрагивается
до детей. Дети в этот момент должны подпрыгнуть: кто не успеет, тот и
водящий.
После игры все выстраиваются в два ряда : юноши напротив девушек,
хлещут вербными ветками, проходящего сквозь строй, проговаривая
пожелания.
Верба, верба, верба хлёст,
Вставай рано, бей до слёз.
Вставай рано, молись Богу:
За курицу, перьицо, за красное яйцо.
Будь таким же сильным, как верба
Таким же здоровым, как её корни,
И таким же богатым как земля.
Верба, верба, верба хлёст,
Бьёт до слёз.
Верба синя, бьёт не сильно,
Верба красна, бьёт напрасно,
Верба бела, бьёт за дело.
Вай, спите,спите.
Не бойтесь, что проснётесь!
Вербой мы вас побьём
Для хорошего урожая,
Для доброго здоровья.
Как вербочка растёт, так и ты расти.
2-й: А теперь мои подружки
Запевайте-ка частушки.
Эрьба, матушка,
Эрьба, кормилиця!
Вана таргинек столенек.
Панинек кишнек-салонок
Путынек ведра пуринек
Пештинек норов плошканок
Кирвастинек валдо свечанок,
максынек теть сюкпрянок
Паро мельсэ сюконятано.
Верба, матушка,
Верба, кормилица!
Вот накрыли мы стол.
Напекли пирогов,
Приготовили угощения,
Наполнили свои плошки,
Зажгли родовую свечу,
Кланяемся тебе.
Звучит музыка
Дети поют частушки
1.Минь эрятан Ашмавеле,
А покшкине велесе,
Свал цитне тештиникс
Ашти минек седейсе.
2. Мазый, мазый минек велесь,
Хвалямодо а сизян.
Тесэ эрить тетям-авам
Ды монгак тесе эрян.
3. Велем ашти вирь чиреса,
Куншкава чуди лейне
Эрьва кизна покш городсто
Ламо ломать сакшныть тей.
4. Виресь сюпав пангинесэ,
Касыть тосо ягыдат
Бабань-кашанть лисьменесо
Тантейнестэ минь симдян.
5. Минь морынек нурька морот
Тееник тынек паро
Ней учытано кода тынь
Пек карматад цяпамо.
Под музыку уходят
2-й: Песни и пляски продолжались до глубокой ночи, а утром молодёжь
ходила с ветками вербы по селу и пела песни.
Ближе к обеду всё село собиралось на берегу реки. Начинались
соревнования, состязания в песне.
Шумбра чи тенк, вий, валдо превть течияк, вандыяк! Сюкпря ваномань кисе!
1-й: Здоровья Вам, сил, светлого ума сегодня и всегда! Спасибо за
внимание!
Литература:
1. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа:
Методический сборник.-Ульяновск: Симбирская книга, 2000.
Составители: Будылёва С.П., Чекулаева Н.В.